Русское счастье

                «Русское счастье».

               
                Иногда кажется, что Россия               
               
                предназначена только к тому,
               
                чтобы показать всему миру, 
      
                как не надо жить и чего
               
                не надо делать.

               
                Пётр Чаадаев.


                Пока ситуация на фронтах только начинает раскачиваться (российские войска занимают лучшие позиции в Запорожье, ВСУ предприняли попытку десанта на левый берег Днепра, вроде бы есть продвижение войск в ДНР) и анализировать особо нечего, захотелось мне поговорить на такую тему, как «русское счастье».
                Словосочетание «еврейское счастье» знакомо практически всем, и обычно свидетельствует о неудачах в делах. Но вот словосочетание «русское счастье» как-то не попадалось ни в повседневной речи, ни в литературе, хотя объять российскую литературу невозможно.
                Почему же вообще меня зацепили эти слова? Потому, что России на протяжении её истории всё время что-то мешает организовать счастливую жизнь своему народу. Только народ успокоится и начнёт обрастать жирком, то начинаются то войны, то революции, то голод, то мор. А все попытки правительства исправить ситуацию нередко приводят не к её улучшению, а к катастрофе.
                Вот попытался Александр Второй после поражения в Крымской войне превратить Российскую империю из «служивого государства» своего отца Николая Первого во вполне себе европейскую страну, закончил Кавказскую войну, освободил крестьян из крепостной зависимости, произвёл судебную и военную реформу, дал начало развитию местного самоуправления, помог освободить славянских «братушек» из-под османского ига. И даже вроде бы собирался подписать первую российскую конституцию, но вместо всенародных любви и благодарности то случалось польское восстание в 1863 году, то охотилась за царём молодёжь из «Народной воли», и таки достигла своей цели 1(13) марта 1881 года.
                А вот Пётр Аркадьевич Столыпин, председатель Совета министров и министр внутренних дел Российской империи, попытавшийся предупредить новую революцию после трагических событий 1905-1907 годов. Его крестьянская реформа могла создать в Российской империи мощный слой зажиточных хозяев, не хуже американских фермеров использовавших сельскохозяйственную технику и создающих тот прибавочный продукт, который мог позволить нашей стране к середине 20-ых годов прошлого века стать ведущей экономикой мира, обойдя и Британскую империю, и Северо-Американские Соединённые Штаты. Реально было сделано очень много, миллионы семей переселились на Дальний Восток, в Сибирь и в Среднюю Азию, рост экономики был бешенный. Но вместо благодарности он получил отчуждение со стороны высшего света и пулю в печень от агента Охранного отделения Дмитрия Григорьевича Богрова, и в муках скончался 5 сентября 1911 года в Киеве. Столыпин просил двадцать лет мира для Российской империи, но в августе 1914 года наша страна вступила в Первую Мировую войну, хотя был шанс отказаться от мобилизации и не дать повода для объявления войны Германской и Австро-Венгерской империям. История не знает сослагательного наклонения, и в результате из пяти великих империй по итогам той войны на плаву осталась только Британская.
                Не будем говорить о последовательно произошедших Февральской, Великой Октябрьской революциях и о Гражданской войне. По сути, последствия этих событий продолжают сказываться до сих пор, также как и «демографическая яма», связанная с голодом начала 30-ых годов, массовыми репрессиями и Великой Отечественной войной. Целые поколения русских и других народов нашей страны стали жертвами этих событий.
                Сегодня, глядя на историю нашей страны, невольно задаёшься вопросом о том, возможно ли было избежать этих огромных жертв? И по мере того, как начинаешь знакомиться с историческими источниками и воспоминаниями участников этих событий, начинаешь понимать, что возможно было провести индустриализацию и механизацию сельского хозяйства без таких последствий, и население территории бывшей Российской империи вполне было бы сравнимо с населением Индии или КНР. Но не сложилось.
                Разумеется, в истории каждой страны были свои страшные страницы. «Огораживание» и гражданская война в Англии, Тридцатилетняя война в Германии и во Франции, Французская революция и наполеоновские войны тоже нанесли страшный урон жителям этих стран. Но их граждане не испытывают такого чувства безнадёжности и обречённости, как большая часть россиян, в первую очередь русских. «От нас ничего не зависит», «Начальство (Президент) лучше знает, что нам нужно», «Не жили богато, незачем и начинать». Такие слова часто приходится слышать не от бабушек-пенсионерок, а от вполне себе взрослых и даже вполне самодостаточных людей. Те, у кого есть возможность, стараются уехать из России, потому что «здесь никогда не будет порядка, могут по беспределу отобрать бизнес, посадить, мобилизовать на странную специальную военную операцию». И ведь не скажешь, что это пустые опасения.
                Как же так вышло, что россияне веками не могут обустроить свою землю? Ведь переезжая в другие страны, они очень легко адаптируются, и уже во втором и третьем поколениях совсем не рвутся возвратиться на Родину, теряя русский язык и русское самосознание. Конечно, пожилые немцы из Казахстана или Сибири или евреи из Израиля или США могут с ностальгией вспомнить свою прежнюю жизнь в СССР, но обратно ни они сами, ни их потомки не едут.
                Значит, проблема внутри самосознания русского народа. Постараюсь реконструировать причины этого.
                Историческая Россия складывалась вокруг водных путей, что позволяло населению этих земель, будь то славяне, угро-финны, балты или тюрки, легко покидать свои селения в случае угрозы. В отличие от западных славян, германцев или кельтов, которым в случае проблем бежать до открытия Америки было некуда, и они были вынуждены цепляться за свою землю, оборонять и обустраивать её.
                Кроме того, возможность быстрой смены мест обитания приводила к тому, что феодализм в России развивался намного медленнее, чем в Европе, и классической его формы, как в учебнике истории Средних веков, на этой территории практически не было. Древняя Русь стала коллективным владением многочисленного потомства варяжского князя Рюрика, и при этом не имеет значения, был ли этот легендарный князь скандинавом или западным славянином. Важно то, что без внешней по отношению к местному населению власти обустроить государство на этих землях было невозможно. Поэтому правящий класс в значительной степени представлял из себя не местных жителей, а пришлых завоевателей, будь то скандинавы, тюрки, немцы или евреи.
                Правящий класс, разумеется, «обрусевал», но не до степени полного смешения с местным населением, что особенно наглядно проявило себя  после реформ Петра Первого, превративших русское дворянство в «другой народ» по отношению к крестьянству и мещанству. Грубо говоря, дворянин мог иметь в своём распоряжении практически всех крестьянок из своего поместья, но жениться на них или признавать нажитых детей не стал бы, поскольку это было превратно понято его соседями. Важнее всего для дворянина была преданность не родной земле, а императору, от которого зависели его жизнь и благосостояние.
                Есть ещё одна особенность русской истории. В Московском царстве и в Российской империи была достаточно многочисленная прослойка титулованного дворянства, но не было аристократии в западном понимании. Мне возразят: «А о ком же писали Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов и Лев Николаевич Толстой? Разве семейства Ростовых или Карениных не относились к аристократии?» Формально относились, но внутри этого слоя не сформировалась необходимость служения не только короне, но и своей земле, что было характерно для европейской аристократии. Разумеется, у европейской титулованной знати были свои «скелеты в шкафах», и связь их с древними родами часто была весьма условной, как в Англии или во Франции, но тем не менее у этой социальной группы были общие понятия о долге и чести. Беда же российской аристократии была в том, что она, как и очень многое после петровских реформ, носила симуляционный характер.
                При чём здесь аристократия? При том, что именно внутри этого слоя создаются этические основы патриотизма, понятия чести и бесчестия, готовности защищать как свою страну, так и свою честь, хотя нам иногда это кажется устаревшим и не имеющим отношения к нашей жизни.
                И действительно. Возьмём современную Россию. Есть Конституция, скрестившая в себе многие черты конституций США и Франции, что привело к созданию суперпрезидентской республики, как во Франции, с отсутствием ответственности Президента за деятельность Правительства, как в США. Есть формальное разделение властей, есть вроде бы независимая пресса и такие же, как на Западе, парламентские партии. Есть капитализм (во всяком случае формальный), хотя учёные-экономисты склонны считать нашу экономическую систему "неофеодальной". Формируется «новое дворянство», которое должно заменить уходящую возрастную «номенклатуру» (по формальным признакам к нему можно отнести всю правящую страту и особенно представителей силовых структур).
                То есть «нам бы понедельники взять и отменить», и тогда россияне в своей основной массе «могли бы жить». Но что-то не получается такой гармоничной картины.
                По идее, Россия давно должна была бы по уровню жизни «догнать Португалию». Но вместо этого нижней границей «среднего класса» обозначается доход в 17 тысяч рублей, а пенсионная реформа гонит на работу людей, которые уже в силу объективных физиологических причин не могут работать с такой же интенсивностью, как более молодые возрастные группы. Специальная военная операция вскрыла тотальный развал во многих областях, но при этом Россия упорно пытается «бодаться» практически со всем миром. Конечно, Исламская Республика Иран и КНДР – достойные союзники, но даже КНР, руководство которой претендует на перехват их страной первого места по экономике и влиянию в мире, с опасением смотрит на российские усилия.
                Перспектива создания на месте бывшего Советского Союза нового геополитического проекта благодаря «успехам» специальной военной операции стремится к нулю, а нормальные взаимоотношения с украинцами смогут восстановить только будущие поколения. Все всё видят, все всё знают, но ничего не могут изменить, поскольку полностью отдали себя во власть нашего «великого кормчего», которого невозможно сместить с помощью регламентированной законом процедуры, а тщательно отобранное им окружение не в состоянии провести эту процедуру другим путём. Слава Богу, не в Африке и не в Латинской Америке живём, чтобы произошло такое «непотребство».
                Но всё же и специальная военная операция раньше или позже закончится, и в силу естественных причин освободится место «великого кормчего». Тревожно только, как бы процедура передачи властных полномочий не привела к появлению на этом месте ещё более своеобразной фигуры. Президентские «Программы действий» у нас как класс отсутствуют, о «хитрых планах» знает только народная молва, а какие тараканы будут водиться в голове преемника, угадать невозможно.
                Поэтому у россиян только два пути. Первый, традиционный, означает дальнейшее «плаванье по течению», когда главное, чтобы тебя и твоих близких не трогали и кусок хлеба давали заработать. Этот путь не предполагает личной ответственности за свои решения, но даёт возможность не нести ответственности за свои действия.
                Второй куда более сложный и опасный – стать наконец-то политической нацией. А это значит самим определять своё будущее, осознанно доверяя его своим представителям в законодательных органах и осознанно избирая главу государства из кандидатов со своими программами. И здесь реально голос каждого избирателя будет иметь значение. И это значит отзывать с тёплых мест тех избранных деятелей, которые не справляются со своими обязанностями или явно ведут страну в неправильном направлении. Но в этом случае не получится ссылаться ни на то, что «начальство лучше знает», ни на то, что «моя хата с краю».
                Нам надо повзрослеть как нации, перестав быть большими и эмоциональными недорослями. Нам надо учиться отстаивать свои права, а это дело редко обходится без синяков. Нам надо сформировать новую русскую этику, и тогда вместо «симулякра аристократии» аристократией станет весь народ.
                Я не знаю, возможно ли это. Изменить сформированные веками глубинные установки трудно поддаются коррекции. И всё же, если мы хотим сохраниться как нация, нам придётся пройти этот путь.
                Если бы Бог спросил меня, чего я хотел бы для своего народа, я попросил бы у него большей уверенности в своих силах и немного больше огня в крови для русских. Прекрасный народ достоин прекрасной судьбы, и это вполне реально, даже если сегодня кажется, что просвета впереди нет.
                И всё же я надеюсь, что слова "русское счастье" можно будет не брать в кавычки. Просто на этой земле под названием Россия будут жить счастливые люди.


Рецензии
Почти со всеми тезисами согласен, но не со всеми выводами. Социальный строй России, это монархия Ордынского типа со времён Ивана3, и мы живём в заповеднике средневековья со всеми прелестями тех времён. - "Так они же давно покойники - видали, как покойники стреляют?"
Весьма рекомендую http://knigavsluh.su/pervaya-sverhderzhava-klyukvin/?ysclid=lbpgsxy7xc874919110
Что касается нашей реальности, не совсем по теме, моя внучка живёт в Европе (выехали до начала войны на работу, здесь не было), учится в русской школе. Её лучшая подруга украинка, пригласила её на день рождения, а третья в этой компании белоруска, и все родители не против, вот и весь ответ на все вопросы. Так кто же нас сталкивает лбами, и почему наш главный баран на это ведётся?

Вячеслав Горелов   31.01.2023 20:29     Заявить о нарушении
Как то российский журналист спросил у немецкого политика, почему в России много бедных и несчастных? Тот подумал и говорит: -

<<Все дело в людях и в принятых законах! У нас в правительстве, политике, бизнесе и среди рядовых граждан тоже есть жулики, лгуны, коррупционеры и откровенные бездельники, но таких у нас до 20%, а остальные добросовестные и законопослушные, самодостаточные и нормальные граждане.

Именно такие объединились в свою партию, победили на выборах, приняли для себя мудрые, справедливые законы, чтобы с равным правом честно и добросовестно трудиться на благо общества у каждого было равное право иметь от общества достойные человека нормы социально-бытовых благ от их общего производимого в стране количества по количеству и квалификации своего труда! При рынке на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества!

И мы все счастливо живём по этим законам, следим, чтобы другие их не нарушали и строго наказываем всех нарушителей закона.

А у вас в России ВСЁ С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ!!!

Объединены в партию все жулики, воры, лгуны, коррупционеры и откровенные бездельники, победили на выборах, приняли ДЛЯ СЕБЯ справедливые законы с монополией капитала, властью денег, анархией рынка и живут счастливо, а трудящиеся как послушные наёмные рабы им служат и защищают их право обирать себя, не имея иногда даже достойной зарплаты, не говоря уже о социально-бытовых благах с гарантиями по количеству и квалификации труда.>>

Может быть действительно, всё так в России и есть?

Аникеев Александр Борисович   31.01.2023 22:31   Заявить о нарушении
На мой взгляд, причина бед россиян во многом в том, что на протяжении нескольких столетий выбивалось более или менее пассионарное население, и занимались этим не мифические англосаксы, которые только спят и видят, как уничтожить Россию (это мнение уважаемого мною Андрея Фурсова, с которым я не согласен), а родное государство. Иван Грозный со своими войнами и опричниной, Алексей Михайлович и патриарх Никон с расколом, Пётр Первый со своей принудительной европеизацией, крестьянские восстания и Смута, Пугачёвщина и войны 19-начала 20 веков, и как апофеоз Советский период. При том, что было сделано очень много хорошего, наиболее активные и перспективные гибли в Гражданской войне, в борьбе с кулачеством, в период массовых репрессий (которые отнюдь не ограничивались 1937-1939 годами), в ходе Великой Отечественной войны. В результате мы получили массовую феминизацию в образовании и управленческой сфере, что не могло не наложить отпечаток на подрастающих мужчин, да и сама система старалась вымывать из себя слишком активных. В какой-то степени сохранялись маскулинные стереотипы в жизни народов Кавказа и в меньшей степени Средней Азии. Как ни удивительно, но массовое переселение вайнахов и тюркских народов Кавказа в Среднюю Азию и Сибирь позволили им сохранить пассионарность (термин, конечно, не точный, но лучшего я не знаю) при том, что самое пассионарное мужское славянское население было выбито на войне или оказалось в заключении или вовлечено в противоправную деятельность. В результате самым востребованным образом русской повседневной культуры стали разведчики, которые были не связаны мелочной опекой руководства (в фильмах, разумеется) и "блатные", не боящиеся ничего и никого (что тоже было фантомом общественного сознания). Отсюда и всесоюзное увлечение песнями Владимира Высоцкого, который воплотил в себе образ успешного человека, не отрицающего, но и не "ложащегося под систему". Последний всплеск русской пассионарности оказался связан с относительно недолгим временем мнимого расцвета внесистемной преступности, но государство всегда имеет больше шансов взять лихих рэкетиров под свой контроль, что и произошло уже к концу 90-ых годов, хотя и нашло отражение в таких произведениях киноискусства, как "Бригада", "Брат" и "Брат-2" или "Бумер". А вот сейчас такую попытку попытался организовать Евгений Викторович Пригожин, вербуя в состав своих "штурмовых отрядов" заключенных. Только и там уже пассионариев практически не осталось. И сейчас Россия или окончательно добьет саму возможность возрождения и сохранения русского народа в процессе специальной военной операции, или всё же сможет повернуть этот процесс вспять, что при нынешнем кормчем нереально. И всё же я исторический оптимист и верю, что наша страна сможет преодолеть эти трудности, но для этого потребуется переформатирование и государства, и общества. На эту тему я постараюсь дать совй ответ позже.

Борис Кондаков 2   01.02.2023 01:56   Заявить о нарушении
Хочется уже в России чего-то истинно русского

Хочу отметить, что социализм - это не только марксизм. Возможно, полезно даже будет вырвать социализм из рук марксистов, как это пытался сделать Гитлер.

Ведь в известном Манифесте Маркс прямо критикует христианский социализм, а христиане имеют больше прав на социализм, чем марксисты (первую христианскую общину с социалистическими принципами когда-то неоднократно упоминали как пример). Да и кибуцы в Израиле построены на социалистических принципах.

Хочется уже в России чего-то истинно русского, православного, но более прогрессивного, но что есть более прогрессивнее, чем идея Маркса сделать так, чтобы с равным правом честно и добросовестно трудиться на благо общества, у каждого было равное право иметь от общества достойные человека нормы хотя бы самых необходимых социально-бытовых благ от их общего производимого в стране количества по количеству и квалификации труда!

При рынке на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества!

И счастливо жить по этим законам, следить, чтобы другие их не нарушали и строго наказывать всех нарушителей закона!

У вас есть предложение лучше?

Ведь именно Маркс придумал применить двойственность равенства рабочего времени в системе социализма, чтобы узаконенное равенство рабочего времени определяло не только относительно равное количество труда по времени, но и относительно равные нормы количества базовых, производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в обществе количества!

Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог сам форитровать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны.

Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы!

Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, разбазарив, истощив и загадив эту!

Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь всё самое необходимое по нормам для достойной человека жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

Аникеев Александр Борисович   01.02.2023 11:54   Заявить о нарушении
Социализм - это замечательно, когда речь идёт о социальных гарантиях. Но попытка огосударствления всего и вся и планирование ради планирования привели к тому, что жизнь советских людей оказалась сильно испорченной дефицитом востребованных товаров и услуг. А решиться на введение элементов капиталистического производства решился только Михаил Сергеевич Горбачёв, и то после провала своего Ускорения, хотя перед глазами был образ социалистических Венгрии и Польши, где сохранялись элементы капитализма при производстве товаров народного потребления. А по сути, капитализм в России так и не был воссоздан. Вместо соревнования предпринимателей мы получили тот же государственный капитализм, но при этом отрасли и регионы оказались предоставлены своим руководителям в кормление, что говорит о том, что сложилась неофеодальная система, замыкающаяся на сюзерена - президента и его ближайших соратников в роли двора или "старшей дружины". Наши миллиардеры - это не предприниматели, а держатели феодов-отраслей и "кошельки" высшего руководства. Поэтому без слома этой системы и новой буржуазной, а не псевдосоциалистической революции, России из этого замкнутого круга не выбраться. Если бы не СВО, ситуация ещё долго бы позволяла существовать этой системе, а сейчас по любому придётся её ломать или сверху, или снизу.

Борис Кондаков 2   01.02.2023 15:15   Заявить о нарушении
Спасибо за подсказку. Послушаю на досуге эту книгу Бориса Акунина.

Борис Кондаков 2   01.02.2023 15:16   Заявить о нарушении
Сегодня в России многие до сих пор пишут, что любой разговор о развитии в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости преждевременен. На него нет ни социального запроса, ни реальных предпосылок для возникновения.

Но это только в России и прочих социально отсталых капиталистических государствах с политически пассивным трудящимся народом, который трудится для добывания денег, а не для удовлетворения своих насущных потребностей по общинным принципам гуманизма и взаимопомощи, равноправия и социальной справедливости.

А в северо-западных европейских странах с партийным парламентаризмом, где есть мощные и хорошо организованные партии трудящихся масс, все организованные в государство сельские и городские промышленные муниципальные общины самоуправления связаны социально-экономическими взаимоотношениями между собой с целью социально благополучного проживания всего трудящегося населения страны!

А распределение базовых социально-бытовых благ там производится по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

А в России люди пока для этого не только не созрели, но и не желают делать ничего подобного. Это обирать трудящееся население власть и богатство имущим не мешают огромные пространства России, а организоваться для нормальной жизни мешает жажда наживы самих россиян в каждом регионе страны, где никто даже не собирается налаживать производство и распределение базовых средств для жизни по социально справедливым принципам.

Это в Финляндии с детства учат всех быть честными, трудолюбивыми и благородными, а экономика строится прежде всего для удовлетворения всё возрастающих потребностей трудящегося населения на основе природных ресурсов СВОЕЙ страны!

А в России все привыкли трудиться для увеличения прибыли и доходов власть и богатство имущих. Сначала на царское правительство, а потом на буржуазно привилегированное советское чиновничество, часто получая лишь минимальную зарплату за свой труд без всяких социально-бытовых гарантий.

А власть и богатство имущие всегда живут как при коммунизме, ибо у них всегда в достатке не только социально-бытовые блага, но и коммуникационные, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! А если этого не будет у финна, то это уже нарушение естественных прав человека!

В России НИКОГДА не было законов, чтобы с правом на честно и добросовестно нормированный общественно необходимый труд по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее на благо общества, законодательно каждому, независимо от профессии, гарантировалось право хотя бы на социально-бытовых условий жизни не ниже достойных человека норм от общего количества производимых для социального благополучия населения таких социально необходимых каждому благ, как добротное жильё, качественные и привычные для населения основные продукты питания и фактура для одежды.

Где благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый может сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны.

И только с таким социально-экономическим законом бедных среди честных и добросовестных в труде граждан быть не может! Именно такие законы и других заставляют быть честными и добросовестными.

Именно поэтому там каждый трудящийся человек по закону принятому абсолютным большинством трудящегося населения страны имеет право на необходимые нормы базовых средств для жизни от общей массы производимых трудящимися общества и необходимых каждому для социально благополучной жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры на одежду, а не только на зарплату пропорционально труду не обеспеченную никакими гарантиями. А значит и добросовестные граждане там бедными быть не могут!

И это основа социально-экономических взаимоотношений финнов. А рынок формируется только на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества.

Когда законные социальные гарантии ВСЕХ граждан общества формируются от производственных мощностей, от мастерства и добросовестности трудящихся граждан страны, а не только от прибыли и доходов населения, то от этих законов и добросовестности всех граждан зависят условия жизни и всех членов правительства.

Но если они хотят попасть под следствие за противоправные деяния, то это их проблемы! А в Финляндии службы обеспечения законности работают добросовестно, иначе и их служащим не поздоровится, если кто-то уличит их в нарушении закона!

Если трудящийся народ избрал эти законы в парламентской борьбе, то будьте любезны все граждане страны подчиняться этим законам!

Иначе за нарушение законов избранных абсолютным большинством трудящегося народа страны последует строгое наказание по статьям этого закона!

Финляндия это вам не Россия с её буржуазными варварскими законами.

Сегодня все финны, воспитанные в духе древних общинных традиций, редко задаются вопросом, что справедливо, а что несправедливо, они считают, что это и так каждому понятно само собой. Поэтому, отложив рассуждения о справедливости, их всегда заботит лишь польза дела для себя, для своего народа и для своей страны.

И подобное устройство экономики в Канаде, второй по величине стране мира, в Дании, в Норвегии, в Швеции, в Исландии, в Швейцарии, в Сингапуре и в других социально развитых странах, но со своими национальными традициями и социально-экономическими законными гарантиями, которые зависят лишь от природных ресурсов этих стран и от сплочённости трудящегося народа для защиты своих общих интересов жить дружно и счастливо!

О жизни и доходах безработных в Финляндии -

http://proza.ru/2021/01/10/2163

Аникеев Александр Борисович   01.02.2023 15:27   Заявить о нарушении
И ты во всё это веришь? Всё немного сложней, и не надо говорить за всю Одессу, за
Канаду, второй по величине стране мира, в Данию, в Норвегию, в Швецию, в Исландию, в Швейцарию, в Сингапуре и в других социально развитых странах, (заколебался "ю" ставить), даже В.В. Путин на это бы не решился.

Вячеслав Горелов   01.02.2023 21:00   Заявить о нарушении
Всё намного проще и не надо усложнять!

Всё простое намного надёжнее сложного!

Аникеев Александр Борисович   01.02.2023 22:49   Заявить о нарушении
В Сингапуре почти никаких природных ресурсов, даже питьевая вода привозная, а трудящийся народ живёт не менее счастливее финнов!

Сегодня, чтобы трудящемуся народу жить с такими природными ресурсами как в России в нищете, нужно обладать по меньше мере слабоумием...

Аникеев Александр Борисович   01.02.2023 22:59   Заявить о нарушении
Можно удивляться – почему в ответ на западную пропаганду свободы россияне не упоминают про справедливость и свою к ней приверженность, может быть им мешают дворцы и яхты власть и богатство имущих в России? Это тем более странно, что в России всегда именно к справедливости народ, что называется, «неровно дышал», и даже считалось, что русским людям вообще ничего не надо – только чтоб была эта самая справедливость, которой при этом, однако, почему-то почти никогда и не было. Впрочем, может, именно поэтому ее недостаток так остро всегда ощущается?

Но многих в этом выборе между свободой и справедливостью больше всего волнует, понятно, психологический аспект. А действительно – во-первых, странно, что эти две идеи россиянами вообще часто противопоставляются, а во-вторых – а почему одни люди в самом деле больше предпочитают свободу, а другие – справедливость? Что отличает первых от вторых?

Есть такая гипотеза, что всё зависит от уровня самооценки и уверенности в себе, своих силах. Чем выше самооценка и уверенность – тем более человек «либерал» в подлинном смысле слова, то есть тем более он привержен идее свободы и свободного общества. И наоборот: чем ниже самооценка и слабее уверенность в своих силах – тем больше будет проявляться стремление к свободе и к справедливости, то есть, условно, тем больше человек либерал-социалист, социал-демократ или коммунист.

Отсюда и приключения самого слова «либерал» в нашем обществе. Можно утверждать, что в новейшей истории России был период, когда было явное большинство либералов, то есть приверженцев явной свободы воли каждого, но люди не называли себя либералами, разве что потому, что само это слово еще не было особо в ходу, но понятия свобода и справедливость всегда были близки. А для этого появилось такое понятие в политических терминах, как социал-либерал. То есть либерал, который не чужд идеалов социальной справедливости! Или либерал-социалист, что в принципе одно и то же!

Почему люди в самом начале 90-х годов прошлого века, которые увенчались августовской революцией 1991-го прямо жаждали и требовали свободы? Да потому, что к краху российского коммунистического проекта само население подошло к пониманию, что вообще никакого коммунизма быть не может! Особенно такого, какой обещали большевики. А никакого другого коммунизма они не знали, кроме «шведского социализма». Но и о нём они имели очень маленькое представление. Знали лишь, что в домах престарелых пенсионеры получают стопроцентную пенсию, несмотря на то, что люди там находятся на полном государственном обеспечении.

Но всё равно люди в самой бодрой и уверенной психологической форме ощущали «раздвигающиеся горизонты» и «освобождение от оков» опостылевшей советской власти. На чем это было основано? На всеобщей уверенности в своих силах, своем уме и своих перспективах! А в самом деле – чего было опасаться? Образование у всех – самое лучшее (потому что советское), Россия была ещё самая богатая по природным ресурсам, а использовать те несметные богатства, которые останутся после Советской власти, по совести и справедливости как-нибудь сумеем!

Люди в канун краха СССР в самом деле массово ощущали себя «ильями муромцами», только почему-то лежащими на печи и опутанными при этом кучей ограничений и запретов от власти «рабочих и крестьян», которая, собственно, только одна и мешала богатырям и богатыршам расправить свои исполинские плечи и достигнуть всего, чего пожелается.

Порвать цепи, скинуть красных бюрократов – и вот тогда заживем, «делай, что хочешь». По опросам начала 90-х почти половина опрошенных видела себя в будущем хозяевами какого-нибудь бизнеса, люди так и говорили – надоело, мол, «работать на дядю», на государство – хотим работать на себя!

Но, как уже точно все помнят, описанный период лихорадочной общественной эйфории очень быстро закончился. А на языке психологии это может звучать так – степень самооценки и уверенности в себе у подавляющей части обитателей бывшего СССР стала быстро снижаться и скоро переместилась в отрицательную зону. Откуда, собственно, не выбралась до сих пор – то есть пребывает в отрицательной зоне вот уже более 30 лет.

Почему люди с заниженной самооценкой выбирают «справедливость», а не «свободу»? Потому, что это для них самое естественное поведение, ибо они перестают верить в себя, свои силы и не особо верят в то, что реально в состоянии защищать и отстаивать свои права и свободы. Соответственно, у них обостряется желание, чтобы в государстве были представители служб обеспечения законности и правопорядка, которые будут должны за свою нехилую зарплату защищать его законные права и свободы!

Люди с низкой самооценкой обычно – люди зависимые. Например, они чаще всего работают по найму и как минимум зависят от работодателя. Кстати, процент людей, мечтающих открыть свое дело в России за эти годы непрерывно снижался и сейчас является одним из самых низких в Европе, а то и в мире, ведь сейчас такие составляют буквально какие-то доли процента от опрошенных.

Работники по найму, естественно, очень озабочены тем, чтобы им платили «по справедливости». Причём они, как правило, хотят, чтобы всем платили достойно, то есть по количеству и квалификации труда! Чтобы у работодателя не было «любимчиков» или «блатных», поэтому работающие по найму склонны воспринимать деньги, которые переплачивают «блатным», как буквально «вытащенные из их карманов».

Вообще, человек с низкой самооценкой заинтересован в ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ всякого рода благ и именно потому, что он считает себя слабее остальных и отдаёт себе отчет, что ему в «обществе равных возможностей» за «равный труд» будет и доставаться стабильно меньше, чем другим. Отсюда же, кстати, и вытекает то самое противопоставление – неуверенный в себе не любит «слишком свободных» прежде всего из опасения, что свободные – слишком шустрые и ресурсно богатые, они прибегут первыми и заберут себе всё. Лозунг свободы реально пугает неуверенных в себе и, возможно, в этом и стоит искать то самое глубинное противоречие, лежащее в основе постоянной неприязни «глубинного народа» (не только элиты!) к Америке. Оно буквально так и звучит: «Они там слишком свободные (читай – слишком в себе уверенные), мы за ними никогда не поспеем».

Из-за общего падения личной самооценки, что приняло характер реальной психологической общественной эпидемии в нашем обществе,, возможно, снижается и понятие ценности человеческой жизни и своего собственного существования. А именно это и обусловило удивительную готовность умирать, довольно равнодушное отношение к своей смерти и к перспективе собственной гибели (прекрасная почва для сбора добровольцев на войну).

Ещё одно печальное следствие низкой самооценки – озлобление. Человек, в глубине души не верящий в свои силы и склонный ставить себя ниже других, в конечном итоге задумывается о «несправедливости» такого положения вещей, когда другим «дано больше, чем другим», и другие оказываются способны на то, что ты сам не в состоянии никогда в жизни этому научиться и тогда приходит зависть! А с нею и ее непременная спутница – злоба. А когда низкая самооценка настолько распространена – мы в итоге сталкиваемся с фоновым озлоблением целых общественных страт. Что, впрочем, тоже прекрасно становится основой «военного сознания».

Можно спросить – а почему же, коли всё так прекрасно складывается для торжества идей справедливости, эти идеи не становятся реальной общественной силой?

Ответ, вероятно, в том, что степень уверенности в той идее справедливости, которую проповедовали большевики, у российских масс ненароком провалилась ниже какого-то контрольного критического значения, после которого эта идея перестала быть справедливой, а веры в какую-то другую справедливость пока нет! Поэтому и объединяться для отстаивания своей идеи справедливости пока не с кем.

Эта неуверенность уже переходит в тотальную трусость перед любым объединением, появилась апатия и неспособность отстаивать сообща вообще какие-то политические идеи и цели. Однако не стоит рассчитывать, что в этом есть своего рода «позитивный эффект» и что отныне, в отличие от более уверенных в себе стран и народностей, наше государство надежно гарантировано от любых восстаний и майданов.

Есть понятие «храбрость труса». В толпе даже самые робкие становятся бесстрашными, но толпа при этом дика и кровава. Как говаривал Наполеон, «самый страшный бунт – бунт пустого желудка».

И есть вещь, которую в упор не понимают наши «оппозиционеры» – никакие идеи свободы и равноправия, гуманизма и социальной справедливости в России не победят до тех пор, пока к людям не вернется уверенность в собственных силах. Именно в собственных силах – а не в «силе государства и рынка» которые, якобы, могут дать всем свободу и волю, то есть ту идею, которую подложили трудящемуся народу взамен «силы советской власти и коммунистической идеи», которая оказалась извращена большевиками и КПССовцами, и которые оказались погрязшими в своей собственной ничтожности и подлости.

Сейчас самое трудное – это вернуть россиянам утраченную уверенность в силе объединяющей идеи социальной справедливости и хорошо понимать, что это такое и какой она должна быть! Когда это удастся сделать – только тогда мы по-настоящему ужаснемся тому, что натворили в период пребывания в полном ничтожестве и слабости своего индивидуализма, который оказался сродни кулаку-единоличнику, который за похлёбку, за угол под лестницей или за копейки нанимал батраков для своего обогащения. И только тогда слово «либерал-социалист» утратит свое пугающее значение для народных масс.

Аникеев Александр Борисович   30.03.2023 19:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.