Деревня Зубры и ее обитатели
Мои предки по мужской линии (и предки еще десятков -если не сотен носителей этой фамилии!) - вышли из небольшой деревни Изубри, которая находится в западной части Смоленской области на правом берегу Днепра. Сейчас это Руднянский район.
История этого края весьма примечательна. До революции Руднянский район именовался Любавичской волостью и входил в состав Могилевской губернии. В 1923 году Любавичская волость была присоединена к Смоленской области. Еще ранее эти земли входили в состав Оршанского повета Великого княжества Литовского. Оршанский повет был присоединен к России во время первого раздела Польши(1772 г.). То есть, около двухсот пятидесяти лет назад, что по историческим меркам является сроком незначительным. В составе Великого княжества Литовского эти земли находились значительно дольше -почти пятьсот лет! - что и определило во многом культурное и бытовое отличие обитателей этих мест от коренного населения России.
Говорят в этих местах особым языком, в котором отчетливо слышится не только белорусской говор, но и польская речь: аканье, легкое дзеканье, употребление вопросительной частицы "чи". Заметно влияние Белоруссии и Польши и в культурном плане: еще не полностью забытое униатство и католицизм, еще относительно недавно имевшее место широкое распространение польских имен среди местных жителей…
***
Исторический материал по деревне Изубри, который я успел собрать к 2024 году, был довольно обширен, но не уходил далеко во тьму веков. Самые ранние документы датировались концом XVIII века и относились к периоду первого раздела Польши (1772). Из этих документов я уяснил, что Изубри были основаны как выселки около 1780 г. и владела ими княгиня Дорота Друцкая -Любецкая. Именно с этого года я и собирался начать историю своей фамилии.
Но весной 2024 года произошло примечательное событие - я получил письмо от Геннадия Николаевича Кравцова, уроженца тех же мест, что и мои предки. К тому же Геннадий Николаевич был одержим тем же недугом, что и я, - он собирал материалы по родословной своих предков, которые жили в нескольких километрах от моих предков, в деревне Морозовка.
Так завязалась переписка. И он выслал мне несколько копий документов, которые отодвигали основание деревни Изубри на 130 лет назад, в 1655 год, а может быть, и на более ранний срок.
Завершение книги мне пришлось отложить на неопределенный срок, чтобы осмыслить новый материал, дополнить его и включить в книгу. Но все это компенсировалось перспективой написать историю одного из самых древних крестьянских родов России и Белоруссии.
Надо сказать несколько слов и о Геннадии Николаевиче, который оказался очень интересным и увлекающимся человеком. По своему первому образованию он радиотехник и достиг в этой области известных успехов. Пик техкарьеры -Главный конструктор телевизоров "Юность". Затем закончил МГИМО (английский язык), изучал культуру кхмеров. Вжился в культуру этого народа и опубликовал труды по кхмерской культуре(9 книжек). За значительный вклад в русско-камбоджийские культурные связи был приглашен в Камбоджу и некоторое время жил там как гость министерства культуры. Впервые в России перевел и издал кхмерские пословицы ( «500 популярных пословичных изречений»). Теперь он с увлечением пишет историю своих предков. Его книга "В гостях у предков. Книги переписные Любавицкой волости села Микулина крестьян" вышла в печать в начале 2024 года. Надеюсь, она будет не последней по генеалогии рода и истории края.
***
Геннадий Николаевич и вдохнул новый импульс в мои генеалогические поиски, прислав документы 1655 года. В это время шла русско-польская война, и после завоевания большей части Белоруссии и Литвы, русская администрация стала составлять "Крестоприводные книги", в которые переписывалось мужское население вновь присоединенных земель, и делались отметки о принесении ими присяги (целование креста) на верность Московскому государству.
Именно в этих документах (из тех, копии которые я имею в своем архиве) впервые упоминаются деревни Кеново и Изубря. Вот перечень крестьян, приведенных ко кресту:
Деревня Изубря
Федор Сухоцкий
Восип (Осип) Щукин сын 1
Корней Дементьем сыны 3
Ходор..... сыны 3
Денис Аврам
Лукьян Микитин
На Изубрии душ 6, сыны 7
Деревня Кеново
Игнат Нефедов
Савко Кишко сынов 2
Иоаким Ивашков сынов 2
Хома Тимофеев
Ерофей сын 1
Фирса сын 1
Лукаш Чыжов сыны 3
Мартын Чыжоов сыны 3
Софрон Чыжов сыны 2
Гришко Чыжов сын 1
Михалко Малявка
Моисей Карпов сын 1
Исай и Сахон Никитины
Моисей Жуков(?)сынов 2
Кондрат Куприн
Малах Куприн
..... Куприн сынов 2
Фирса Шарапин сынов 3
В Кенове душ 19 сынов 22
Далее в имеющихся у меня документах следует большой временной пробел.
И следующее упоминание деревни Изубря встречается в польских документах второй половины XVIII в. Называются эти документы Инвентари Фольварка Шилова. Самый ранний инвентарь датируется 1763 годом. Далее следует инвентари 1772 и 1775
Привожу название самого раннего Инвентаря:
INWENTARZ
Folwarku Szylowa
sporzadzony roku
1763
Надо пояснить, что Инвентарь – это хозяйственная опись, содержащая поименное перечисление крестьян, принадлежащих помещику. В этом инвентари схожи с российскими Ревизскими сказками. Но польские инвентари, кроме имен крестьян, содержат сведения о земельных наделах крестьян и количестве скота на их дворах. Здесь же указаны налоги и повинности.
Фольварк – это помещичье хозяйство. В нашем случае село Шилово являлось административным центром этого хозяйства и, скорее всего, именно там находился дом управляющего.
В следующей описи 1772 года фольварк Шилово уже указан как входящий в имение Любавичи. Надо понимать, что подобных фольварков в имении было несколько, и административный центр находился в Любавичах.
Название деревни
Деревня (Wies) Изубря упоминается в Инвентаре 1772 г, и названа она osada na Zubrah -т.е. поселение на Зубрах. Я думаю, что названия Изубря и Зубры относятся к одному и тому же населенному пункту. Во-первых, иных деревень со схожим названием в этой части Оршанского повета не встречается. Во-вторых, прослеживая по документам другие деревни, можно заметить, что их названия часто записаны с искажениями. Это объясняется тем, что писцы а потом и картографы записывали название деревень со слов живших там крестьян, а крестьяне довольно вольно обращались с фонетикой... Все ж, язык живая категория и подвержен изменениям.
Поскольку Зубры не упоминаются в Инвентаре 1763г., можно предположить, что их основали как выселки между 63 и 72 гг.
Польское название поселения osada na Zubrah проливает свет на происхождение названия деревни. Возможно, Зубры – это название урочища в лесной части земель фольварка. Можно предположить, что это была обширная поляна, памятная местным жителям тем, что на ней столетиями паслись зубры. Но, можно понимать этот топоним и несколько иначе. Возможно, Зубры - искаженное название деревни Изубря, которая некогда находилась здесь, и память о которой еще сохранялась у потомков. Деревня эта на длительное время запустела из-за войн, и лишь к концу XVIII века, когда население фольварка увеличилось, эту территорию вновь стали использовать крестьяне из близлежащих деревень как сенокосное угодье.
На приведенном выше фрагменте карты Любавичской волости 1782 г., видно, что Зубры располагались далеко от ближайших деревень, в обширном лесном массиве. Это был, как можно предполагать, медвежий угол обширных земель фольварка. И не каждый крестьянин имел желание здесь селиться. Все селения фольварка, в основном, размещались по реке Березине.
Но, все же, со временем несколько семей пожелали поселиться и в лесной глуши. Среди них была и та семья, которая и дала начало нашей фамилии. Так образовалась деревня. Первое время она не имела фиксированного названия, и в документах она упоминалась и как Зубры, и как Зуброво, и как Зубровцы. Если следовать польскому варианту произношению, то, скорее всего, название должно было звучать как Жубры.
На приведенной выше карте, вычерченной уже русскими картографами, деревня имеет название Зубри. Скорее всего, это есть искаженный вариант польского названия Жубры. Видимо, местные жители в то время так произносили название своей деревни. Трудно понять, с чем связано это искажение.
Владельцы фольварка Шилово
Под описью 1763 года стоит подпись DOROTA LUBECKA. Ниже подписи помещена красная сургучная печать, на которой отчетливо виден дворянский герб с изображением топора (секиры) и креста.
Любецкие – княжеский род, который жил в пределах Великого княжества Литовского. Происходил он от князей Друцких, которые разделились на несколько ветвей, одна из которых и приняла фамилию Любецкие (по названию своего главного имения). В официальных источниках их обычно именуют Друцкие-Любецкие.
В Инвентаре 1772 года Дорота уже указывается как Дорота Оссолинская-Огинская.
В доступных источниках (большей частью, Интернете) сведения о польских князьях Огинских, Осолинских и Друцких-Любецких весьма скупы и не полны. Но сопоставляя польские Инвентари и Ревизские сказки, а так же информацию из интернетовских статей, можно сделать некоторые обобщения :
Первым мужем Дороты был князь Любецкий.
Поскольку Инвентарь 1763 г. подписан только Доротою, можно предположить, что к этому времени она стала вдовой. Скорее всего, Шиловский фольварк достался ей как вдове из наследства мужа. Но не исключено, что это имение было приданным Дороты.
Вторично замуж она вышла в 1764 г. за князя Матеуша Огинского. Именно это и фиксирует Инвентарь 1772 г. , в котором Дорота упоминается уже как Оссолинская –Огинская. Но Инвентарь 1772 г. подписан не Огинскими, а Бржозовским Александром. Видимо, Шиловский фольварк к этому времени был взят им в аренду у владельцев.
Умерла княгиня Дорота в 1782г., и новым владельцем Шилова стал князь Франтишек Друцкой-Любецкий (сын Дороты от первого брака), что зафиксировано в Ревизской сказке 1782 г. По законам того времени, приемный сын имел право наследовать лишь материнскую часть движимого и недвижимого имущества. Именно ему и перешла вотчина Шилово, которая ранее принадлежала его матери.
Надо сказать, что в Интернете я не нашел упоминаний о том, что у нее был сын в первом браке. Видимо, сведений о ней сохранилось весьма мало, поэтому Инвентарь 1763 г. может существенно дополнить ее биографию.
Инвентарь 1772 г., в котором упоминается Дорота, уже как жена князя Огинского, имеет следующее оглавление
Инвентарь фольварка Шилова имения Любавичи в повете Оршанском лежащего принадлежащего ясновельможным панам Матеушу с Козельска и Дороты с Оссолинских Огинских, мерецких, козянских старост, полковников войск королевских.
По праву арендному сдано на три года на условиях в том праве выраженных пану Александру Бржозовскому, чашнику Закрочимскому, за сумму денежную в том праве установленную.
Году тысяча семьсот семьдесят второго дня святого Юрия Римского месяца апреля двадцать третьего дня...
Шиловский фольварк
Шиловский фольварк располагался в Оршанском повете и включал в себя в 1763 году следующие деревни (цифрами указано количество дворов):
Шилово 10, Серцейа 6, Бородзино13, Кеново 52, Морги12, Ситовшчизна27, Дашкевиче3, Зубаки12, Козлы6, Пырье5, Маршчаки4, Обрубы4, Никаны3, Луково5.
Общее число дворов – 162. Как можно предположить, число крестьян в фольварке было порядка 1000-1500 человек.
Границы земель в Инвентарях не указаны, но упоминаемые в описях селения сохранились до сих пор, что позволяет определить, пусть и несколько грубо, площадь земель бывшего фольварка Шилова - около 50 -100 км кв.
По описи 1772 года фольварк состоял из следующих деревень:
Шилово9, Серцейа4, Бородзино17, Кеново52, Морги12, Ситовчизна22, Зубаки16, осада на Зубрах 3, Дашкевиче6, Козлы7, Пырье4, Климяцина12, Маршчаки3. Всего 166 дворов.
В 1775 году:
Серцея 6 , Шилово 12, Бородзино 15, Морги 15, Ситовшчизна 28, Кеново 57, Зуброво 7, Зубаки 17, Дашкевиче 6, Козлы 7, Пырье 3, Маршчаки 3, Падоры 3.
Всего 179 дворов.
Обитатели Зубров
Первоначально в Зубрах было поселено всего три крестьянские семьи. Инвентари составлены на польском языке, и я, записывая имена по-русски, постарался сохранить то звучание, которое присутствовало в польском подлиннике :
1.Роман Илейкин
2.Автух Хведоров
3.Андрей Хролов
Их жены и дети в Инвентаре 1772 г. не указаны.
В Инвентаре 1775 г. указано новое название - Wies Zubrowo (деревня Зуброво; в этой же описи зафиксирован и вариант Зубровцы). К этому времени количество дворов увеличивается до семи. В Инвентаре, кроме количества земли и скота, приводится состав семей поселенцев и их возраст:
1. Автух Хведоров 45, жена Малания 40, сын Амельян 9, дочери Ханна 5, другая Ханна 3,
Брат Леон 35, жена Васия 33, сын Мехей 9, дочери Хадосья 12, ….7, Прасковья 2,
Другой брат Амельян 30, жена Аксиния 30, дочь Кася 4.
2. Гардзей Романов 47, жена Авдоцья 43, сыновья Иван 19, Ларко 17, другой Иван 12,
третий Иван 4, дочь Мария 9.
3. Карней Карпекин 45, жена Авдоцья 43, сын Змитрок 7.
4, Хришко Шарапин 37, жена …33, сыновья Дземьян 16 женат, Иван 9, дочь Дарья,
жена Дземьяна Аксенья 17.
5.Карней Андросов 47, жена Авдоцья 40, сыновья Апанас 17, Пилип 7, дочь Ханна 5.
6, Савка Марков.43, жена Авдоцья 45, сыновья Кузьма 19, Кондрат 17, Йозеф 10, Левон 7,
Дочь Хадора 15.
7, Сидор Левонов Копик 45, жена Настасья 43, сыновья Андрей 4, Прохор 3, дочь Наталья,
Брат Павлюк 40, жена Ульяна37, дочь Прасковья 5,
другой брат Купрей 23, жена Рипина 21.
Свидетельство о публикации №223013001636