Ванечка. Из цикла Запахи воспоминаний

"Он мог бы вырасти и книжку написать о том, что детям не за что страдать..."
------
До определённого момента Дмитрий не вспоминал эту историю. Скорее, даже не хотел её вспоминать, потому как она была связана с его первыми детскими и в то же время совсем не детскими переживаниями. Однако, недавно, когда случилось ему помогать с переездом в новую квартиру сестре своей жены, он почувствовал запах, который и вытащил из глубин памяти то происшествие, что он пытался навсегда вычеркнуть из неё.

Родную сестру жены звали Ирина. Девушка к своим двадцати пяти годам уже многого добилась сама, а благодаря хорошей и высокооплачиваемой работе специалиста в области компьютерных технологий, накопила на первый взнос для ипотеки однушки в престижном районе города. Наняла рабочих, которые и сделали ей недорогой ремонт, которого, как считала Ирина, на первое время вполне хватит.

В тот день Дима с женой, отложив все дела, поехали помогать Ирине с перевозом и занесением скромного скарба в новую квартиру на пятнадцатом этаже. В новом доме было всё замечательно, свежо и красиво в подъезде. Только вот оба лифта почему-то всё ещё не работали. Нести баулы, мешки и коробки на пятнадцатый этаж было то ещё удовольствие, но Ирина очень уж хотела переехать из съёмной квартиры, за которую платила большие деньги ежемесячно, в свою, опять же, чтобы направить высвободившуюся сумму на покрытие ипотеки.

Дима сделал уже три ходки с коробками и мешками на пятнадцатый этаж. Он приносил это всё к дверям или заносил в коридор квартиры и снова спускался вниз, настроив себя на необходимость этой экзекуции для своего организма ради сестры любимой жены. Жена Марина с сестрой забирали принесённые вещи и уже сами складировали их в комнате, шутя над тем, что так они могут единственного мужика загонять до потери сознания.

Наконец все коробки и мешки из наёмной "Газели" были подняты в нужную квартиру. Дмитрий зашёл в новое жильё Ирины с последним мешком и закрыл за собой дверь. Девушки наперебой бросились хвалить его и благодарить. Но обе обратили внимание на то, что Дима вдруг нахмурил брови и как-то странно поморщил нос. Первой задала вопрос жена:
-Зай, ты чего, устал? Хочешь кофе?

Ирина поддержала сестру со словами:

-Да-да, Дим, мой руки и проходи на кухню, я сейчас нам кофейку организую! У меня и тортик есть по такому случаю, и даже бутылочка хорошего шампанского.

Но Дмитрий словно бы не слушал девушек, он был мысленно где-то далеко-далеко, там, где ни за что бы снова не хотел оказаться и не желал пережить ещё раз то чувство безысходности и страха, которые так напугали его, когда он был ещё ребёнком.

-----------------------

ВАНЕЧКА.

-Пап, мам, а можно, Ванька у нас сегодня переночует?

Родители переглянулись и уставились на сына. Мать часто заморгала, подбирая правильные слова для ответа и через минуту ответила:

-Сынок, ну где он будет спать? У тебя в комнате одна кровать, мы с папой на диване в зале ютимся, да и...А зачем Ване ночевать у нас?

Димка медлил с ответом, не понимая, отчего родители не согласились сразу и безоговорочно принять его просьбу:

-Ну, у него там...Родители Вани...Дерутся.
Мама и папа снова переглянулись. Отец подошёл к Диме, приобнял его за плечи и усадил на диван:
-Сынок, а ты откуда это знаешь? Ваня тебе сам про это рассказал, да?
-Да. И у него...У него тоже часто синяки...На руках, на шее...Пап, мам, я уже это...Пообещал ему, что он поживёт у нас...
-Поживёт?!
В один голос воскликнули родители и в очередной раз переглянулись.

-Ну, да...Мне его жалко. Вот вы же тоже ругаетесь. Но не дерётесь же...И меня не бьёте...

Доводы сына определённо вывели родителей из замешательства. Но вот это "поживёт" явно не сильно радовало обоих. Папа Димы покачал головой из стороны в сторону и попытался объяснить ребёнку свою точку зрения:

-Понимаешь, сын...У Вани своя семья и эта семья может быть против того, чтобы их мальчик не ночевал дома...

-Ха, пап, да они даже и не заметят его отсутствие. Так уже было и не раз! Он ночевал в подъезде, на чердаке дома...Но сейчас...Там холодно. Можно, он поживёт у нас? Немножко...

Он ещё несколько минут их уговаривал, приводил доводы, что Ване необходим отдых от ежедневных скандалов родителей, опять же ему надо делать уроки и учиться в школе, а это у него плохо выходит в той обстановке, в которой он вынужден жить. Рассказал, что Ваня мечтает стать писателем, когда вырастет и написать книгу, только пока не решил, про что именно она будет. К удивлению Димы родители вдруг согласились. Но с одним условием, что мама и папа Ванечки будут знать о его местонахождении. Дима скуксился, но всё-таки дал слово родителям, что его друг предупредит своих родителей, если только они захотят его послушать.

-----

Это была уже третья ночь, которую Ванечка проводил в комнате Димы на раскладушке, что вместе с матрасом отец друга принёс из гаража, а его мама любезно застелила её вкусно пахнущим постельным бельём.

Нашептавшись, как обычно, на ночь Ваня и Дима замолчали, закрыли глаза и приготовились ко сну. Дима как-то быстро провалился в глубокий сон, из которого его вырвал чуть позже хныкающий голос друга. Мальчик открыл глаза и стал вглядываться в темноту. Ваня стоял у закрытой двери комнаты и с кем-то говорил. Но удивило Диму другое! Ване кто-то отвечал, невидимый и очень тихо, тише шёпота.

Затем Дима услышал, как Ваня начал всхлипывать, а потом и вовсе перешёл на рёв. Он повторял, как заведённый, одни и те же слова, обращаясь к невидимке у закрытой тёмной двери:
-Не надо, не уходи, останься, я сейчас побегу домой, не надо, не уходи, я сейчас...
Дима убрал одеяло и встал с кровати:
-Ваньк, а ты это...с кем говоришь, а?

Друг, продолжая плакать, медленно повернул к нему голову, но ничего не ответил.

-Вань, ну ты чего? Тебе кошмар что ли приснился?

Теперь уже Ваня, бросив последний взгляд на дверь, повернулся к другу всем телом и прошептал:

-Там мама...Она сказала...Что её больше нет...Мне надо домой...Но она говорит, чтобы я туда не возвращался...Никогда!

-Мама? Почему ты так решил?

Чуть испуганно спросил Дима, а Ваня, шмыгнув носом, ответил:

-Я знаю. Это был её голос. И платье. Красивое платье. Как на том фото, где они с папой женятся. Только там оно было белое, а сейчас...нет. И там они были...счастливые.

Дима хотел ещё порасспрашивать друга, но дверь внезапно открылась и оба мальчика от неожиданности отскочили от неё.

-Мальчишки, а вы чего это не спите? Завтра вам обоим в школу рано вставать!

Мама Димы в цветастой ночнушке стояла в проёме двери.

Дима посмотрел на Ваньку и заметил, как тот покачал головой в разные стороны. Он всё понял, потому ответил маме, как мог, равнодушнее:

-Это мне кошмар приснился, ну я проснулся и хотел Ване рассказать, мам, всё, мы уже снова ложимся.

-Может, тебе сделать тёплого молока, сынок? И тебе, Ванечка?

-Нет-нет, не надо!

В один голос ответили мальчишки и залезли под свои одеяла.

-Ну ладно, спокойной ночи! И чтоб вам снились только добрые сны!

Мать тихо прикрыла за собой дверь.

-----

Утром мальчишки позавтракали, похватали свои школьные рюкзаки и вышли из дома. Дима направился в сторону школы, а Ваня...Друг не сразу заметил, что Ваня не семенит за ним, как это было обычно. Дима оглянулся и увидел, что Ваня в нерешительности так и стоит у подъезда. Вернувшись и подойдя к нему, Дима поинтересовался, глядя в грустные и задумчивые глаза друга:

-Ты почему не идёшь за мной?

-Послушай, Димка...Мне надо домой...

-Чего? Нам в школу надо, а после школы можем вместе сходить к тебе домой!

Насупив недовольно брови, парировал Дима. Но Ваня только несогласно качал головой. Тогда Дима схватил его за рукав и потащил к тропинке до школы, выговаривая на ходу:

-Не надо тебе туда. Тебе же твоя мама сказала, чтоб ты никогда туда не возвращался!
-Мне потому и надо сходить, узнать, что с ней...Я так не могу! Я никогда не видел её...такой!
Ваня вырвался из рук Димы и попятился назад. Потом развернулся и пустился бежать в другую сторону. Дима видел, как рюкзак на спине друга подпрыгивает от быстрого бега. Ему ничего не оставалось делать, как махнуть рукой Ване вслед и продолжить путь в школу одному.

Если бы он только знал в тот момент, что видит своего единственного настоящего друга в последний раз. В последний раз...

"Возможно ли, что мы дружили б и сейчас, когда бы жизнь и смерть не разделили нас..."
--------------------------
После школы Димка бежал домой, как оголтелый. Он бросил рюкзак на пуфик в прихожей, постоял немного в пустой квартире, схватил ключи и снова вышел из дома. Какое-то странное чувство чего-то плохого поселилось в его душе. Ванька не вернулся, значит, что-то случилось. Он снова побежал. Дыхание сбивалось, ноги запинались, холодный пот струился по спине, отчего Диме становилось зябко.

Вот и дом, в котором жил Ваня со своими родителями...Почему жил? Дима сам испугался своей мысли. Он подошёл к Ванькиному подъезду и увидел, как из грузовой машины двое крепкий мужчин выгружают огромный рулон новенького линолеума. Дима заскочил в подъезд вперед них. На второй этаж залетел за пару секунд. Дверь в квартиру друга была приоткрыта. Но Дима не решался к ней подойти. Страх, непонятный страх сковал всё его тело. А сзади его уже просили пропустить мужчины с рулоном линолеума. Они распахнули дверь в Ванькину квартиру и кликнули хозяина. Отец Вани в чёрной майке вышел им навстречу. Дима отметил для себя, что он выглядит усталым и его глаза...Синяки под глазами, от виска к носу идёт большая глубокая царапина, руки трясутся.

-Да-да, кладите его на пол. Где расписаться?

Спросил отец Вани грузчиков, стараясь держаться как можно увереннее. Как только мужчины вышли из дверей квартиры, Димка перешагнул её порог и застыл. Запах! Что за неприятный запах!? В квартире ужасно пахло хлоркой, но к этому запаху теперь ещё примешался "аромат" новенького линолеума. Мальчик бросил взгляд на пол. Пол сейчас был совсем без какого-либо покрытия, да и со стен комнаты были полностью содраны все обои!

-Ты ещё кто?

Недовольным голосом спросил отец Вани, уставившись глазами с красными лопнувшими капиллярами на стоявшего в нерешительности Димку.

-Я? Дима. Друг Вани. Он у меня ночевал несколько дней. А сегодня пошёл домой и его всё ещё нет...

Мужчина с нажимом коснулся его плеча, развернул его всем телом к двери и резко ответил, выталкивая Диму за дверь:

-Они с матерью к бабке уехали, в другой город, надолго. Ремонт у нас. И... Не приходи сюда больше.

"Ещё вчера тут было шумно, тут громко плакали и яростно ругались..."

Димка был рад покинуть эту дурно пахнущую квартиру. Его мама иногда использовала "Белизну", пахнущую хлоркой, в тёмной пузатой бутылке для отбеливания белья. Но смесь запахов хлорки и нового линолеума буквально вызвали рвотный рефлекс у мальчишки. Он спустился, вышел из подъезда на улицу и его вырвало на покрытую жёлтыми скукоженными листьями клумбу.

Бежать домой ему пока не хотелось. Он точно знал, что у Вани нет бабушки. Они дружили и, если бы у Вани была бабушка в другом городе, Димка бы был об этом осведомлён.

Дима сел на скамейку у подъезда дома напротив и принялся ждать. Он ещё наивно полагал, что Ванька просто вышел в магазин, что он вот сейчас пробежит мимо него, а Дима его сзади напугает громким свистом...

Он не знал, сколько точно прошло времени, начало темнеть, но вдруг из подъезда вышли двое мужчин с рулоном старого пошарпанного, почти без рисунка, линолеума. С двух сторон на рулон были надеты и перевязаны поясами от женских халатов мешки из-под картошки. Одним из мужчин был отец Вани. Было заметно, что ноша для взрослых мужчин была тяжеловата. Они запихнули рулон в старую четвёрку, но дверь багажника не смогли закрыть. Потом отец Вани снова зашёл в подъезд, другой мужчина остался у машины. Через несколько минут Ванин папа вышел с двумя большими чёрными пакетами для строительного мусора. Один из пакетов был не завязан и из него торчали обрывки старых обоев, другой был намного тяжелее, но крепко завязан узлом сверху. Ещё Димка обратил внимание на то, что второй мужчина сильно пьян и еле держался на ногах, когда отдавал отцу Вани ключи от машины.
Димка проводил взглядом отъезжающую машину, потом было бросился бежать за ней, но сил на то, чтобы поспевать и не выпускать её из вида, ему хватило ненадолго.

Вернувшись домой и выслушав претензии родителей, что он так долго гуляет, а ему ещё уроки надо делать, Димка, отдышавшись, начал рассказывать им про Ваню. Про ночной разговор с кем-то невидимым, про то, что Ваня не пошёл в школу, а отправился к себе домой. Упомянул и о том, что он ходил к Ване, но отец друга выставил его за дверь. Потом рассказал про странный ремонт в квартире, про противный запах и отсутствие в ней и матери Вани, и самого Ванечки. Родители слушали его, открыв рты и всё время переглядываясь.

-Мам, пап...Поверьте...Я знаю...С мамой Вани что-то случилось. Ещё вчера. А сегодня и с...Ванькой!

Димкин отец почёсывал небритый подбородок, мама закрывала ладошкой рот и хмурила брови.

-Дима, сынок, ну подожди...Возможно, что они и правда уехали в другой город, пока делается ремонт в квартире...

Сказал отец, но по его сощуренным глазам Дима понял, что папа и сам в это не сильно верит.

-Пап...Я бы знал...Мы давно дружим...Он никогда не говорил про бабушку. Если бы она у него была, то давно бы его к себе забрала...И школа! Пап, как же школа?
Родители понимали, что сын прав. Слишком много странностей во всей этой истории.
Отец посмотрел на наручные часы. Потом подошёл к красному телефону на журнальном столике и кому-то позвонил:

-Серёга, привет, дружище! Как ты сам, как жена? Передавай ей от нас привет! Тут дело одно есть, помощь нужна. Ты сегодня на дежурстве или выходной? Ну, я сейчас к тебе подскочу и всё на месте объясню. Ага, ну всё, до встречи!

Положив трубку, отец повернулся к сыну и спросил его адрес Ванечки.

-Пап, так а я...не знаю...Улицу и номер дома не знаю. Я только показать могу...Квартира семь, на втором этаже, в первом подъезде.

Отец покачал головой, он явно не хотел брать сына с собой:

-Ладно. Только пообещай, что будешь сидеть в машине и не вмешиваться!

-Обещаю, пап!

Выпалил Димка и побежал в прихожую обуваться.

----------------------

Ему мало что рассказали. Родители даже пытались оградить Диму от ужасающей правды. Но он подслушал тихий разговор родителей на кухне, слышал, как всхлипывала мама и матерился отец. И ещё Димка теперь точно знал, что Ваня больше никогда не придёт к нему, не встретит на ступеньках школы, никогда больше...

А ещё этот противный запах хлора и нового линолеума...Запах, который "закогтился" в его мозгу, казалось бы навсегда...

Но потом Дима с родителями переехали поближе к столице. Новая школа, новые одноклассники...Хотя такого друга, как Ваня, у Димы больше так и не появилось.

----------------------

-Дима, да что с тобой?

Жена трясла его за плечи, пытаясь вернуть в реальность.

Дима зажал рот рукой и бросился в туалет. Девушки удивлённо переглянулись, услышав, что Диму рвёт. Перенапрягся, таская вещи на пятнадцатый этаж? Но он уже выходил из туалета, зажимая нос и обращаясь к сестре жены:

-Почему так пахнет, Ир...Хлоркой и...
-А это?! Да вот же, сэкономила немного на линолеуме для прихожей, в магазине-то не "пах" так, а когда шабашники постелили, то я чуть не задохнулась. Они и посоветовали помыть полы в коридоре водой с хлоркой, якобы, запах так быстрей улетучится.

"Среди тысячи запахов, есть один...невыносимый...своей жестокостью..."

Откуда Ирине было знать, что её действия нечаянно послужат триггером к старому нехорошему воспоминанию из детства Димы. Он словно бы снова вернулся в то время и теперь уже по-взрослому осознал всю чудовищность поступка отца Вани. А мальчишка же просто не вовремя прибежал домой...И увидел то, что не должен был увидеть. А мама Вани...Она пыталась предупредить, пыталась защитить сына даже будучи уже...

-Дим, ты расскажешь нам в чём дело?

Жена Марина испуганно смотрела на мужа своими большими карими глазами.

-А? Да, расскажу...Но не сегодня, не сейчас...Потом.

Он протиснулся между девушками и поспешил на балкон. Невыносимый запах из детства не отпускал его ни на минуту, как и воспоминание о лучшем друге детства, о его короткой жизни и ненаписанной книге, тему для которой Ваня так и не успел выбрать.
-------------------------------------

Из цикла "Запахи воспоминаний"

Имена главных героев изменены, все совпадения считать случайными.

Так закончилась эта история. После того, как ужасный запах воспоминаний вернул Диму в прошлое, он попытался расспросить о том происшествии своих родителей. Но те посчитали, что больше, чем он знает, ему знать не надо. Дима видел, как после его расспросов, помрачнели лица родителей. Им было неприятно вспоминать и говорить об этом. Особенно отцу. Он был свидетелем на суде над отцом Вани. И то, о чём шептался весь город, как о бесчеловечной жестокости, папа Димы видел собственными глазами, когда были обнаружены чёрные мешки на свалке мусора за городом и рулон обшарпанного линолеума, в котором оказалось тело матери Вани. А ведь и соседи по подъезду, и учителя в школе, и родители Димы были осведомлены, что в этой семье всё плохо, но никому не было дела до чужих распрей, пока не произошла настоящая трагедия.

Будьте здоровы и счастливы, берегите тех, кого вы любите! Не будьте, пожалуйста, равнодушны к чужим бедам, возможно, что ваше неравнодушие поможет спасти чью-то жизнь!


Рецензии