Я и мой Муз. Глава 10. Дети и их родители

- Ну что, продолжим? Нужна дополнительная мотивация или сама справишься?
- Нужен совет, с чего начать.
- Хм. А ты помнишь, сколько детей ты хотела в свои шестнадцать?
- Я? Хотела детей в свои шестнадцать?! Ты меня с кем-то путаешь.
- Вот с этого и начни.

***
Трудно представить, что было время, когда я всерьез думал о том, что хочу быть «чайлдфри», как говорят сегодня. Но это было. Я взрослела в период развала союза и всего того, что творилось на его обломках. Рожать и растить детей в таком хаосе казалось чем-то совершенно невозможным.

К счастью, вокруг меня были люди, кто это делал. Кто своим примером показал, что обстоятельства не имеют значения. Кто своими словами и советами научил любить, несмотря ни на что.

Одним из таких людей была мама. Сказать, что мне очень повезло с ней, не сказать ничего. Мне кажется это какой-то дар небес, полученный непонятно за какие заслуги. Конечно, были трудности. Конечно, были ссоры, обиды, непонимание. Думаю, со мной было непросто. Но ее любовь все это перенесла. Я всегда знала, что она меня поддержит, поможет, если нужно, даст мудрый совет или просто выслушает без всякой критики или оценок.

Она очень много читала и читает. Книги сопровождали меня с самого раннего детства. Я хотела быть на нее похожей и тоже читала очень много.

Когда я думаю обо всех сложностях, с которыми она столкнулась в наш с сестрой и братом подростковый период, у меня волосы шевелятся везде, где можно. Мы многого не понимали, не замечали в силу своего возраста и жизненного опыта. В этом ее огромная заслуга. Она сделала все, чтобы трудности касались только ее, а мы могли оставаться детьми и взрослеть не вынужденно, а когда дорастем до этого.
В полной мере я не пойму этого никогда, потому что живу в другое время и других обстоятельствах. Но воспитав своих детей, намного лучше понимаю, с чем она сталкивалась тогда и мое восхищение ею становится еще больше. Если это вообще возможно.

Я бы очень хотела, чтобы папы в моей жизни было больше. И не в последние дни, как это получилось у нас. А тогда, когда он был молод, весел и полон сил. Из всех детей мне повезло и не повезло быть очень на него похожей. Это должно было бы сблизить. На деле же нам всегда труднее с теми детьми, кто на нас похож больше других. Мы отчетливее видим их недостатки и сильнее хотим их исправить. Принимать ребенка, который по характеру почти твоя полная копия безумно сложно. Я очень рада, что у меня было время, хоть и не много, познакомиться с папой в разных контекстах жизни. Как с дедушкой, он много времени провел с моими детьми. Как с руководителем, мы несколько лет работали вместе. Как с сыном, наблюдала их отношения и общение с моим дедушкой.

Я не единственная в своей семье с литературным даром. Мой двоюродный дядя – поэт. Мой дедушка издал две книги стихов и оставил много черновиков. Больше всего нравились его сказки. Он сочинял их нам на ночь, когда укладывал спать. Целый год, когда папу отправили в командировку и мы год жили в другой стране, он писал нам сказки в своих письмах. Я обязательно их опубликую.

Когда дети собираются вместе дома, я испытываю благодарность родителям и огромному количеству людей, которые помогали в их воспитании. Советами, материальной и моральной поддержкой. А иногда просто тем, что с пониманием относились к детским шалостям, уверяя меня, что они однажды вырастут, а вещи на то и вещи, чтобы однажды сломаться.

Можно ли сказать, что дети вдохновляют?
Они не могут не вдохновлять. Когда они были совсем маленькие, я переживала, что они повторят мои ошибки. Но они придумали свои. И немало. Очень клево видеть, как они умеют проходить жизненные невзгоды, клево видеть их помощь поддержку друг другу.

Самое ценное, чему меня научили дети – это отпускать. Людей из своей жизни, события, ошибки, чувства приятные и не очень. Как же панически страшно было, когда они уходили в школу, кружки или просто гулять. Мне каждый раз казалось, что случится что-то страшное.

Если бы я тогда знала, что меня ждет, когда они вырастут и в один год все сразу уйдут. Паника и сейчас периодически зашкаливает. Настолько, что я начинаю пытаться держать под контролем абсолютно всех и все, до чего могу дотянуться. Спасибо любимому и близким, что понимают это и не поддаются на провокации.
На самом деле это намного больше чем просто вдохновение. Это частичка моей души, мое отражение, мои мечты  и моя любовь.

Сколько раз, когда у меня опускались руки после переезда, я заставляла себя что-то делать только ради них.
Сколько раз, когда думала, что меня никто не любит и я никому не нужна, я слышала от них внезапное «Мамочка, я тебя люблю».
Сколько всего я бы никогда не начала и не сделала, если бы не они.
Такие разные, такие любимые, самые лучшие.
Глядя на них, я наполняюсь жизненной энергией, желанием жить и писать то, что им захотелось бы прочесть.

***
- Про «будьте, как дети» не напишешь? – поинтересовался Муз
- А что про это писать?
- Например, что дети не думают о том, что  у них не получится, когда строят песочный замок. Не думают, что его смоет волной через несколько часов. Не боятся, что форма недостаточно совершенна. А просто творят, когда им этого хочется?
- Ты же знаешь, что у меня сейчас по-другому.
- Вот именно. Вдохновение потому и убегает.
- Потому что типа, я слишком взрослая?
- Потому что ты слишком много думаешь, вместо того, чтобы делать.
- Сейчас вот было обидно. Я много сделала.
- Угу. Но ведь можно было это сделать раньше? Как думаешь?
- Можно было. Наверное.


Рецензии