О государстве и единстве в нём
Эти простейшие общественные образования, замкнутые, статичные, с авторитарным управлением, были однородными объединениями при полной само-регуляции текущей жизнедеятельности, так как вожаки и вожди становились таковыми только во время опасности, а обычно это т. н. гражданское общество, т. е самоуправление.
Но времена меняются. По мере роста производительных сил и соотв. улучшения материальной обеспеченности, начался и поныне идёт непрекращающийся процесс общественного развития с усложнением общественных структур и взаимоотношений между ними. В результате в новоявленных общественных формациях не осталось никакой замкнутости, статичности и цельности.
Обычно понятие "общество" распространяют на самые разные формы объединений людей. Мы же здесь все эти формы разделим на общества и сообщества.
Обществом считаем устойчивое долговременное образование, и это многочисленная совокупность людей, объединённых общностью происхождения и географического положения, исторически сложившимися формами совместной жизни и деятельности, люди с общими интересами, нормами поведения, ценностями, стремлениями, мировоззрением и др., при этом общественный интерес преобладает над частными.
Полноценное общество, по идее, должно быть экономически самодостаточным и обладать внутренним согласием во всём. Практически же современные общества лишь в той или иной степени самодостаточны, так как полная самодостаточность в экономике, нынче нереальна. Нет нигде также стопроцентной общности по тем или иным вопросам, но по наиболее важным вопросам единогласие у большинства всё же имеет место. И вообще, полноценность существующих ныне обществ непостоянна, условна и трудно определима.
Сообщество – объединение людей, народов, государств, имеющих общие цели, однако с ограниченным кругом интересов их объединяющих и самодостаточностью не обладающие.
Подобные объединения, т. е. более или менее стабильные группировки, имеются внутри всех обществ, однако, не вникая в суть, их тоже величают обществами.
Далее переходим к обществу с государственностью, т. е. наивысшему на данное время уровню общественного развития.
Государственность у общества появляется тогда, когда у него сформировывается стабильная управляющая структура.
Изначально это как аппарата насилия, чтобы держать в повиновении одному классу прочие сословия и классы, некое бандформирование, паразитирующее на населении страны. Раньше оно так и было, когда имели место государи. Государь это господин, у которого страна это его собственность, его хозяйство, или господарство, как тогда выражались. В общем, слово государство оттуда и пошло. Господарь и его окружение кормились от населения, и вся их забота о населении была, чтобы собирать дань и чтобы их территорию не прибрал к рукам какой-либо другой господарь со своей бандой. В те времена господари только и делали, что воевали между собой по этой причине. А уж как там население добывало средства для жизни, господарей мало интересовало.
Сейчас же это не так откровенно.
Что есть современное государство, трактуют по-разному, но считаем, что данное ниже определение наиболее верное.
Государство это территория с населением и его совокупным хозяйством, имеющая в основании экономическую, духовную и социальную составляющую, а сверху политическую надстройку, или организацию, осуществляющую управление и охрану территории и всего что находится на ней.
Общество уровня государственного это сложная высокоорганизованная система с достаточно устойчивой структурой и глубокой интегрированностью структурных составляющих. Существование общества-государства это непрерывный процесс многообразных иерархически выстроенных отношений и взаимодействий структурных составляющих на основе разделения труда (обмена деятельностью), чем и обеспечивается успешное существование современных государств и сохранение присущих им способа функционирования и образа жизни населения.
В этом отношении государство подобно живому многоклеточному организму.
Государство включает следующие основные подсистемы, или сферы деятельности граждан: экономическую, политическую, духовно-нравственную, социальную, каждая из которых включает в себя соотв. структурные подразделения.
Политическая сфера, или властная это общее руководство (внешняя и внутренняя политика), законотворчество, сбор налогов, бюджет, оборона, обеспечение законности и правопорядка, политические партии.
Экономическая сфера - материальное производство и ремонт, обмен и распределения товаров (транспорт, связь, финансы).
Духовная сфера это идеология, наука, литература, изобразительные искусства, публицистика.
Социальная сфера это учреждения и службы обеспечения повседневных нужд, потребностей образования, здравоохранения, отдыха и развлечения, т. е. всё, что необходимо для сохранения и воспроизводства населения.
Вышеозначенные сферы деятельности делят между собой общегосударственные обязанности, внутри же их имеет место дальнейшее разделение труда и деятельности среди подсистем, организаций и т. д. до взаимоотношений отдельного гражданина с вышестоящими инстанциями и граждан между собой.
Разделение труда, или обмен деятельностью, связывает людей взаимозависимостью и превращает их в общество, и оно, разделение, т. о. есть условие и способ существования современного общества. Но общество не может состояться и без общности между людьми. Во всём её практически не бывает, но важно, чтобы общность была в главном, и одним из главных являются служебно-производственные отношения, которые подразумевают отношение к собственности на средства производства. Т. е. это отношения экономические.
Под средствами производства подразумеваем земли и недра, пароходы, заводы и заведения, производящие любые мат. продукт или услуги.
Если средства производства находятся в руках частных собственников (части общества), тогда участники служебно-производственных отношений разделяются на хозяев и наёмных работников. В результате утверждаются отношения эксплуатации, отношения господства и подчинения, отчуждённость и враждебность, деление на господ и холопов, богатеев и «от зарплаты до зарплаты». При таком раскладе полноценного единения, т. е. общности, между теми и другими быть не может, так же как и в государстве в целом. Неприязнь в отношениях хозяин – работник неискоренима, ибо частник заточен на наживу любой ценой, и справедливость ему только помеха, т. к. не желает хозяин, как правило, делить прибыль по реальным заслугам.
Если же средства производства это коллективная собственность (кооператив, народное предприятие), или государственная, т. е. общенародная, как это имеет место при социализме, или как в бюджетных учреждениях и силовых структурах, то между членами общества складываются иные отношения, и справедливость в таких отношениях просто необходимость – общее дело делают - и справедливости там добиться реально и проще.
Далее, если у большинства населения нет общности ещё и в другом главном, а именно в духовной составляющей (мировоззрение, идеология), то общество с такой разобщённостью неустойчиво, члены такого общества-сообщества всегда готовы разругаться и разбежаться, особенно при господстве в экономике частнособственничества.
И так, полноценное общество будет тогда, когда у большинства будет общность в главных вопросах: отношении к собственности, мировоззрении и идеологии. Такая общность есть основа сплочённости, при которой общественный интерес автоматически становится важнее интересов частных (личных т. е.).
Для сплочённости также важно, чтобы каждый был встроен в систему разделения труда и обязанностей так, чтобы занимался общественно полезным делом, и нагружен так, чтобы был ценен для своего коллектива, т. е. не был на подхвате или побегушках без ответственности за что-либо. Такого уже нельзя обходить вниманием, не учитывать его мнение.
Это всё относится и к взаимоотношениям между гос структурами всех уровней.
Но при господстве частной лавочки надёжное единение в государстве недостижимо, что и наблюдаем у себя и за рубежом.
Всякому обществу, в том числе и обладающему государственностью, присущи самоорганизация и стремление к самодостаточности и автономности (закрытости). Однако современные общества-государства находятся в постоянном развитии, от чего возникает недостаток общности у населения (не все хотят нового), а у общества в целом недостаток самодостаточности, т. е. постоянная незавершённость и неустойчивость самой государственности. Что остро наблюдается и в нашей путинской России.
И это наглядный показатель того, что общественная эволюция у людей не закончена, и конечная цель её – полноценное общество. Однако пока научно-технический прогресс продолжается, то трудно представить, как будет выглядеть конечный вариант человеческого общества.
А пока имеют место разнородные более или менее стабильные при этом сообщества-государства.
Свидетельство о публикации №223013101223