Не пять, а пятьдесят пять
Почему не каждому человеку дано писать картины в жанре тематической абстракции? Ответ очевиден – у художника должен быть богатый внутренний мир, жизненный опыт, знания в данной области.
Милан Джурджевич вспоминает: «Довелось мне однажды прослушать интервью самого образованного человека в Сербии, трижды доктора наук, Драгана Петровича. На вопрос о том, какие пять русских художников первыми приходят ему на память, почётный доктор, к своему большому стыду, не смог назвать ни одного. И это был ответ человека, который в силу своей профессии занимается изучением России и в частности постсоветского пространства! А ведь геополитика и культура всегда идут бок о бок. Любой человек, в принципе, должен постоянно развиваться, обогащать свои знания. Тогда ему будет, что сказать людям. И именно вышеописанное интервью натолкнуло меня на мысль более подробно остановиться на русских художниках и напомнить таким вот «докторам», что существует не только пять, а пятьдесят пять и больше русских художников, достойных, чтобы про них знали и не забывали.
А если говорить конкретно, то в России на данный момент работает 100 тыс., в Санкт-Петербурге – 40 тыс. художников. Если возьмём для сравнения США, то только в одном Нью-Йорке работает 180 тыс. Поэтому пятьдесят пять художников – это капля в море, которую я решил вам представить – от Андрея Рублёва до Никоса Сафронова, не считая меня с женой.
Не хочу начинать список художников по алфавиту, но так получается (а как по-другому), что на первом месте 1. Андрей Рублёв (около 1360 – примерно до 1430гг.): «Икона святой Троицы», «Благовещение»…
А на втором месте его учитель – 2. Феофан Грек (около 1340 – около1410гг.):
«Успение Пресвятой Богородицы», «Донская икона Божией Матери» …
3. Сергей Малютин. Почему именно этот художник сразу приходит на ум после Андрея Рублёва и Феофана Грека? Потому что символ древнерусской живописи – «Троица», а символ всея Руси – матрёшка. В 2022 году русской матрёшке исполняется только 120 лет. А кто же автор росписи этой знаменитой игрушки? Ответ – Сергей Малютин. Годы жизни – 1859-1937гг.
Если же вам по душе морские пейзажи, то главный русский маринист – 4. Иван Айвазовский (1817– 1900гг.): «Девятый вал», «Чёрное море», «Радуга»…
А теперь переместимся с морского побережья в лес. И здесь вас ждёт встреча с 5. Иваном Шишкиным (1832 – 1898гг.): «Утро в сосновом лесу» (в соавторстве с К. Савицким, написавшем на картине медведей), «Рожь», «Дождь в дубовом лесу»…
6. Архип Куинджи (1841– 1910гг.) – настоящий кудесник света. Художник, талант которого, в своё время, не оценил И. Айвазовский и поручил ему красить забор и толочь краски в своей мастерской. Знаменитые работы: «Лунная ночь на Днепре», «Стволы берёз»…
Восхитившись передачей света на картинах Куинджи, продолжим своё путешествие по полотнам знаменитых художников и поразимся русскому простору на картинах следующих художников: 7. Алексей Саврасов (1830 – 1897гг.) – мастер пространства: «Грачи прилетели», «Зимняя дорога»…
Однажды директору Третьяковской галереи задали очень неудобный вопрос, на который она дала не совсем хороший ответ. Вопрос состоял в следующем: «Если придётся спасать произведения искусства, что вы спасёте – «Черный квадрат» К. Малевича или «Грачи прилетели» А. Саврасова?» Директор знаменитой галереи, историк-искусствовед будет спасать «квадрат». Картину, нарисовать которую сможет даже ребёнок. Вот такое обесценивание истинной живописи наблюдается в наши дни.
8. Исаак Левитан (1860 – 1900гг.) – русский импрессионист, поэт природы, создававший настоящие «пейзажи настроения»: «Золотая осень», «Над вечным покоем»...
9. Казимир Малевич (1879 – 1935гг.): «Чёрный квадрат» («выключенный телевизор» в современном мире)…
10. Василий Кандинский (1866 – 1944гг.) – экспрессионист, основоположник абстракционизма: «Композиция VIII», «Композиция VII», «Синий всадник»…
Есть среди русских живописцев и такой художник, который ещё при жизни был удостоен лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора за заслуги в области изобразительного искусства. «Первая кисть государства» – так называли этого человека, расписавшего купол Исаакиевского собора. Имя ему – 11. Карл Брюллов (1799 – 1852гг.): «Последний день Помпеи», «Всадница», «Итальянский полдень», «Итальянское утро»…
Одна из ключевых фигур русского реализма – 12. Илья Репин (1844 – 1930гг.): «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы»…
13. Аркадий Рылов (1870 – 1939гг.): «Зелёный шум», «В голубом просторе», «Закат»…
Мастер масштабных полотен, картин-драм, картин-трагедий, живописец-симфонист, воплотивший на своих холстах не только образ, но и дух исторического события, «совесть» России – 14. Василий Суриков (1848 – 1916гг.): «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка»…
15. Валентин Серов (1865 – 1911гг.) – мастер портрета, человек, который произнёс знаменитую фразу: «Всего лишь сто сеансов и портрет будет узнаваем». Про его картины говорили: «Великолепно художественно и в великолепном порядке». Знаменитые картины: «Девочка с персиками», «Похищение Европы», «Портрет М. Ермоловой»…
Самый обаятельный русский импрессионист, театральный художник, который оформлял не только постановки Мариинского и Большого театров, но так же и театра Ла Скала в Милане – 16. Константин Коровин (1861- 1939гг.): «Париж. Бульвар Капуцинок», «Весна»…
17. Василий Верещагин (1842 - 1904гг.). Репродукцию его картины «Апофеоз войны» должен иметь в своём кабинете президент любой страны. Художник подписал картину следующим образом: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». «Верещагин – явление, высоко поднимающее дух русского человека», – говорил про художника И.Н. Крамской. Знаменитые работы мастера: Цикл полотен «1812 год», «Белая лошадь», «Апофеоз войны»…
«Последняя война среди людей будет война за истину…», – 18. Николай Рерих (1874 – 1947гг.). Художник, учёный, путешественник и общественный деятель. Разработчик первого в истории международного договора о защите культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО (Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников). В своё время Юрий Гагарин, рассказывая про космос, сказал: «Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха». Знаменитые работы: серия полотен «Гималаи», «Агни Йога», «Заморские гости», «Путь в Шамбалу»…Одним словом – русский Леонардо да Винчи.
19. Михаил Врубель (1856 – 1910гг.) – художник, работавший почти во всех жанрах: живопись, графика, театр, скульптура. Знаменитые работы: «Демон сидящий» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»), «Царевна-Лебедь» (по опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»)…
20. Степан Колесников (1879 – 1955гг.) – ученик И. Репина. Художник, чьи картины считаются достоянием не только России, но и Сербии: «Волки в снегу», «В старой усадьбе», «Осень»…
Художник, композитор, благодаря которому мы знаем, что такое пленэрный этюд – 21. Василий Поленов (1844 – 1927гг.): «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд»…
21. Елена Поленова (1850 – 1898гг.) – младшая сестра Василия Поленова, одна из основоположников стиля модерн в русской живописи. Одна из первых в России начала заниматься иллюстрацией детских книг. Основные произведения: «Цветы», «Христос», «Уголок леса»…
22. Иван Крамской (1837 – 1887гг.) – портретист, жанрист, передвижник. Знаменитые работы: «Неизвестная» (русская Мона Лиза), «Русалки», «Христос в пустыне», «Лунная ночь»…
А кто написал знаменитый портрет А.С. Пушкина, хранящийся в Третьяковской галерее?
Ответ – 23. Орест Кипренский (1782 – 1836гг.)
Художник, оставивший после себя не только яркое живописное наследие, но и ярких внуков (Никиту Михалкова и Андрея Кончаловского) – 24. Пётр Кончаловский (1876 – 1956гг.). Мастер, работавший в разных стилях: фовизм, авангардизм, примитивизм, соцреализм. Знаменитые работы: «Пушкин в Михайловском» (в народе получила название «Пушкин без брюк»), «Агава», «Летом»…
25. Александр Герасимов (1881 – 1963гг.) – российский и советский живописец. Работал в жанрах: натюрморт, бытовой жанр, портрет, пейзаж. Лауреат четырёх Сталинских премий. Любимый художник вождя, писавший в стиле соцреализма. Знаменитые работы: «После дождя», «Тройка», «Ленин на трибуне», «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» (в народе картину называли «Два вождя после дождя»)…
Его картины приобретали Савва Мамонтов и Павел Третьяков. Он – мастер исторической и бытовой живописи, основоположник «неорусского стиля», связанного с символизмом и фольклором. Этот человек – 26. Виктор Васнецов (1848 – 1926гг.): «Богатыри», «Алёнушка», «Витязь на распутье»…
27. Михаил Нестеров (1862 – 1942гг.). Целый цикл картин посвятил святому Сергию Радонежскому. «Жить буду не я, жить будет отрок Варфоломей…», – говорил о своей знаменитой картине художник. Знаменитые работы: «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Соловки»…
Одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи – 28. Зинаида Серебрякова (1884 – 1967гг.): «За туалетом. Автопортрет», «Беление холста», «Жатва», «Девушка со свечой»…
29. Аркадий Пластов (1893 – 1972гг.). Работал в стиле социалистического реализма. В произведениях этого художника чувствуется любовь к природе, русской деревне, уважение к крестьянскому труду. Знаменитые работы: «Первый снег», «Фашист пролетел», «Сенокос», «Солнышко»…
Портретист конца VIII века, академик Императорской Санкт-Петербургской академии художеств – 30. Владимир Боровиковский (1757 – 1825гг.). Знаменитые работы: «Портрет Марии Лопухиной», «Екатерина II на прогулке», «Портрет Елены Александровны Нарышкиной»…
31. Марк Шагал (1887 – 1985гг.) – самый известный представитель авангарда XX века: «Скрипач», « Невеста», «Над городом», «День Рождения»…
Выдающийся живописец и график, один из родоначальников русского критического реализма – 32. Павел Федотов (1815 – 1852гг.): «Сватовство майора», «Анкор, ещё анкор!», «Свежий кавалер»…
Художник, написавший портрет Фёдора Шаляпина незадолго до того, как певец покинул Россию – 33. Борис Кустодиев (1878 – 1927гг.). Декоратор, иллюстратор, театральный художник. Знаменитые работы: «Портрет Ф.И. Шаляпина», «Купчиха за чаем», «Ярмарка», «Русская Венера»…
34. Василий Перов (1834 – 1882гг.). Однажды, один из учеников живописца назвал своего учителя «подлинным певцом скорби». Знаменитые работы: «Портрет Ф.М. Достоевского», «Проводы покойника», «Тройка», «Охотники на привале»…
35. Александр Дейнека (1899 – 1969гг.): «Оборона Севастополя», «Эстафета», «Раздолье», «Будущие лётчики»…
Момент – важный элемент в работе любого художника. Ушли в прошлое красные галстуки, октябрятские значки, школьные портфели заменяются рюкзаками, а дневник становится электронным. Но моменты жизни повторяются снова и снова. 36. Фёдор Решетников (1906 – 1988гг.). Автор многих сюжетных картин: «Переэкзаменовка», «Прибыл на каникулы»…Вот и знаменитая «Опять двойка» запечатлела момент прихода школьника домой. Считается, что художник этой картиной хотел привить любовь к учёбе у своей дочери. Получилось это или нет – осталось загадкой. Но не только Решетников использовал в своём произведении тему разочарования от полученной школьной оценки. 37. Алексей Корин (1865 – 1923гг.) в 1891году написал картину «Опять провалился». 38. Дмитрий Жуков (1841 – 1903гг.) в 1885 пишет картину «Провалился» с сюжетом, который почти полностью совпадает с сюжетом картины Решетникова. Момент один, а историй много.
А вот ещё одна история. После премьеры в Мариинском театре Джордж Буш «младший» подошёл к художнику-оформителю спектакля и восторженно воскликнул: «Beautiful, beautiful…» На что 39. Михаил Шемякин (1943 – наст.вр.) сказал: «Он ничего не понял». Что касается произведений художника, то одно из важных мест занимает скульптурная композиция – «Дети – жертвы пороков взрослых».
40. Сергей Милорадович (1851– 1943гг.). Писал картины в историческом жанре: «Монахиня у иконостаса», «Суд над патриархом Никоном», «Крёстный ход»…
41. Николай Фешин (1881 – 1955гг.): «Капустница», «Обливание»… Его именем названо художественное училище в Казани.
Выходец из крепостных крестьян. Московские купцы и дворяне заказывали у него портреты. Вольную получил только в 47 лет, будучи уже знаменитым художником. Имя ему – 42. Василий Тропинин (1776 – 1857гг.). Мастер реалистического портрета: «Кружевница», «Золотошвейка», «Портрет А.С. Пушкина»…
43. Георгий Нисский (1903 – 1987гг.) – основатель сурового стиля: «Лётное поле», «Над снегами», «Подмосковье. Февраль»…
44. Иосиф Серебряный (1907– 1979гг.). Направление – соцреализм. Обладатель серебряной медали АХ СССР за портрет Д. Шостаковича.
45. Порфирий Крылов (1902 – 1990гг.). Один из основателей творческого коллектива «Кукрыниксы» Работал в живописи и графике: «Венеция. Гондольер», «Неаполь. Порт», «Мост на сене»…
Кукрыниксы: 46. Михаил Куприянов (1903 – 1991гг.), 47. Николай Соколов (1903 – 2000гг.). Работали в живописи и графике (иллюстрации, плакаты, карикатуры).
48. Илья Глазунов (1930 -2017гг.). Художник, педагог, сценограф. В 2004 году в Москве была открыта картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова. В дар Москве художник передал более 1300 картин. Знаменитые работы: цикл «Город», «Вечная Россия», цикл «Русь»…
49. Павел Никонов (1930 – наст.вр.). Живописец, график, педагог. Работы: «Геологи», «Рыбаки», «Наши будни»…
50. Отец «художественного авангарда», «визитная карточка конструктивизма» – Владимир Татлин (1885- 1953гг.): «Портрет художника», «Матрос», «Продавец рыб»…
51.Борис Котик (1921 – 1984гг.). Живописец, график: «В пригороде Ленинграда.1962г.»…
52. Иван Билибин (1876 – 1942гг.). Книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир Искусства». Работа, которая произвела впечатление на авторов книги «Тематическая абстракция с комментариями и объяснениями» – плакат «О том, как немцы большевика на Россию выпускали» (1917г.).
Живой классик петербургской живописи – 53. Анатолий Заславский (1939 - наст.вр.): «Автопортрет», «Дорога к дому», «Сиреневые туфли»…
54. Александр Крылов (1945 – наст.вр.). Живописец, реставратор. Один из тех мастеров, кто воссоздавал Янтарную комнату, известный исследователь древнерусских фресок.
Напомню, что данная глава называется «Пять из пятидесяти пяти», вот и подошли мы к пятьдесят пятому номеру, под которым будут находиться два художника. Через мгновение вы узнаете, почему именно так.
55. Павел Филонов (1883 – 1941 гг.) – основоположник аналитического искусства и Никос Сафронов (1956 – наст.вр.). – портретист. Один из художников – большой талант, но слабо обученный и не коммуникабельный. Другой – тоже слабо обученный, не имеющий большого таланта, но очень коммуникабельный.
Вот и пришли мы к концу главы, но список не ограничивается только художниками, перечисленными выше, потому что их намного больше. А теперь маленький бонус, из которого вы узнаете ещё несколько художников России:
Владимир Перцов (1933 – 2017гг.) – художник, график, иллюстратор. Десятки детских книг были проиллюстрированы этим замечательным художником («Конёк-Горбунок» Ершова, «Федорино горе» Чуковского, «Садко» Нечаева и др.). Долгое время Владимир Валерьевич сотрудничал с издательствами «Малыш», «Мурзилка», «Детская литература» и др. Художник проявлял особый интерес к русскому фольклору.
Удивительное дело – случай. Елена Александровна Джурджевич (моя жена и соавтор данной книги) была знакома с творчеством Владимира Перцова с раннего детства, так как читала много книг, иллюстратором в которых выступал данный художник. А в 2023 году случай свёл меня с сыном Владимира Валерьевича( Владимиром Владимировичем Перцовым). Знакомство состоялось в одной московской реставрационной мастерской. И хочу отметить, что почётный художник оставил после себя не только достойное количество творческих работ, но и воспитал достойных потомков и учеников, одним из которых является Иван Алексеевич Пшеничников.
Художник-иллюстратор, график, автор детских книг и педагог в своих работах передаёт любовь к родной земле, природе. Иван Пшеничников много лет сотрудничал с издательствами «Карапуз» и «Детская литература».Иллюстрации художника имеют свой неповторимый авторский стиль и являются настоящим проводником в мир сказок. Моя встреча с этим замечательным современным художником произошла в «русской Швейцарии» (г. Звенигород) во время выставки «Левитанские сезоны». А моментальный эскиз моего портрета,выполненный Иваном Пшеничниковым, ещё больше укрепил наше с ним знакомство. Думаю, что само место встречи двух художников (г.Звенигород) было выбрано провидением неслучайно. Именно с этим городом связано имя иконописца Андрея Рублёва – автора Звенигородского чина (один из значимых памятников древнерусского искусства). И именно этот город вдохновлял Исаака Левитана и Алексея Саврасова. Получил свою порцию вдохновения и я,когда вместе с женой прогулялся по удивительному Звенигороду. Думаю,что с Иваном Алексеевичем мы ещё увидимся не раз, и у меня будет свой собственный портрет,выполненный художником-графиком Пшеничниковым Иваном. Как сказал однажды Валентин Серов: «Всего лишь сто сеансов и портрет будет узнаваем».Повод для встречи уже есть.
Александр Шилов ( 1943 – наст.вр.) – живописец, график, портретист. Кузьма Петров-Водкин (1878 – 1939гг.) – живописец, драматург, писатель. Фёдор Рокотов (1736 – 1808гг.) – знаменитый портретист русского классицизма. Сергей Андрияка (1958 – наст.вр.) – художник-акварелист, педагог. Исаак Бродский (1884 - 1939гг.) – живописец, график, автор целой серии картин, посвящённых В.И. Ленину (ленинианы). Василий Рождественский (1884 – 1963гг.) – живописец, график. Владимир Серов (1910 – 1968гг.) – художник, график, иллюстратор, лауреат двух Сталинских премий. Илья Чашник (1902 – 1929гг.) – советский художник, дизайнер, супрематист…
И это далеко не все российские художники. Это, если можно так сказать, основные представители русского мира изобразительного искусства. Каждый значим по-своему, и каждый внёс свой вклад в развитие живописи, совершенствуя своё мастерство и изобретая новые формы.
И именно сейчас, в наши дни, настало время для появления новых направлений в искусстве. Если мы возьмём, к примеру, супрематизм К. Малевича то увидим, что данный вид абстракционизма уже изжил себя. Это прекрасно видно на работах учеников Малевича, например, Анны Лепорской. «Нет реальному миру, нет предмету» – лозунг последователей супрематизма. Однако на картинах Лепорской мы можем наблюдать не просто форму, а самый настоящий предмет (картина «Три фигуры») Вывод – в своём творчестве человек бессознательно стремится к осознанности, гармонии, предметности, образности. И именно тематическая абстракция является идеальным видом абстракций, так как сочетает в себе не только простоту форм, но и образность, смысл и глубину.
Свидетельство о публикации №223013101641
Ольга Николаевна Петровская 04.06.2024 21:54 Заявить о нарушении
Милан Джурджевич 07.06.2024 21:17 Заявить о нарушении