Белая акация - символ старого Ейска

В Ейске и сегодня можно увидеть множество акаций, а в период их цветения нежный запах плывёт над городом. А ещё полвека тому назад этих деревьев было гораздо больше, причем росли они не только на улицах, но и во дворах местных жителей. Росла белая акация и в огороде у моего дедушки, на меже с соседним участком.

Робиния
 
Это и есть официальное название знакомого всем с детства дерева. Робиния ложноакациевая или Белая акация и Гледичия трёхколючковая являются североамериканскими переселенцами. Их уже привыкли называть акациями, хотя они таковыми не являются, а относятся к роду Робиния и семейству Бобовые. Эти деревья так давно растут на Кубани, что воспринимаются как местный вид, хотя это тоже неверно.
 
В 1848 году в Екатеринодаре был учрежден войсковой сад с питомником. Здесь в 1848-1854 годах войсковым садовником был Яков Бикельмейер, ранее работавший в Крыму. В 1849 году питомнику были присланы из Никитского ботанического сада семена благородного лавра, гледичии трехколючковой, пирамидального кипариса, платана, олеандра и других деревьев и кустарников. В старом ейском парке им. Поддубного и поныне растут  высокие гледичии с огромными колючками. На этих деревья созревают длинные стручки коричневого цвета, у которых внутри, кроме семян, есть содержимое с медовым вкусом, хорошо знакомым многим ейским детям советской эпохи.

Сады в Портовом городе Ейске начали развиваться сразу после его образования, благодаря помощи Наместника Кавказа, князя Михаила Семеновича Воронцова, не оставлявшего город своим вниманием. Исправляющий должность начальника Портового города Ейска Александр Сергеевич Голицын 18 августа 1850 года пишет докладную записку. В ней он обращается, по-видимому, к Наместнику Кавказа Михаилу Семеновичу Воронцову, употребляя форму титулования «Ваше сиятельство», уместную для князя или графа: «Для разведения назначенным в Ейске городского сада и бульвара, а таку и для руководства жителей, желающих устроить в Ейске сады и виноградники, необходим садовник. Поэтому имею честь покорнейше просить Ваше сиятельство сделать распоряжение о назначении в Ейск хотя временного городового садовника, с назначением жалованья 260 руб. серебром из Войсковых сумм, на счет возврата из будущих городских доходов Ейска, при этом не оставьте, Ваше Сиятельство, указать ближайшие средства, где брать деревья для рассадки в Ейске. По удобному качеству земли, сады там будут прекрасные, и деревья могут расти следующего рода: все те фруктовые, какие произрастают в Новороссийском крае, всех родов акации и ракитник, тополи, ясень, вяз, липа и другие лесные дерева». Надпись на докладной записке: «Прошу Н.С. Завадовского это разрешить». В 1850 году генерал-лейтенант Николай Степанович Заводовский - Командующий войсками на Кавказской линии и в Черноморье, управляющий гражданской частью в Ставропольской губернии.
 
Первым садовником Портового города Ейска стал Панфил Иванов, выпущенный в 1844 году из Императорского Никитского сада. В 1841 г. он принимал участие в ботанических экспедициях на Кавказ, а в 1842 г. был направлен в Херсонское лесничество для устройства древесного питомника.
 
Основные работы по высадке деревьев в городском саду Ейска начались весной 1853 года. Для разведения городского сада и Воронцовского проспекта было закуплено, в числе прочих, 340 деревьев акации. Белая акация стала настоящим символом города Ейска в начале XX века. Это был «золотой век» Ейска под управлением Василия Васильевича Ненашева. Проводилось массовое замощение камнем центральных городских улиц.

Газета «Ейский телеграф» № 36 от 14 февраля 1910 года информировала жителей: «Ейская городская управа сообщила нам, что ею послана бумага в полицейское управление для объявления через него всем жителям Ейска, дома которых находятся на мощеных улицах, что им ставится в обязанность посадка деревьев возле принадлежащего каждому из них двора. Деревья должны быть из породы белой акации и рассажены одно от другого на расстояние 5 аршин и 1 вершок от бордюра мостовой, считая, в том числе и бордюрный камень; высота их должна достигать не менее 4 аршин от поверхности земли. Виновные в неисполнении этого постановления неукоснительно будут привлекаться к ответственности. В видах украшения и оздоровления города и в предупреждение нареканий на городскую управу, за привлечение к законной ответственности вследствие неисполнения этого постановления, городская управа приглашает жителей Ейска позаботиться о своевременной посадке деревьев; последний срок 20 марта».

А в той же газете «Ейский телеграф» № 42 от 21 февраля 1910 года напечатана, сочиненная в духе того времени миниатюра «Белые акации», принадлежащая перу Ивана Никитина: «Как томительно грустны весенние дни в тюрьме, как неудержимо тянет в зеленое поле послушать щебетание ласточки-касаточки о широком просторе воздушного океана, сладострастно охватившего в своих объятьях просыпающуюся землю.
 
Сквозь решетчатое окно я слежу за развертывающейся предо мной чарующей симфонией весны. Вот стаял снег, и говорливые ручьи под ослепительными лучами солнца поют о тихом счастье, о вечном покое.
 
Как жадно впивает грудь нежный воздух, насыщенный запахом поля! Точно крылья гигантских птиц проносятся белые облачка и тают в жемчужной дали лучезарного дня. Бархатно-изумрудным ковром протянулось расцветшее поле, в котором пестреют желтые головки одуванчиков.
 
За тюремным двором стоят две сиротливых акации, и я нетерпеливо жду того дня, когда их ветки покроются белоснежной фатой из душистых цветов.
Апрельским утром облились молочным цветом деревца, и моя одиночка наполнилась густым ароматом. Хотелось притянуть цветущую ветку и, точно дорогого человека, целовать в полуоткрытые уста долго и ненасытно.
 
И теперь, всякий раз, когда мне вспоминается кошмарная жизнь тюрьмы, в моей памяти встают милые деревца, согретые дыханием ласкового весеннего дня, несущего смутные надежды и неясное движение вперед».
 
Сообщение газеты «Ейский телеграф» № 115 от 22 мая 1910 года: «Теперь несколько слов по поводу нынешнего благоустройства города. В этом отношении его можно назвать, пожалуй, даже красивым, особенно весной, когда город покрывается юной зеленью, расцветает и благоухает запахом акаций (которыми изобилует город), сирени и «масленок». Предполагаю, что за последним названием скрывается кустарниковое растение лох узколистный, именуемое в моем детстве «маслиной». Их росло довольно много на обрыве, и мы, ученики расположенной неподалеку школы № 5, охотно лакомились сладковато-терпкими плодами.
 
В Ейске за городским кладбищем, примерно в 1896 году было построено новое здание тюрьмы, высокопарно именуемое «тюремный замок». По обе стороны от тюремных ворот росли две акации, наверное, те самые, о которых так поэтично писал в 1910 году Иван Никитин. В годы Гражданской войны эти два дерева, положив на них стальную балку, белогвардейцы использовали под коллективную виселицу, растоптав таким действием нежный городской символ – белую акацию. Белые отдавали предпочтение этому методу казни, в то время как красные предпочитали расстреливать. При власти белогвардейцев в Ейске в 1918-19 годах на тюремном дворе ежедневно казнили по пять человек.

«Акациевым запахом окутан, встречает город новую весну»

Миновали одни тяжелые времена, а затем пришли другие, но белая акация по-прежнему остается символом Ейска, а еще - сирень. Дмитрий Максимович Харченко, долгие годы проживший в эмиграции во Франции, рассказывал своим ейским родственникам, что в начале прошлого века он учился в Ейском Реальном училище. Оно находилось на Керченской улице (Советов) возле нынешнего Никольского парка. Там росло множество кустов сирени, и ученики-реалисты пробирались в парк, чтобы сорвать душистые ветки для своих подруг - учениц Ксенинской гимназии, располагавшейся на Соборной площади, в нынешнем парке им. Горького. Гимназисткам, у которых строгие классные дамы обнаруживали цветы сирени, это грозило серьёзным наказанием, их ставили на колени на молитву в домовой Константино-Еленинской церкви. Но даже это не могло остановить ейских реалистов и гимназисток, прижившаяся городская традиция ими свято соблюдалась.

 Кроме эстетического и декоративного значения, белая акация имеет и практическую пользу. Основные медоносы среди деревьев и кустарников: акация белая, абрикос обыкновенный, клен, а также лох узколистый, гледичия трехколючковая. Мед цветов белой акации — один из самых лучших медов, с тонким ароматом, в жидком виде светлый, прозрачный, приятный на вкус, к тому же обладающий лечебными свойствами.

Придет новая весна и в Ейске опять зацветет белая акация.  Пусть так будет и впредь, чтобы наши потомки сохранили нежный символ нашего города – белую акацию.


Рецензии
У нас когда-то вдоль главной улицы ругозы росли, прямо как настоящие розы. А теперь их всюду изводят, заменяют на какие-то дурацкие невзрачные кустарнички... И сквер снесли начисто. Когда-то там что-то вырастет?

Екатерина Боталова   20.02.2024 21:05     Заявить о нарушении
Большое спасибо за внимание к моей "Белой акации". У нас в Ейске эти деревья еще растут, только их уже гораздо меньше, чем раньше. Но все же, в конце мая - начале июня на ейских улицах царит запах белой акации. И это прекрасно!

Татьяна Сахань   20.02.2024 23:38   Заявить о нарушении