29. Снова в пещере

Туристы да барды в байках и в песнях прославляют пищу, приготовленную на костре. Рыбаки приправляют свои сказочные рассказы кулинарными подробностями об ухе. Треп пустопорожний. Ага, раз-другой можно и на костре для разнообразия: уха с дымком, чай с пеплом, каша с листьями, курица с перьями, рыба с чешуей... только нормальные таёжники, отправляясь на промысел, заранее запасаются всем необходимым, чтобы облегчить быт.

У деда все было продумано и отлажено годами: газовая плита (не на себе же тащить) с двадцатилитровым баллоном, кастрюли. Обед готовился сытный и быстрый. В кипящую воду бросали вермишель, к готовой отправлялись банки с тушенкой, и, если уж находила на повара особая поэзия, делалась заправка из лука, обжаренного на топлёном сале, но чаще всего блюдо было простым без затей. Не особенно вкусно, зато не хлопотно и калорийно.

Для парней такая пища показалась вкусностью необычайной. Еще бы! Мужской харч, не бабье варево. Да на целебном таёжном воздухе, да после хорошей разминки. Кули таскать - нагрузка не для малохольных.
Они быстро зачистили чашки, опорожнили по кружке крепкого чая со сгущённым молоком.
- Мы до пещеры. По-быстрому сносимся? - полуспросил, полупредупредил взрослых Витька.
- Валяйте, - кивнул дед. - Только недолго. Темнеет уже рано. С дороги-то не собьетесь?
- Не... мы махом, а дорога одна, как с нее сбиться!

Весело шагается по осенней тайге. Воздух прозрачен и чист. Нет назойливой мошки. Кажется, что и горизонт шире, когда забираешься на склон горы, и даль вдруг расступается перед взглядом. Без рюкзаков идти легко. Расстояние кажется короче, даже подъём не сбивает дыхания. А как пылают костры лиственниц на зеленых склонах под синевой неба. Белые вершины далеких гор похожи на альпийские дали. Но некогда любоваться. Впереди великие дела, впереди замечательные открытия.

Вот и знакомый вход. Фонарик - ясное дело - не нашелся. Точнее - нашелся, но раньше и кем-то другим. Деловой Петька сунул друзьям по сухарю для черного спелеолога. На всякий случай. Никто не возразил, так спокойнее.

Вовка по-командирски придирчиво проверил экипировку. Порядок должен быть. Мальчишки включили фонарики, бесстрашно двинулись в таинственную глубину. Быстро добрались до центрального зала.
- Видите уступ? - Вовка осветил то место, где по его предположению мог быть клад.
- Видим, - ответил за всех Витька. - Похоже, что ты прав.
- Как всегда, - удовлетворённо хмыкнул Вовка.

Подошли ближе, осмотрелись. Забраться наверх оказалось нетрудно. Пригодились навыки, полученные на тренировках туристического кружка. Вовка, распираясь руками и ногами, между уступом и стеной, забрался наверх, сбросил веревку. Мальчишки по очереди поднялись вслед за предводителем. Командир страховал. На площадке общей площадью метров около сорока они осмотрелись. Внимание привлекла каменная осыпь под нависающим над уступом сводом.

Закипела работа. Камни были увесистыми, но вполне под силу кладоискателям. Скоро в центре площадки возникла куча перемещенных от стены каменюк. Мальчишками овладел азарт, чем дальше продвигались они в работе, тем яснее становилось, что они на верном пути.
- Чую ход! Правильно ползём! - радовался Петька. Как самый маленький он был впереди, перекатывал камни друзьям, они по цепочке перемещали их дальше. Петька работал азартно, он помнил уговор о призовой доле.
Щель сузилась сантиметров до тридцати-сорока. Петька сдвинул очередной камень и от радости резко выпрямился.
- Есть! - воскликнул он и зажмурился от боли. Хорошо приложился затылком к камню.
- Что?
- Тихо, гаси свет, - скомандовал Вовка. - Кто-то снизу лезет.

Два раза просить не пришлось. Мальчишки распластались на скале. Кладоискательство занятие опасное. Как закон, только-только приблизишься к тайне, тут тебе и помеха. И ладно, если просто помешают, а то ведь и похуже бывает! Где клад там и соперники, и покойники, и нечистая сила. В шкуродере кто-то пыхтел, из отверстия выбивался свет. Сначала он был тусклым, но с каждой минутой становился все более ярким. В грот выбрался один парень, за ним другой. Девушка, еще двое парней, еще две девушки.

- Мы вроде и свет погасили, а они все лезут, - вспомнил старый анекдот, шепотом чертыхнулся Витька.
Прибывшие из пещеры прошли гуськом в десяти метрах от притихших кладоискателей. Еще некоторое время слышны были голоса и шаги. Мальчишки выдержали некоторое время для верности. Снова Петька, подсвечивая себе, полез в раскоп.
- Что-то есть, не могу понять, что это. - Петька лег на живот, извиваясь, пролез вперед, сколько мог. На расстоянии вытянутой руки оказался брезентовый сверток. Не получается схватить! На выдохе протиснулся немного вперед. Ага! Не без страха он пошевелил находку. Находка оказалась тяжёлой. Петька вцепился в сверток двумя руками и скомандовал друзьям:
- Тяните меня за ноги.

Уговаривать не пришлось. Колька и Вовка дружно уцепились за тонкие лодыжки и дернули. Петька пробкой вылетел из-под камня.
- Осатанели что ли! - возмутился Петька. - Оно ж тяжеленное. Не отпустил бы, так вы бы мне и ноги оторвали...

Мальчишка снова юркнул в лаз. Нашёл удобное место. Эх, маловато силенок! Надо качаться, правильно папка критикует. Ухватился.
- Тяните помаленьку.
На этот раз получилось. Покрасневший от напряжения Петька не выпустил добычу из рук. Друзья окружили запыленный сверток брезента. Развернули...

Продолжение следует: http://proza.ru/2023/01/30/591
 


Рецензии