39. Вовка целеустремился

Вообще-то начало любой новой жизни уходит корешками в недавнее прошлое. Неотрывны они друг от друга.

Дело было так.
Теперь трудно точно сказать, кто всё затеял, кто чего добился. Новый директор? Так ведь и Галина Дмитриевна пробивала вопрос об оснащении школы новыми компьютерами. Где же это видано, чтобы в двадцать первом веке класс был оборудован черно-белыми «Корветами»? Опытные компьютерщики сразу скажут, что точно такие же стояли на камушке у вождей неандертальцев. Понятно, что они давно уже на свалке истории. Но пока что в школе на балансе у завхоза.

Время, наверное, пришло. Правительству стало стыдно. Приходят выпускники сельских школ в ВУЗы, поступают. С виду — нормальные ребята, но не умеют компьютер включить. Не знают, как текст набрать и сохранить. В это же время их городские ровесники, начиная со школьной скамьи, рефераты из Интернета качают. Для мозгов, конечно, пользы никакой... но ведь в жизни часто важно не столько знать что-то, сколько знать, где эта информация находится, как её оттуда извлечь. С таким знанием не трудно найти ее, а потом грамотно использовать.

Тут еще республиканская программа подоспела. Появился в Краснокаменке компьютерный класс, а в нём, кроме самих компьютеров: принтер и сканер. Да еще и возможность в Интернет выйти.
Вовка одним из первых сунулся в этот кабинет, хотел в кружок записаться. Встретил на пороге учителя математики. Тот авторитетно и твердо заявил.
- Володя. С твоей головой иметь по моим дисциплинам тройку ; это позор. Договоримся так. Выходишь во второй четверти хотя бы на одну четверку, открываю обе створки перед тобой к компьютерам. Нет ; не обессудь. Так что все зависит от тебя, не уверен, хватит ли воли...

Вовка вскипел: «Это у меня нет воли? Воля у меня есть, у меня не было желания навалиться на учебу». Вовка хотел возмутиться. Не один он такой, с тройками. Им ходить можно, а ему нельзя. Вовка озадачился, ведь, с другой стороны, вроде бы и голову оценили высоко. Тогда почему только одну четверку в условия выносят.
- А если троек вообще не будет?
- Вряд ли... - с сомнением протянул учитель.

Вечером Вовка позвонил от соседей Витьке.
- Выручай, приезжай на каникулы. Надо матику подтянуть на четвёрку.
- Надо, значит, приеду, - пообещал друг, спохватился и спросил разрешения, прикрыв трубку рукой. - Ма! Можно я на каникулах к Вовке поеду? Он просит помочь по математике.
- Во! Давай, жду!
- Буду, - заверил друг, получивший разрешение.

Витька пришёл к Вовке с утра. Ему не трудно погонять Вовку на каникулах по математике. Было бы желание жертвы, а быть мучителем Витька всегда готов. Фоном занятий служит телевизор с бесконечным праздником городской жизни. Вовка надолго задумывается, глядя перед собой.
- Ну, ты что затормозил? Над чем ты думаешь? Тут же всё просто. Минуту назад такой же пример легко расщёлкал.
- Да вот ни черта не просто... Почему она лысая?
- Кто? - Витька недоуменно развернул к себе учебник.
- Она! - Вовка ткнул авторучкой в сторону экрана. В паре с известным актёром концерт вела какая-то стриженая наголо девица. Витьке она сразу напомнила куклу, полученную сестрой на день рождения. Безволосая кукла-пупс в платьице с рукавами-фонариками к великой радости сестры могла не только пить, но и писать.
- Чё не понятного! - хмыкнул Витька. - Пытается скрыть, что блондинка. Только шило в мешке не утаишь. И вообще! Решай задачу, не отвлекайся, - в голосе послышались учительские нотки.
- Ты прав, брюнетки так не делают, - хмыкнул друг.

Забежал на минутку Петька. Одобрительно хмыкнул, посмотрев на Вовку за учебником. Отвлекся на телевизор. Через некоторое время подал голос:
- Пацаны, какая же страшная штука «костинг»!
- Какой еще костинг?
- Да вот, - Петька показал на экран. Худенькие модели проходили по подиуму, разворачивались.
- Не костинг, а кастинг.
- Вот я и говорю, они же все худющие...
- Иди отсюда, телеголик!
- Я не телеголик, - возразил Петька, - правда, я и не знаю, кто они такие. Те, что по телику голых смотрят? Так эти одетые. Почти.
- «Телеголики» - люди, не способные жить без телевидения.

Попробуй его пойми, этого Петьку. Не то всерьез говорит и ошибается, не то издевается.

Витька вытурил Петра. Выключил телевизор. Общими усилиями друзья перерешали задачи и примеры из учебников за прошлый год. Вовка, в этом Витька и не сомневался, оказался никаким не дуболомом. Все-то он понимал. Просто лень было сидеть. Сначала шло со скрипом, а к концу недели он решал задачи влёт.
- Если бы я был умным, - начинал он любимой фразой Страшилы Мудрого из сказки, - то я решил бы эту задачу вот так! И быстро выводил ответ.
- Если бы я был учителем, то мне за тебя полагался бы орден, - заявил Витька к концу каникул.
- За что?
- За то, что открыл в тебе талант математика. Четвертак у тебя в кармане. Будь спок!
- Я всегда спок. Спасибо...
- Да ладно!
- И еще, Витька. Это уже не по математике. Вот есть слова: удача и успех. Вроде бы одно и то же, а вроде и не совсем. В чем разница?
- Это — легко. Удача для везунчиков, счастливчиков или неожиданная, нечаянная награда для тех, кто пашет. А успех — это ожидаемый, просчитанный результат работы.

Прав Витька! Удача всегда рядом, только руку протяни. И что? Ускользает, как налим! Иногда – не то смеха ради, не то на память - оставляет в этой руке кусочек своего хвоста. У многих из нас в памяти целые коллекции трофейных хвостов.
Успех - парень основательный. Но, как и все мужики, не постоянный. Приходит с обещанием, что на всю жизнь. А там - как получится. Как карта ляжет. На память он может оставить разное... В жизни железобетонно работает маршрут: от случайных удач переходим к закономерным поражениям. Зато от них, если пережить, неизбежно придешь к заслуженному успеху. Диалектика.


Как и положено Витька время от времени делал в занятиях перерывы. Неожиданно для самого себя Вовка не рвался на улицу. На одном из перекуров...
- Витька, а Есенин когда жил? - поинтересовался Вовка. Потёртая книжка мягко захлопнулась и вернулась на подоконник.
- В начале ХХ века, - коротко ответил Витька, он усердно подтачивал надфилем, зажатую в настольные тисочки, латунную заготовку для блесны. Вопрос удивил, занялся друг математикой, так и нечего отвлекаться. А чем уж там учитель занимается, никому дела нет. Ему самому было не до истории и не до литературы.
- Разве тогда компьютеры были?
- Не, не было, а что?
- Да над стихами задумался. Он пишет: «Если кликнет рать святая...» - въезжаешь?
- Ну, пишет, а компьютеры тут причем.
- А как рать еще могла «кликнуть», если не мышкой?

Витька отложил инструмент, с укоризной посмотрел на друга. Придуривается?
- Легко. Кликнуть, значит ; «крикнуть», «позвать». «Клич», короче, понял?
- А-а-а, зря я загрузился. Но правильно тогда религию называли опиумом для народа.
- Почему? - Витька снова оставил блесну в покое.
- Да потому. Церкви тогда как называли? Приходами. Нарки, когда вмазываются, тоже приход ждут. Вот и народ в приход пер. Такие дела...

Каникулы, конечно, пропали. Но во второй четверти Вовка под удивленными взглядами одноклассников выведет в табеле четверки по математическим дисциплинам.

Парень думал, что и дома удивятся. Ничего подобного.
- Всегда подозревала, что ты лентяй. Но чтобы до седьмого класса перебиваться с двойки на тройку. Это какое же надо иметь терпение. Знать математику на четыре, а по какой-то биологии принести тройку!
- Ма, да я могу, но, понимаешь, с этой биологичкой отношения не складываются еще с шестого класса. Пестики ; тычинки. Семядоли ; венчики. Пасленовые ; крестоцветные, - очень похоже передразнил Вовка учительницу.
- У тебя с ней отношения не складываются. А вот у Виктора Александровича, похоже, что очень даже складываются, - обронила мать.
- Похоже? Да... тогда, пожалуй, придется и эту бодягу подтянуть.
- Так у тебя в табеле и троек может не остаться?
Вовка провел в дневнике пальцем сверху вниз быстро. Снизу – вверх медленно. Почесал затылок.
- Вряд ли. Русский и английский языки... это мне пока не по зубам. Да и где такие зубы взять!

Продолжение здесь: http://proza.ru/2023/01/31/602


Рецензии