Коловращение метода

Когда читаешь в «Дневнике писателя» Достоевского: «Да и сам-то Печорин убил Грушницкого потому только, что был не совсем казист собою в своём мундире и на балах высшего общества, в Петербурге, мало походил на молодца в глазах дамского пола» [4, с. 40], сказать, что был удивлён, всё равно, что ничего не сказать. Если Достоевский говорит о Лермонтове, то не тайна, поэта убил именно Грушницкий по фамилии Мартынов.Если о Печорине то, по свидетельству повествователя, облик он имел иной: у него и талия узкая, и плечи широкие, и зубы ослепительной белизны, и глаза карие, «он был вообще очень недурён и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским» [7, с.332-333]. И сказать, что Достоевский не был знаком с текстом «Героя нашего времени», тоже нельзя, как пишет Э. Герштейн, Достоевский, не просто, а, «с напряженным вниманием относился к личности Лермонтова <…> След этого интереса остался во многих его произведениях, - и более того, им было дано, - настоящее художественное исследование психологических причин ссоры поэта с Мартыновым» [3, с. 313].
Комментаторы, относящиеся к Достоевскому, более чем почтительно, пытаясь как-то объяснить глупую выходку своего кумира, предположили, что, хотя, «основания для подобной оценки нет», но «Достоевский мог читать в рукописи «Княгиню Лиговскую», где у «того» Печорина как раз наружность была «невыгодной». Но ниже, вынуждены были сообщить, в видах филологической добросовестности, не мог он читать эту повесть Лермонтова, поскольку опубликовали её через год после смерти автора «Дневника писателя». Комментаторы ссылаются на Е.А. Хвостову, В.П. Бурнашова, А.М. Меринского, они-то как бы засвидетельствовали озабоченность поэта своей внешностью [4, c.340-341]. В книге Д.А. Алексеева «Дуэль Лермонтова с Мартыновым», приведён фрагмент воспоминаний, где А.И. Арнольди охарактеризовал Лермонтова как «ничтожного, пустого человека <…> со стороны которого всегда нужно ждать обидной шпильки, обидной выходки» [2, с.197]. Вроде бы Арнольди приятельствовал с Лермонтовым, казалось бы, зачем такому талантливому Арнольди (он неплохо рисовал), проводить время с таким ничтожеством? Можно лишь предполагать… Но Д.А. Алексеев в своей книге воспроизвел и более хлесткие отзывы о поэте (чтобы Мартынова обелить, что ли?).
Но, Б-г или Чёрт с теми, кто не смог, не сумел осознать, понять, кто был рядом с ними. Но Достоевский! Это ведь не абы кто, а писатель, жизнь свою «ищущий человека в человеке», психолог и сам художник незаурядный, он что, случайно заблудился в своих поисках так, что оказался на уровне вот этих незадачливых мемуаристов. Должен же он был понимать, что душа поэта открыта в его творчестве и чем он больше поэт, тем он более искренен в своей лирике. Поэт не может скрыть ничего из того, что волнует его. Об этом ещё Мишель Монтень, не поэт, конечно, но своих «Опытах», приближающейся к высокой поэзии, говорил: «Забавная причуда: многие вещи, которые я не захотел бы сказать ни одному человеку, я сообщаю всему честному народу и за всеми моими сокровенными тайнами и мыслями даже своих ближайших друзей отсылаю в книжную лавку» [8, с.252]. Достоевскому, наверное, была известна затертая истина, гласящая, что гений «своею духовной красотою облагораживает и самые невзрачные черты» (Речь в романе Авенариуса, «Гоголь-студент» шла о Пушкине) [1, с.124]. 
На наш взгляд, творения Лермонтова выражают личность, совершенно чуждую страданий по поводу собственной «неказистости», иные страсти и мечты одолевали его. Для человека, душа которого сопричастна гармонии Вселенной, досада о своей внешности была такой мелочью...
Лермонтов знал в жизни своей короткой и «месть врагов и клевету друзей». Когда его убили уже ничто не сдерживало иных его знакомых и писали они о поэте всё, что приходило им на их подловатый, мерзкий, если, сказать по правде, ум. Но для чего Достоевский с таким вывертом и так скверно помянул Лермонтова?
«Герой нашего времени» и его автор стали необходимы Достоевскому, чтобы подтвердить его так сказать «теорию» появления «дрянного (с его точки зрения), дурного человечка». Линию он тянет от повести Пушкина «Выстрел»: «Родоначальником этих дурных человечков был у нас в литературе Сильвио, в повести “Выстрел”, взятый прекрасным, простодушным Пушкиным у Байрона» [4, с.39-40]. И это тоже, более чем, голословное заявление: влияние Байрона не распространяется на всё творчество Пушкина, лишь в ранних его поэмах «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Цыганы», это влияние изучено В.М. Жирмунским в специальных исследованиях, которые так и называются «Байрон и Пушкин».  Достоевский, по понятным причинам, не мог знать работ Жирмунского, но с поэмами Байрона, хотя бы в переводах и Пушкина, в оригинале он, несомненно, был знаком. Для опытного читателя, каковым был Достоевский, разница между Сильвио и персонажами Байрона: Чайльд Гарольдом, Каином, Беппо, Дон Жуаном, да и самим Байроном, если уж широко рассматривать «байронизм» как образец для поведения дворянской молодежи в первую треть XIX столетия, разительна.
На самом деле, мотив «отложенного выстрела» с Байроном никак не связан, а связан с некоторыми особенностями дуэльной практики тогдашней российской молодёжи, в основном военной, и впервые описан в А.А. Бестужевым в «Вечере на бивуаке» напечатанной в «Полярной звезде на 1823 год», знаменитая история «отложенного выстрела», оставшегося за А.И. Якубовичем в дуэли с А.С. Грибоедовым(см. работу В.Э. Вацуро «Моцарт» и Сальери» в «Маскараде» в «Записках комментатора»). Но если имеется хорошая, своя, родная и теплая теория, то под неё не жаль изрядно искорёжить факты, пусть и хорошо известные.   
Влияние Байрона, влияние, не заимствование и, тем более, не плагиат «простодушного» Пушкина чувствуется, как уже сказано, в ранних его поэмах, но из всего, что об А.С. известно, нигде не замечается в его поведении того, что можно было бы назвать «простодушием». Ни в его стихах, ни в его прозе, письмах, наконец, воспоминаний о нём ни единого нет намёка на эту особенность характера, намекающее на некоторую умильность, придурковатость, ограниченность, недалёкость и, в конце концов, на отсутствие этого самого ума. Можно сказать, что и Лермонтов, и Пушкин, заглавные герои их великих творений, пали жертвами метода, с которым писатель Достоевский подходил и к действительности, которую он описывал в своих романах. 
Что есть «метод»? Это ключ, отмычка, ломик, подчас. Но не все подряд двери открываются одним и тем же инструментом. Универсальных отмычек не существует. Писатель свой метод не получает готовым, он сам изготавливает как свой специфический инструмент. У Достоевского метод — это домыслы, данные в утвердительной форме. Романист, сочиняющий теорию, под которую обезумевший от нищеты и нерешаемых проблем студент, крадёт топор и убивает некую старушку-процентщицу в декорациях натурально существующего Петербурга. Он, идеологические конструкции, выпирающие из «Бесов», «Идиота», «Братьев Карамазовых», вполне убедительно подгоняет под окружающую персонажи, действительность. Миссию свою он видел в том, чтобы: «При полном реализме найти в человеке человека. <…>. Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой» [5, с.65]. Достоевский уточняет описание своего метода в письме одной малоодарённой даме, где для убедительности реализма, «в высшем смысле. <…> Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему» [6, с. 187]. Сочетание фантастики и реальности должны дать «реальность в высшем смысле», сочинитель фантазирует, и эта надуманная реальность не всегда совпадает с жизнью, той, что протекает за окном кабинета писателя. Для романа эта частность, главное, чтобы читатель был захвачен потоком описываемых событий. Но в публицистике этот метод выглядит уже как чистые манипуляции, требующие такой деформации исходного материала, при которой Лермонтов становится собственным персонажем и не его убивают на этой проклятой дуэли.
В.В. Набоков в «Комментариях к Евгению Онегину» пишет: «Федор Достоевский, тогдашний сверх всякой меры захваленный автор сентиментальных и готических романов, рассуждая о Татьяне <…> пребывает в странном заблуждении, будто её муж – “честный старик”. Помимо этого, Достоевский убеждён, что Онегин “скитается … по землям иностранным”, – иными словами становится ясно, что Достоевский, собственно, не прочел “ЕО”» [9, с. 740-741]. Кроме того, Набоков отметил: «Писатели с идеологической направленностью – такие как Достоевский, были уверены, что Онегин поехал за границу, но не потому, что хорошо изучили текст, а потому, что знали его лишь смутно и, кроме того, путали Онегина с Чацким» [9, c. 797-798].
Конструкции, сооружаемые писателем для доказательства своих фантастических, химерических идеологических построений, изначально были анекдотом и свидетельствовали лишь о пылкости воображения Достоевского, изложенные так, что ошеломлённый читатель, не останавливаясь внимает фантазиям автора «Дневника писателя» не всегда понимая, что он переносит метод, возможный в сочиняемых романах, в публицистику, где с необходимостью существуют границы фантазии.      
Беда пришла откуда не ждали. «Божий суд», предсказанный М.Ю. Лермонтовым, настиг Ф.М. Достоевского.
28 ноября 1883 года Н.Н. Страхов написал письмо Л.Н. Толстому, где среди прочего, а именно, перечисления скверных черт характера его друга, Ф.М. Достоевского, было обвинение совершенно уголовное, а именно: «Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка». И, как доказательство приводит, кроме ссылки на Висковатова, следующее соображение: «Заметьте при этом, что, при животном сладострастии, у него не было никакого вкуса, никакого чувства женской красоты и прелести. Это видно в его романах. Лица, наиболее на него похожие, — это герои Записок из подполья, Свидригайлов в Прест[уплении] и Нак[азании] и Ставрогин в Бесах; одну сцену из Ставрогина (растление и пр.) Катков не хотел печатать, но Д[остоевский] здесь ее читал многим» [10, Электронный ресурс].
 Сама сцена, о которой упоминает Страхов, гнусна и написана убедительно, метод, который Достоевский использовал для написания соответствующих сцен, уместен в романе, но если прочесть черновики к этой главе, то становится понятным как писатель её сочинял. Что этот грех, точнее, это преступление, Ф.М. Достоевскому Н.Н. Страхов шил напрасно. Другой разговор, для чего…Чтобы разобраться в причинах … опять-таки надо вдаваться в страховедение, и если существуют страхологи, то пусть они и размышляют: как, для чего и почему.    Стоило бы писать эти несколько страниц, если та ерунда, которую профетическим тоном излагает Достоевский, казалось бы, унесена давно и далеко благословенными водами реки Леты. Но, во-первых, не унесена, она воспроизводится то здесь, то там, в разных, правду сказать, обстоятельствах. И, во-вторых, этот подход к публицистике, как возможности бесцеремонно обращаться с фактами, процветает и доныне.
 Моя задача скромнее, напомнить, Лермонтов не есть жизнью обиженный персонаж «Дневника писателя», а замечательный человек, выразившая себя в гениальных стихах и великом романе. Кроме того, не надо забывать старинное правило: не сочиняй понапраслины, она ведь может вернуться и тогда не отскребёшься.

Литература:

1. Авенариус Василий. Гоголь-студент. СПб 1915 г. Издание Книжного Магазина П. В. Луковникова.
2. Алексеев Д.А. Дуэль Лермонтова с Мартыновым. Полное собрание документов и воспоминаний. М.: Древлехранилище, 2018. – 300 с.
3. Гернштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Худ. Лит., 1986. – 351 с.
4. Достоевский. Дневник писателя. 1876 г. Январь. Полное собр. соч. в 30 томах. т.22, Л.: Наука, 1981
5. Достоевский. Записи литературно-критического характера из записной тетради 1880-1881 гг. Полное собр. соч. в 30 т. т. 27.Л.: Наука. 1984, - 464 с.
6. Достоевский. Письма. 1878-1881. т. 30. Кн. Первая. Полное собр. соч. в 30 томах. т.22, Л.: Наука, 1981.
7. Лермонтов М. Ю. Полное собр. соч. в 4-х томах. Т. 4, М.Л. Наука. 1962. – 826.
8. Мишель Монтень. Опыты. В трёх книгах. Книга третья. М.Л: Изд. Ан. СССР. 1960 г. – 496 с.
9. Набоков В. Комментарии к «Евгению Онегину Александра Пушкина. Пер. с. Англ. / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. Информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак» 1999, – 1008 с.
10.


Н. Н. Страхов — Л. Н. Толстому
28 ноября 1883 г. Санкт-Петербург.
Напишу Вам, бесценный Лев Николаевич, небольшое письмо, хотя тема у меня богатейшая. Но и нездоровится, и очень долго бы было вполне развить эту тему. Вы, верно, уже получили теперь Биографию Достоевского — прошу Вашего внимания и снисхождения — скажите, как Вы ее находите. И поэтому то случаю хочу исповедаться перед Вами. Все время писания я был в борьбе, я боролся с подымавшимся во мне отвращением, старался подавить в себе это дурное чувство1. Пособите мне найти от него выход. Я не могу считать Достоевского ни хорошим, ни счастливым человеком (что, в сущности, совпадает). Он был зол, завистлив, развратен, и он всю жизнь провел в таких волнениях, которые делали его жалким, и делали бы смешным, если бы он не был при этом так зол и так умен. Сам же он, как Руссо, считал себя лучшим из людей, и самым счастливым. По случаю биографии я живо вспомнил все эти черты. В Швейцарии2, при мне, он так помыкал слугою, что тот обиделся и выговорил ему: «Я ведь тоже человек!» Помню, как тогда же мне было поразительно, что это было сказано проповеднику гуманности и что тут отозвались понятия вольной Швейцарии о правах человека.
Такие сцены были с ним беспрестанно, потому что он не мог удержать своей злости. Я много раз молчал на его выходки, которые он делал совершенно по-бабьи, неожиданно и непрямо; но и мне случилось раза два сказать ему очень обидные вещи. Но, разумеется, в отношении к обидам он вообще имел перевес над обыкновенными людьми, и всего хуже то, что он этим услаждался, что он никогда не каялся до конца во всех своих пакостях. Его тянуло к пакостям, и он хвалился ими. Висковатов3 стал мне рассказывать, как он похвалялся, что соблудил в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка4. Заметьте при этом, что, при животном сладострастии, у него не было никакого вкуса, никакого чувства женской красоты и прелести. Это видно в его романах. Лица, наиболее на него похожие, — это герои Записок из подполья, Свидригайлов в Прест[уплении] и Нак[азании] и Ставрогин в Бесах; одну сцену из Ставрогина (растление и пр.) Катков не хотел печатать, но Д[остоевский] здесь ее читал многим5.
При такой натуре он был очень расположен к сладкой сантиментальности, к высоким и гуманным мечтаниям, и эти мечтания — его направление, его литературная муза и дорога. В сущности, впрочем, все его романы составляют самооправдание, доказывают, что в человеке могут ужиться с благородством всякие мерзости.
Как мне тяжело, что я не могу отделаться от этих мыслей, что не умею найти точки примирения! Разве я злюсь? Завидую? Желаю ему зла? Нисколько; я только готов плакать, что это воспоминание, которое могло бы быть светлым, — только давит меня!
Припоминаю Ваши слова, что люди, которые слишком хорошо нас знают, естественно, не любят нас. Но это бывает и иначе. Можно, при близком знакомстве узнать в человеке черту, за которую ему потом будешь все прощать. Движение истинной доброты, искра настоящей сердечной теплоты, даже одна минута настоящего раскаяния — может все загладить; и если бы я вспомнил что-нибудь подобное у Д[остоевского], я бы простил его и радовался бы на него. Но одно возведение себя в прекрасного человека, одна головная и литературная гуманность — Боже, как это противно!
Это был истинно несчастный и дурной человек, который воображал себя счастливцем, героем и нежно любил одного себя.
Так как я про себя знаю, что могу возбуждать сам отвращение, и научился понимать и прощать в других это чувство, то я думал, что найду выход и по отношению к Д[остоевскому] Но не нахожу и не нахожу!
Вот маленький комментарий к моей Биографии; я мог бы записать и рассказать и эту сторону в Д[остоевском]; много случаев рисуются мне гораздо живее, чем то, что мною описано, и рассказ вышел бы гораздо правдивее; но пусть эта правда погибнет, будем щеголять одною лицевою стороною жизни, как мы это делаем везде и во всем!
<…>
Всей душою Ваш
Н. Страхов
1883. 28 ноября. Спб.


Рецензии
Только один штрих. Лермонтов был очень физически силён. Ещё в училище гнул пятаки и завязывал шомполы в узлы. Это был уверенный в себе человек и храбрый. Судя по делам его. Даже по поведению на дуэли. Что не отменяет его скверного, насмешничьего характера. Мартынов-то был из его дружеского круга.

О другом. Я верно понял, что раз вы пишите бога как Б-г, то уже не в наших краях?

Ааабэлла   08.06.2023 22:52     Заявить о нарушении
Как-то привык к этому написанию... Всё-таки, происхождение накладывает отпечаток.
А так, время провожу на берегу речки Иня. Жара в эту неделю у нас на юге Западной Сибири какая-то ближневосточная..
Не могу стиль проведения (характер Лермонтова) назвать "скверным"...об этом, конечно, можно, говорить много...но именно друзья его угробили. И, не исключено, что зная им цену...он говорил с ними именно... Так. Но это всё наши домыслы. Факт тот, что его убили.
Достоевский, отвратительный тип, вполне проявился в этих немногих строках своего безумного "Дневника писателя". Я, всё-таки, больше о Достоевском как о фанфароне-фантазёре. Он был, именно, сочинитель..., забывающий о границах жанра...
Рад нашему диалогу!

Лев Ханин   09.06.2023 12:30   Заявить о нарушении
Раз у вас есть речка Ин(ь)я, то где-то и речка Ян(ь)я))

А Достоевский, этот антисемит, помнится в "Дневнике писателя" отвечал на письмо читателя (еврея), упрекавшего писателя в его представлениях об евреях совершенно замшелых, мол, не те нынче они, полно (невзирая на ценз оседлости) весьма просвещённых, интеллигентных молодых евреев. Как думаете, что ответил писатель? Если не читали, не угадаете. Он написал, что ещё не известно, чего ждать от этого молодого просвещённого поколения еврейского.
И, что любопытно, попал в точку, если иметь в виду события грянувшей впоследствии революции)

Ааабэлла   09.06.2023 17:37   Заявить о нарушении