Глава 8. Учебная литература
Это особая литература. Основное требование к ней можно сформулировать так: в учебной литературе подаваемый материал должен быть трансформирован так, чтобы текст легко читался и легко запоминался. Для этого рекомендуется использовать множество приемов, содержание которых я изложил в своей книге «Учебное издание: характеристика и подготовка рукописи» (издательства Уральский государственный лесотехнический университет).
Редакционно-издательский отдел института ежегодно в сентябре принимал заявки на издание книг. Для этого надо было представить рукопись книги, напечатанную на принтере. Читать книгу на экране компьютера редакторы отказывались. Так вышли мои первые книги: учебные пособия, справочники, монографии, например «Фрезерование древесины», УГЛТУ, 2003. Недостатки того времени были связаны с поиском спонсоров для покрытия типографских расходов.
Как-то случайно вышел я на издательство учебной литературы «Лань» (Санкт-Петербург). Послал в электронном виде рукопись книги, подписал договор и скоро вышла книга. Никаких забот, только пиши. Первые книги: «Конструкции и испытания деревообрабатывающих машин», 352 с., 2012 год; «Решение задач по резанию древесины», 288 с., 2012 год. Всего к настоящему времени издано более 50 книг.
Беда настоящего времени – книги на бумажном носителе плохо читаются, потребность их падает. Так, если в 2012 году книги издавались издательством «Лань» тиражом 1000 экземпляров, то в последние годы – пробным тиражом 30 экземпляров. К тому же спрос на учебную литературу для лесотехнических вузов падает, так как прием студентов резко сократился. Сейчас издательство «Лань» заказывает литературу для среднего специального образования.
Самой ценной для меня из изданных является книга «Резание древесины», Лань, 2010, 256 с., тираж 1000 экз. Вспоминая прошлое, должен сознаться, защита кандидатской диссертации не успокоила мои амбиции. Там было много слабых моментов, но подвернулась удача, я защитился. Нигде не афишируя, я стал готовить исследования с надеждой защитить докторскую диссертацию. Все наработки приведены в книге «Резание древесины».
Изложенная в учебном пособии теория резания соответствует взглядам профессора А.Л. Бершадского. Известно, у А.Л. Бершадского встречается много противоречий, неточностей, упрощений, с возможностью расчетов с помощью логарифмической линейки. Избавившись от этого, удалось решить некоторые проблемные вопросы:
1. Для касательной силы резания предложено принципиально новое уравнение.
2. Написано уравнение для касательной силы резания по задней грани.
3. Предложено новое уравнение для коэффициента затупления режущей кромки лезвия.
4. Показана взаимосвязь напряжений в зоне резания.
5. Приведено новое уравнение для определения толщины срезаемого слоя.
6. Приведена методика и уравнения для расчета шероховатости при цилиндрическом фрезеровании древесины.
7. Показана значимость прифуговки лезвий.
8. Раскрыт принцип изменения точности фрезерования.
А что же с докторской диссертацией? Дома, в семье эту тему обсуждали неоднократно. Сделать, написать диссертацию – это одно, а защитить – другое. В семье мой порыв не поддержали.
На днях я встретил знакомого преподавателя. Он сделал докторскую диссертацию. Защищать поехал в город Казань. На диссертационном совете его не поддержали. Проголосовали против присвоения докторской степени. Результат – два инфаркта. И это не единичный случай. Защищаться надо молодым.
Однажды встретил знакомого преподавателя. Разговорились. На вопрос «Чем ты сейчас занят» мой коллега ответил:
– Да чем, вот дали новую учебную дисциплину по организации работ на складе круглых лесоматериалов. Ищу информацию. Готовлю конспект лекций.
– Слушай, – загорелся я, – у меня сейчас в издательстве Лань находится в работе книга, в которой рассмотрены вопросы сортировки круглых лесоматериалов. Диктуй электронный адрес почты, я вышлю рукопись книги. Может быть, решатся твои некоторые вопросы.
Знаете, как приятно делать добро людям.
Свидетельство о публикации №223013100718