Итиль

Фрагмент книги "Древние народы Дагестана"

Глава Этническая стратификация хазар



                Итиль

Происхождение средневекового названия Итиль по-прежнему будоражит умы исследователей. По этому поводу высказаны различные мнения, из которых наиболее обслуживаемым является предположение о возможных тюркских корнях этого названия. В поддержку этой мысли приводят название реки у тюркских народов: чувашское Атал, татарское Идел, башкирское Щел, казахское Едил, ногайское Эдиль, калмыцкое Ищил и т.д. Считается, что это название дано хазарами и булгарами, которые по мнению некоторых ученых, относились к группе этносов огурского происхождения. 

Первые упоминания гидронима в форме «Тиль» встречаются у византийских авторов VI века Феофилакта Симокатты и других. Российский исследователь Н.В.Беленов, чья работа «К вопросу о тюрко-монгольском названии реки Волги» (Вестник Череповецкого государственного университета. 5. 2011) взята нами за основу своих рассуждений, считает его вариантом предшествующим формам «Итиль/Атыл». С IX - X веков это название фигурирует на страницах арабо-персидских историко-географических источников.  В это же время появляются сведения об одноименном хазарском городе в низовьях Итиля и местности с таким названием в земле волжских булгар [8. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921922 гг. Харьков: Харьковский государственный университет, 1956. 343 с.].

Существуют ряд попыток придать этому названию этимологические истории, в основном направленные на поиски в нем тюркских корней. Так согласно одному из них названия реки восходит к древнетюркскому географическому термину «ата» - «остров» (в современных тюркских языках: в чувашском «ута»; в азербайджанском и турецком «ада»; в башкирском и татарском «утрау»; в остальных кыпчакских языках близко к монгольской форме - «арал»).

Еще одна версия происхождения гидронима, имевшая некоторую популярность у отечественных и венгерских ученых на этапе становления ориенталистики, связывает средневековое название Волги у тюркских народов с именем предводителя гуннов - Аттилы. Однако считается, что «такая этимология впоследствии неоднократно подвергалась, в целом, обоснованной критике» (Беленов Н.В. «К вопросу о тюрко-монгольском названии реки Волги». Вестник Череповецкого государственного университета. 5. 2011).

Также рассматривается название реки как отражение одной из ее важнейших характеристик, при этом не исключается, что на определенном этапе оно могло возводиться к булгаро-чувашскому «атлы» - «широкий, просторный». Данный эпитет широко применяется по отношению к Волге в чувашском фольклоре [5. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш (историко-этнографические очерки). Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1959. 408 с.]. Однако все эти версии специалистами рассматриваются как вторичные этимологизации гидронима в различных тюркских этноязыковых средах...» (Беленов Н.В.). Следовательно, они не могут дать ответ на вопрос об исходной семантике названия «Итиль».

Высказывается также мысль о том, что возникновение гидронима Итиль связано с резкой сменой в Нижнем Повольже в эпоху великого переселения народов иранского населения, на смену которому пришли, вначале угры [14. Федоров Я. А., Федоров Г.С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М., 1978. 296 с.], затем через два столетия и, возглавляемые гуннами, тюрки. Вместе с тем, обслуживается и мысль о нетюркском происхождении названия Итиль, сторонниками которой являются Г. Шрамм и Я. Харматты [16. Реки Северного Причерноморья. М.: Eastern Communications, 1997. 196 с.]. Так, Г. Шрамм полагает, что данный гидроним был заимствован тюрками в низовьях реки у какого-то нетюркского населения. По его мнению, таким населением могли быть гунны, язык которых ими также рассматривается как нетюркский.

Исходя из всего этого, упомянутый Н.В.Беленов полагает, что «Если же считать, гидроним «Итиль/Атыл» был гуннами заимствован, то источником заимствования, согласно современным этноисторическим концепциям, могла быть только угорская этноязыковая среда». По мнению исследователя, впервые в источниках гидроним появляется в форме «Тил/Тиль», лишь через несколько веков принимает форму «Итиль/Атыл». Согласно этой концепции, появление гидронима может исходить от гидронимического термина, близкого современному мансийскому «eetl» - «морская вода», который впоследствии был воспринят и адаптирован, сменившими угров, тюрками.

Наконец, веским аргументом в пользу нетюркского происхождения гидронима, как он считает, является свидетельство Феофилакта Симокатты о том, что реку «Тиль» «тюрки называют Черной» [13. Феофилакт Симокатта. История. М.: Арктос, 1996. С. 272]. По его мнению, для каганатских тюрков, из среды которых впоследствии вышли носители огузских и кыпчакских тюркских языков, название «Итиль/Атыл» было чужим.

Почему эти тюркские народы именовали Волгу именно «Черной рекой», в источниках не объясняется, но исследователь связывает это положение с распространенными в арабо-персидской историко-географической литературе концепциями о том, что тюрки воспринимали Волгу как продолжение не только Камы, но и Иртыша. Предполагается, что эта традиция у персов восходит к географическим представлениям авторов «Авесты» и более ранним временам, а арабами заимствована, скорее всего, уже от персов.

Наиболее подробное средневековое описание реки оставила арабская география. Но, как уже говорилось, представления средневековых арабов о русле реки на всём её протяжении не совпадали с современными. По этой причине понятие «Итиль» не всегда можно отождествлять со всей Волгой. Арабская географическая традиция за верхнее русло Волги принимала Каму, что формально верно, так как при слиянии этих двух рек Кама полноводнее и правильнее считать, что Волга впадает в Каму, а не наоборот. Истоки реки искали далеко на востоке Сибири.

Кроме того, «кочевые народы Евразии - индоиранцы, иранцы, тюрки - на протяжении тысячелетий являлись носителями данных представлений (возможно, с небольшими вариациями). В тюркских языках Средней Азии верховья Иртыша и сегодня называются «Кара Ирцис», то есть «Черный Иртыш». Учитывая, что сам гидроним Иртыш, по всей вероятности, нетюркский, можно полагать, что данная река у древних тюрок носила название «Черной» (то есть питающейся по преимуществу подземными, родниковыми водами), что и было вследствие устоявшейся традиции перенесено на Волгу, которую древние тюрки считали нижним течением реки».

Таким образом, соглашаясь с автором в целом, для возникновения названия Итиль предусматривающего угорскую языковую среду, в частности, мансийский апеллятив «eetl» - «морская вода», можно привести еще один возможный финно-угорский источник - йатика (*jatjka) «болото, топь, болотистое место», которое в сочетании с ляй «река; вода» может образовать *йатикляй, стяженной версией которого, в свою очередь, может быть Атиляй / Атиль, то есть, изначально «болотная река», а затем и река вообще. Такая схема более чем допустима, если учесть, что угры на низовья Волги прибыли из северных районов, где много болот откуда берут свои начала многие известные реки. Древние угры, переместившись на юг, могли принести с собой это название реки (или части одной из них). Стоит также брать во внимание сходное по структуре эрзянское Инелей, что в переводе означает Великая река (Ин – великая, лей – река), при том, что Волгу эрзя называют старым именем Ра (Рав).

О том, что «атиль», как обозначение реки, является принадлежностью финно-угорской лексики свидетельствует и то, что венгры (мадьяры) после своего переселения в Паннонию, новую родину свою называли Ателькёза, то есть «Междуреьче», где часть атель это «река». Вряд ли можно полагать, что маьяры  заимствовав это слово как название, затем за очень короткий срок стали использовать ее как простой апеллятив. Такой обратный процесс переосмысления термина мало вероятен. Из всего сказанного вытекает лишь одно заключение. А именно то, что название Итиль можно считать хазарским только в том случае, если самих хазар будем считать финно-уграми. Во всех остальных случаях такие утверждение не имеет под собой какой-либо основы.


Рецензии
Хороший разбор. Тоже занимался Итильской тематикой в Хазарусе (Хазарский Информограф). Возьму в Хазарскую библиотеку.
Версия живая.

Олег Данкир   04.04.2023 10:29     Заявить о нарушении