Маньяк в Берлине
Из этих материалов следовало, что в Германии, в Берлине и в других городах целых 20 лет – с 1923-го по 1943 год – безнаказанно совершал изнасилования и убийства серийный маньяк. Следователи предъявляли ему обвинения в убийствах по крайней мере 51 женщины за эти годы. Однако не исключено, что изнасилований и убийств он совершил до 85-ти. В любом случае, это самый опасный маньяк в истории европейской криминалистики.
Безжалостным серийным убийцей, по версии следствия, стал 35-летний кучер, извозчик и разносчик белья (т.к. его отец владел прачечной) Бруно Людке. В берлинском районе Кёпенике он был местным сумасшедшим – человек с врождённым слабоумием, который считался безвредным и боязливым, «даже мухи не обидит».
Конечно, иногда Бруно обращался к женщинам с непристойными предложениями, но те только посмеивались – что с него возьмёшь? и, пожалуй, даже жалели безобидного парня, которому не суждено познать женской любви.
Тот, на которого никогда не подумали бы
В рамках «Закона о предупреждении наследственных заболеваний» в августе 1939 ему была предписана принудительная стерилизация, которую выполнили 29 мая 1940 года. В гитлеровской Германии все умственно отсталые люди подвергались насильственной стерилизации – чтоб случайно не попортили генофонд нации.
Когда стало очевидным, что в нераскрытых убийствах женщин, совершённых в Берлине в разные годы, есть немало общего, полицейские поняли, что имеют дело с серийным убийцей.
Комиссар криминальной полиции Берлина Хайнц Франц, которому было поручено расследование, ознакомился с делами десятков «претендентов», которые могли совершить подобные злодеяния, но не обнаружил подходящего кандидата. У большинства было либо твердые алиби, либо они сидели в тюрьмах, либо воевали на фронте. И тогда он остановился на кандидатуре Бруно Людке.
Но тут к делу подключилось СС. Комиссар Франц в присутствии обер-секретаря района Кёпеник Хейнцмюллера и стенографистки 2 часа допрашивал Людке. Разносчик белья, даром что чудак, упрямо отвергал все подозрения в свой адрес. Хотя и не отрицал, что ему нравятся хорошо сложенные женщины. Но кому же они не нравятся?
Хайнц Франц прервал допрос и отправил обер-секретаря со стенографисткой домой. Потом он записал в деле: «У меня создалось впечатление, что присутствие нескольких человек сковывает Людке. Мне показалось также, что обычная форма ведения допроса неприемлема для него. Нужно было попытаться установить с ним определенный личный контакт, следовало создать некую атмосферу доверительности».
Францу удалось настроиться на подозреваемого. На следующий день он сообщил Хейнцмюллеру: «Людке ещё не признался, но сегодня признается, я в этом уверен! А сейчас мы отправляемся на место преступления!»
В Третьем рейхе не может и не должно быть никаких маньяков!
Благодаря особому подходу комиссара, разносчик белья преобразился. Его настороженность исчезла, к Францу он относился как к давнему приятелю. Он даже обращался к нему на «ты», вызывая удивление других людей.
В поездке на место преступления Людке сделал предсказанное Францем признание. В лесу Бруно Людке достоверно рассказал, где и как лежал труп жертвы, в каком состоянии была её одежда, где в кустах были спрятаны её туфли. В течение нескольких дней он признался ещё в семи убийствах, постепенно забираясь всё дальше и дальше в прошлое.
Члены следственной комиссии, подражая Францу, вели себя с Людке, как с близким приятелем. Ходили с Бруно в баню, рассказывали последние анекдоты, заверяли, что на Рождество он будет дома. А он признавался в других убийствах.
В конце 1943 года комиссия по делу Людке была распущена. Со всех сотрудников взяли подписку о неразглашении. В стране победившего национал-социализма не могло быть никаких серийных маньяков! Поэтому – никаких публикаций в прессе, никаких разоблачений, никаких устных рассказов, полное молчание.
Бруно Людке перевезли в тюрьму при Центральном криминалистическом институте охранной полиции в Вене (который сделали по решению Гиммлера, и сразу понятно какого рода эксперименты там проводились) для проведения психиатрической экспертизы. Здесь проверяли, мог ли он совершить убийства, в которых сознался, и проводили обычные медицинские исследования: пункцию головного и спинного мозга, общий анализ крови. Бруно стал понимать, что не попадет к Рождеству домой, если будет сознаваться в новых убийствах. Он отказался дальше давать показания, стал сопротивляться ежедневным экспериментам и требовать, чтобы его друг Хайнц забрал его в Берлин.
8 апреля 1944 Бруно Людке умер, по-видимому, не выдержал жестоких экспериментов, которые над ним проводили нацисты, сотрудники СС.
О серийном убийце никто ничего не знал до 1956 года, когда мюнхенский журнал «Мюнхенер Иллюстрирте» опубликовал рассекреченные материалы из Главного имперского управления безопасности о деле Бруно Людке. А через год в ФРГ сняли документально-художественный фильм про маньяка, под названием «Ночью, когда орудует дьявол».
Есть версия, что правдивость показаний психически ненормального Бруно Людке весьма сомнительна. Но спросить об этом у него самого нельзя было, как и у человека, который его допрашивал: Франц погиб в 1945-м при обороне Берлина.
Свидетельство о публикации №223013000524