Вторая запись в дневнике Volta de mina
Интерес к этому архипелагу у меня появился еще с детства.
Отец, особенно это бывало в конце рабочей недели, в пятницу, после работы, садился со мной на диване и читал мне огромную книгу " История географических открытий". Автора ее я уже и не помню.
Такие вечера для меня были настоящим подарком. Отец не учил меня жить, он просто делал так, чтобы я видел мир его глазами. Книга отправляла нас в придуманное путешествие и у меня, благодаря этому, сложилось стойкое ощущение, что сама жизнь - это авантюризм открытий и приключений. Все остальное — рутина.
Однажды я сильно заболел. У меня была высокая температура. Я тихо лежал и смотрел на двери, когда их откроет отец. И, когда это произошло, моей радости не было предела.
Он, как обычно, достал с полки книгу, открыл ее и прочитал название очередной главы - " Азорские острова".
Вот тогда я узнал, что название острова произошло от арабского слова «а;or», означающего "ястреб". По легенде мореходов, ястребы летели к своим гнёздам и указали путь к девяти островам, которые располагались недалеко друг от друга.
До сих пор неизвестно, кто первым высадился на этих островах. Предположительно это произошло в 1427 году и на момент открытия острова были необитаемыми.
- Острова в Атлантическом океане сегодня принадлежат Португалии. Кстати, два острова в составе крупного острова Кабраш, предложили в начале девятнадцатого века купить русским.
- Купить острова? Их можно купить? — я не мог сдержать своего удивления.
Папа ничего не ответил, просто слегка улыбнулся.
- Россия отказалась от этого предложения. Морской генеральный штаб решил, что невозможно оборудовать эти острова под базу флота. Хотя, в случае войны с США или Англией, они бы были кстати. Слушай, я тебе расскажу одну очень интересную историю, которая связана с Азорскими островами.
Отец приподнял мне подушку, я удобно примостился и приготовился внимательно слушать.
- Помнишь, мы читали главу, как Христофор Колумб открыл Америку?
Я кивнул головой.
- Так вот. В древности, географические карты, лоции ценилась гораздо больше, чем стоимость корабля в то время. На них отмечали направления ветров, течений, которые тщательно держали в секрете. Лоции – документы с описаниями природных условий и также путей достижения той или иной земли, охраняли ничуть не меньше, чем современные государственные тайны. Во времена Колумба, промышляли пиратством и захватом не открытых земель. Существует легенда, что Америку нашел не Колумб. Он, якобы, украл карту у некого штурмана, на которой был обозначен маршрут к неизвестной земле. Так вот, история началась с того, что некое торговое судно, название которого уже никто не помнит, шло то ли на Мадеру, то ли в Англию, но не важно, но суть остается неизменной: он шел проложенным курсом. Поднялась буря, которая привела к тому, что паруса были сорваны, мачты сломаны, и судно, превратилось в игрушку ветра и волн, забросило на какой-то берег. Здесь команда принялась его чинить, в достаточной мере справилась с задачей, однако, никто не представлял, как отсюда можно было попасть домой. Посему, плыть пришлось наугад, держась восточного направления. Во время тяжелого обратного пути вся команда погибла от голода и цинги, в живых остался только штурман, старательно фиксировавший все необходимые сведения, чтобы когда-то вернуться назад. Когда судно, наконец-то, прибило к побережью Азорских островов, тяжело больного и единственно выжегшего моряка, обнаружила команда Колумба, которая, как раз в это время находились на архипелаге. Обессиленный моряк поведал об открытой им земле и рассказал о том, что у него есть карта, как туда попасть. Но, по приказу командора, штурман был убит и все его бесценные записи исчезли. Разобравшись в расчетах, и поняв, что за сокровище оказалось у него в руках, Колумб скрыл историю как все произошло на самом деле, и выдал записи покойного за собственные.
Я слушал рассказ отца и не дышал. Перед моими глазами мелькали картины этой ужасной истории.
- Папа, а как звали этого моряка? И кто такой штурман?
- Его звали Алонсо Санчес. Но это легенда. Никто не знает сегодня, правдивая это история или нет. Но она существует.
Папа ладонью притронулся к моему лбу.
- Совсем горишь. Да, я все время рассказывал тебе о капитанах и пиратах, но никогда не рассказывал, кто такой штурман на корабле.
Вот так впервые я понял, что корабль не может двигаться куда попало и как угодно. И есть на нем человек, который определяет его движение. И этот человек - штурман! В его знаниях заключены безопасность и живучесть корабля. Я понял, что хочу ним стать!
Позже, окончив училище , оказавшись на подводной лодке, я всегда с интересом всматривался в лоции, где было обозначено течение Volta de mina, которое начинается от берегов Новой Гвинеи, достигает центра Атлантического океана и далее, оттуда, в самом деле вполне возможно достичь Америки на парусном судне.
Когда со мной произошла эта ситуация, я вспомнил об этой истории. И еще, я вспомнил перевод названия этого течения. "Volta de mina" - значит " возвращайся обратно". Да, иногда стоит повернуть назад для того, чтобы понять - для чего ты шел вперед.
Свидетельство о публикации №223013000517
Без комментариев. Но эпизод интересный. Еще раз свидетельствующий о том, что мальчик мечтал о морских путешествиях и потому хотел стать штурманом. Но не подводником. О том большинство мальчишек не знает ничего, кроме фантазий Жюль Верна, значит, мечтать не может...
Альберт Иванович Храптович 31.01.2023 07:07 Заявить о нарушении
И сейчас мне нравится она! Совершенный корабль!
Надеюсь, мто это не станет насмешкой надо мной, Альберт Иванович!
Но, я не боюсь осуждений по этому поводу.
Дорогу осилит идущий.
В своих рассказах автор много сопереживает со своими героями, а значит, он рядом с ними.
Это потрясающее чувство!
Лидия
Лидия Сикорская 31.01.2023 11:42 Заявить о нарушении