Героика
"Жанна. Голоса" моноспектакль по пьесе Б. Шоу. Театр Ники Косенковой. Актриса Аделина Гизатуллина.
Это не государственный театр. Этот спектакль, как и все другие спектакли этого театра, идёт в квартире режиссера Ники Косенковой.
"Панфиловцев" встретили в штыки. "Зою" осмеяли и оболгали. Все героическое оплевывается. Мы в безнадежном положении. И на помощь пришла Жанна. Теперь в ее руках знамя нашего освобождения. Вперед Жанна! Мы идем за тобой.
В этом спектакле не только бесплотные, небесные силы, которые говорили с Жанной с детства, но и все окружающие представлены только голосами. Это моноспектакль, и на этот раз, все персонажи — только голоса. Возможно, что они являются к ней, когда она сидит в одиночке, в тюрьме. В плену у англичан. Таково режиссерское решение. Сама Жанна объясняла на допросе, как говорил с ней Бог: «Бог может общается с человеком только в его уме, в его воображении.» Так и тут. Из памяти Жанны возникает и архангел Михаил и начальник войска и сам Дофин. Актриса представляет нам множество лиц. Передает их характеры. И не только их голоса мы слышим, она передает их пластику, движения, жесты, манеры. Это одновременно и пластический спектакль, над которым поработал балетмейстер. Вспоминая всю эту историю, и переживая вместе с актрисой, убеждаешься, что все, что произошло тогда, просто невероятно. Невероятно, чтобы за такой Жанной, какой представила нам ее актриса — тонкой, бестелесной, с детским, кукольным лицом, пошла вся страна. И в то же время, все это было. Деревенская девочка семнадцати лет воодушевила и повела за собой Францию, и они победили. Спектакль начинается с того, что актриса выпадает на сцену, словно кто-то ее выбрасывает в лучи света. Вот так в лучах истории оказалась и сама Жанна. И она беспомощно съеживается в комочек, на краю сцены, но история требует от нее действий, голоса требуют, звучат повелительно и властно. Голос Архангела Михаила здесь совсем не ласковый голос.
У актрисы нет величественных поз, патетических фраз, гипнотического взгляда. И все же она всех убеждает в своей правоте, в истинности и предначертанности своего пути. Сначала народ, солдат, потом и военачальников, и наконец, самого Короля, которого она узнала среди огромной придворной свиты, чем поразила придворных. Ее тоненькая талия, кажется вот-вот переломится от ветра, в ее тоненьких руках вряд ли удержится меч. И вряд ли она сможет носить многопудовые доспехи, настолько актриса слаба и ее тело прозрачно. Но она превозмогает все. Актриса показывает, что она слабее любого, сидящего в зале, и все же ее героиня смогла освободить Францию. И это обращено к каждому, каждый призван на подвиг, каждый способен на подвиг, если уж такая маленькая девочка смогла. Таково сегодня решение этой роли, этого образа Орлеанской Девы. Спектакль о том, как из слабых делаются сильные, из нерешительных, неколебимые волей, и сила самой Жанны, по крайней в этом спектакле, в ее немощи. В ее беспомощности. В спектакле нет спецэффектов. Нет и декораций. Но когда актриса в своей латексной современной одежде поднимается с колен и ее освещает красноватый фонарь, мы видим, как бронзовеет ее костюм, как она облекается воистину в нерукотворные латы мужества, решимости, веры и идёт до конца.
Афористические ответы Жанны на допросах и до сих пор поражают воображение.
— Мне жаль милую Францию. Здесь правят жадные до власти люди, которым нет дела до интересов страны.
— Если Бог обещал вам победу, зачем было воевать?
— Солдат должен сражаться, а Победу дает Бог.
(Протоколы судебных заседаний, 1431 года)
— Находитесь ли вы в состоянии благодати Божией?
— Если я не нахожусь в состоянии благодати, пусть Бог дарует мне это состояние; а если я нахожусь, пусть Бог сохранит меня в своей благодати.
(Третий публичный допрос 24 февраля 1431 года)
— Вы куда-нибудь собираетесь, Жанна?
— О нет. Только к богу, если погибну.
— Ой! Чтобы мое тело, чистое и целостное, никогда не было испорченным, сегодня его нужно сжечь и сжечь дотла!
Свидетельство о публикации №223013000076
Ибо при нормальной жизни нет и не должно быть поводов жертвовать самым дорогим - своей жизнью ради любой, самой патриотической идеи.
Михаэль Годес 07.02.2023 07:37 Заявить о нарушении
Лев Алабин 16.05.2023 03:11 Заявить о нарушении
Главное, ято у Франции стабильная прошлая история, на которую не влияет власть...
Михаэль Годес 16.05.2023 12:20 Заявить о нарушении
Лев Алабин 16.05.2023 19:56 Заявить о нарушении