33. Октябрь. Спонсорский взнос

Устало рычит изношенный мотор. Тяжело груженая фура, переваливаясь на ямах, ползет по сельской улице. На заляпанном грязью заднем борту пробел... просвет... отмытина? Тряпкой предусмотрительно оттёрт, и теперь хорошо читается написанный большими буквами и цифрами загадочный номер далекой среднеазиатской страны. Со стороны пассажира за лобовым стеклом красуется кусок гофрокартона с кривобуквовой лаконичной рекламой: «КАРТОФИЛЬ».

Реклама – двигатель торговли? Инструмент интенсификации закупки? Как бы не так. В нашем случае она никуда не особенно двигает, ничего не ускоряет. Слух – вот двигатель так двигатель! Хороший слух сделает больше плохой рекламы. В Краснокаменке еще с начала недели знали, что в пятницу узбеки приедут покупать картошку. Было время подумать. С одной стороны, цена чуть-чуть ниже чем на рынке. С другой - ни забот, ни хлопот. Покупатели подъедут, сами упакуют картошку в цветные сетки, сами взвесят, загрузят и настоящие деньги сразу отдадут. В четверг вечером закипела работа. Во многих дворах появились кучи приготовленного товара. На случай возможных заморозков - октябрь шутить не любит - картошку на ночь заботливо укрыли. Кто соломой, кто тряпьём, кто пологами.

Машина едет, останавливается на взмах руки хозяина возле одного дома, возле другого. Упаковкой-погрузкой в мешки занимаются вялые, помятые жизнью, хмурые бичи. Дешевая рабочая сила. Хозяева из далекой Азии, где картошку, говорят, стаканами продают, подгоняют их настолько цензурно, насколько могут. Хорошо ли плохо, но дело идет.

Только что машина с диковинными номерами отъехала от весёлых ворот с горделивыми лебедями. За ними Вовка Дубильченко с азартом орудует метлой. Порядок - прежде всего. Радостно. Целую тонну сдали! Теперь у матери деньги есть.
- У вас приняли? - протиснулся в щель калитки Петька.
- Приняли. А чего не принять! - удивился Вовка.
- А на нашей улице у Маркеловых не взяли.
- Почему.
- По кочану, вспомни, когда они картоху копали! В первых числах октября. Это последние дни тепло стоит, а вспомни, какой мороз в конце сентября жахнул. Подморозили Маркеловы ее в поле. Чурок зря дураками считают, они хитрые, сразу просекли. «Такой карточка своим свинкам тавай», - очень похоже передразнил Петька покупателей.
- Не хитрые, а опытные. Что попало не покупают. Ну, у нас-то, сам знаешь. «Адретта», высший сорт. Беленькая, ровненькая. Погоди, щас подмету, лапы сполосну, в шашки рубанемся.

На федеральной трассе в Красноярск фура наткнулась на полосатый жезл инспектора. Игрушечно короткий автомат, внушительный животик, уверенная и неторопливая походка хозяина дороги. Взяв документы, он двинулся в обход длинной автомашины. Возле заднего моста остановился, выразительно посмотрел на вытертые длинными дорогами шины. Перевел взгляд на водителя.
- Как же на таких лысых ездить можно?
- Это запаска, начальник. На стоянке перебортую колеса, на нормальных дальше поеду, начальник.
- А пока до стоянки доедешь, ДТП на моей дороге устроишь.
- Зачем детепе, какой детепе? - ужом вьется вокруг него смуглый водитель.
- А что везем?
- Картошку, начальник везем, - вмешивается пассажир, - документы все есть.
- Посмотрим. Все или не все. Картошку или не картошку, знаем мы, нас не проведешь, - многозначительно обронил старший лейтенант. - Садитесь в свой автомобиль. Следуйте за моим!
- Куда следуйте, зачем следуйте. Давай на месте решим проблему, начальник. Мне еще пять тысяч километров ехать. А?
- На месте сейчас не штрафуют. Или ты мне взятку предлагаешь? Проедем в райцентр.
С этими словами документы отправились в планшет, а инспектор тяжело загрузился в полосатую патрульную девятку с нарядными мигалками на крыше.
В райцентр по пути. Узбеки, недоуменно переглянувшись, возвращаются в кабину. Фура, выплюнув из труб над кабиной чёрный дым, трогается за милицейской машиной.

Начальник ; это не ум, не образование, не кабинет, даже не должность. Начальник - это, прежде всего, взгляд. Всё понимающий, мудрый, прошивающий насквозь, как пуля из Калаша и тяжёлый как двухпудовая гиря. Именно таким взглядом припечатал к полу кабинета вошедшего без стука гаишника майор Тибряков Семен Иванович. Заместитель начальника районного отдела выслушал короткий доклад старлея, коротким и благосклонным кивком отпустил его. Затем с тяжелым вздохом пододвинул к себе ворох документов картофелевозов.
- Посмотрим... посмотрим!
- Начальник, что там смотреть, всё у нас в порядке.
- Вот и хорошо, что в порядке, а я должен проверить. Допустим, что с документами порядок. И такое в жизни бывает. Редко очень, но, - начальник смотрит на коммерсанта взглядом чекиста, - бывает, конечно. Да-а-а, только я вот ориентировочку имею, что везут на одной из фур кое-что запрещённое. Обстановка-то в стране, сами знаете какая. А места у нас конопляные...
- Знаем, товарищ майор, как же не знать. Но мы торопимся, погода портится, Нам до холодов надо из Сибири выехать.
- Вот и я о том же. Сегодня никак не успеем. Нет свободных сотрудников. Завтра, если получится... да как же оно завтра получится? Завтра, - он откидывается в кресле, с прищуром смотрит на квартальный календарь за спиной картофельщика. Начальственно закладывает руки за голову, потягивается, продолжает, - итак, завтра, как я догадываюсь, суббота. Все отдыхают, трудовой кодекс, сотрудники на законных выходных. Короче, как в фильме! Доживём до понедельника, а там, после обеда, когда планёрка закончится, видно будет. Придется постоять здесь под окнами, чтобы ничего не случилось.
- Товарищ майор, нельзя мне ждать до понедельника!
- А как иначе?
- Может быть, как-то договоримся. Я вот смотрю техника у Вас на столе старая. И мебель тоже. Может быть… помочь?
- Хорошая идея! - соглашается майор. - Вот в этом я пойду навстречу хорошему человеку. Пиши заявление на имя начальника, что хочешь внести спонсорский взнос на развитие материально-технической базы районного отдела внутренних дел...

Через полчаса фура трогается дальше. В кабине хозяин подсчитывает убытки.
В кабинете под надежным замком в несгораемом бездонном ящике лежит всё прикрывающее заявление, на нём плотная пачка денег.

Продолжение здесь: http://proza.ru/2023/01/30/605


Рецензии