Лён и его красители

.

https

         ГОРИТ КАК ПЛАМЕНЬ СИНИЙ ЛЁН.
   Женщины и девчата, всё лето и осень занимались древним ремеслом по выращиванию и переработке  стеблей льна и конопли. Лён не косили, его теребили в августе месяце, т.е.  рвали вручную с корнем, чтобы получить максимальную длину стеблей, потом связывали в снопы и оставляли в поле для просушивания под солнцем, позже уже отделяли семенные головки. Оставшуюся  соломку расстилали тонким слоем, чтобы вымочить в росе, утренних туманах и дождях. Вдобавок вымачивали  в ямах  «мочилах» и  «сажелках», т.е.  маленьких водоёмах. Этот процесс имел  очень важное значение, потому в народе говорили:  «не земля родит лён, а мочило». 
  После отделения волокон от стеблей, получалась «треста» (вымоченные и высушенные стебли льна), которую обрабатывали льномялкой, доводя волокно до нужного качества, ибо  «не домнёшь мялкой, так вспомнишь за прялкой». Опытная хозяйка могла в день намять до ста снопов, а после волокно ещё надо было очищать от  мелкой костры», поэтому его «трепали», а после промывали и разделяли
10 из 19
«чесали» на мелкие волокна в  «куделю». Вся эта грязная и тяжёлая работа закачивалась до наступления заморозков в октябре месяце! 
Кору, т.е. «костру»  от  стеблей, использовали как ценное сырьё для изготовления бумаги, из семян отжимали масло и делали  настойки. Из размятых волокон  «кудели» пряли вручную с помощью веретена, до 300 метров нити за день для рубах и полотенец, а на самопрялке выходило в семь раз больше. Начинали всегда по традиции  в  день  Параскевы (28 октября) и пряли до самой Пасхи, Одна женщина за это время могла напрясть до 60 метров ткани, что хватало на новую одежду для всей семьи и даже на приданное дочери. Холсты получались серыми, поэтому их отбеливали, клали в котёл и заливали горячим  раствором щёлока, т.е.  водой с древесной золой и оставляли у печки до утра. Утром ткань отстирывали от золы, мокрую стлали по траве выгорать под солнцем, на другой день стирали  в  речной  воде, а затем долго мяли и отбивали деревянными  вальками с зубьями.

         ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ ХОЛСТА.
  Для праздничной одежды холсты красили отварами коры, корней, стеблей и ягод,  добавляя для стойкости канифоль, соль или закваску из ячменной муки. Собранную в лесах кору измельчали, сушили и, а потом заливали  и долго томили в печи, после чего в настоянный отвар погружали сшитую одежду, холст или пряжу. Краску из ягод и растений готовили иначе, их прежде долго толкли пестиком в глиняном горшке, затем заливали хлебным квасом и оставляли киснуть на несколько часов. Потом горшок обмазывали глиной и отправляли упревать в русскую печь. Готовую краску студили и подсушивали, чтобы по мере надобности использовать частями, растворяя в горячей воде. ЧЁРНЫЙ цвет давала дубовая и ольховая кора, БОРДОВЫЙ кора ивы и берёзы, ПЕСОЧНЫЙ и КОРИЧНЕВЫЙ цвет  давал сок ольхи.  Интересно окрашивал одежду настой из цветов ЗВЕРОБОЯ в цвета жёлтый и зелёный, а если его подкислить, то уже давал красный или  розовый!  Из тростника или конопли получали ЗЕЛЁНЫЙ, а благодаря Череде  жёлтый цвет.  Грубое полотно шло для пошивки рабочей одежды, ещё ткали «кросны»,  т.е. трёхцветные коврики на стену и узорчатые ткани. Всё изменилось с приходом нового двадцатого века машиностроения и технологий, теперь все ручные операции выполняют машины, получая льняную пряжу. На западе таких технологий и по сей день не существует, он закупает у нас льняную пряжу, избегая всех процессов его обработки. Сейчас льняные ткани и нити активно используются в медицине, в производстве лечебного белья и даже ваты.

                ЛЕСОЗАГОТОВКА.//disk.yandex.ru/i/GiUnexjd-zHsbA


Рецензии