Цинизм или глупость?
В истории есть события, которые, наверное, хотелось бы предать забвению, как порой стараются забыть неисправимые ошибки прошлого, неверные решения, деяния, совершенные в результате гнева или иного помутнения рассудка под влиянием сиюминутного безумства. С другой стороны, эти события были настолько ужасными и чудовищными. В их явление творились настолько бесчеловечные дела, что кажется, стоит оставить этот шрам в памяти, из чувства родительской опекающей заботы с долей извинения, оставить память о страшных минувших днях в сердцах детей, надеясь на их невинный разум, наивность чувств, которые сохранят и передадут уже своим детям это духовное послание-предупреждение.
Чем больше говорим, тем чувствуем себя увереннее, значимее. Кажется, нас услышали, нам поверили, нам внемлют. Увы, говорить, быть слышимым и услышанным – это три угла одного разорванного треугольника. Соединить эту триаду может только разум. Много ли раз разными словами нужно взывать к нему, чтобы он запечатлел в сердце своем горе своих братьев по человеческому существу? Думаю, что одного вполне достаточно. Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит – в этих простых словах кроется одна мысль: если есть в вас вера с горчичное зерно, то ничего невозможного для вас не будет. Зорким сердцем услышите вы безглагольность боли и смерти, страданий и лишений, вопль трагедии, если только захотите сами. К любому важному открытию, как к Богу, экскурсии не водят. К вере, к знанию, к любви, к искусству жить приходят в одиночестве.
Только ли в наши дни, а может, так было всегда: человек хочет развлекаться. Сегодня столько развлечений нам предоставлено, что рог изобилия кажется лишь жалкой подачкой. И среди этих увеселений я стал часто видеть то, что мне кажется святым и неприкосновенным, то, перед чем стоит или молчать, или благоговеть. Я хотел бы верить, что подобное происходит от неведения. Тогда можно сказать: Отче, прости им, ибо не ведают что творят. А если это происходит от цинизма? От самого грубого вульгарного и опошленного учения Аристиппа и Диогена Синопского? Тогда уже стыдно перед эллинами, страшно перед потомками и обидно за предков.
Мне кажется циничным или глупым гордиться тем, к чему ты не имеешь никакого отношения. Мне кажется циничным использовать священные дни, дни траура или горести народов для открытия увеселительного мероприятия, да излишне громкой радости, для представления там, где стоило бы в замереть в минуте молчания. Во всем есть доля тщеславия. И потому, мне кажется, что акции наподобие написания письма ученика 21 века ребенку в концентрационный лагерь Аушвиц, в блокадный Ленинград, в Минское гетто – есть издевательство, попытка превратить память об ужасной трагедии в фарс. Мне кажется актом высокомерия и нарциссизма, когда изнеженный, не знавший голода, холода, одиночества, скуки, пресыщенный увеселениями ребенок 21-го века пишет письмо ребенку из вышеуказанных мест. О чем они говорят? Что они могут или могли бы друг другу сказать? Смеет ли современный ребенок желать удачи, выражать сожаление за то, что другой голодает или умирает от пневмонии? Я искренне не понимаю, зачем нужно писать туда, где должно храниться почтенное молчание. Пусть говорят они – герои былых времен. Пусть говорят с нами через книги, музыку, песни, стихи, дневники, фотографии. А мы, склонив головы, смиренно выслушаем их, и будем счастливы, что они дали нам жизнь взаймы.
Свидетельство о публикации №223013101521