Любящий муж и отец

 
  У гроба они сидели в хронологическом порядке: сперва Ия, потом Марика, около нее Этери, а рядом с ней Хатуна. Была последняя ночь перед выносом. Слез давно ни у кого не было, просто сидели и вспоминали разное, теплое и родное для каждой из присутствующих.
  - Эх, Бадри, какое сердце имел. - вздохнула Марика. - Помню, когда уже не жили вместе, мы с дочкой заболели, и он помчался к тебе, Ия, чтоб принести нам козье молоко. Тебе мама из деревни с маршруткой присылала. Бадри так и сказал: “ Мне моя бывшая теща не откажет”. Молоко, и правда, было восхитительным.
  - Да, моя мама хоть и злилась на него. Но не смогла отказать. Бадри умел так просить, что ему не возможно было отказать.
  - А помните, девочки, как он собрал всех наших детей и повел в зоопарк. - подхватила Хатуна. - Думал, у него денег хватит, а там цены на билеты подняли и он встал у входа и стал просить недостающую сумму у проходящих мужчин. Так и говорил: “ У меня шесть детей, раз в жизни пришли в зоопарк и тут такой облом. Дай ну по- братски сколько сможешь!”. Так ему столько надавали как отцу -герою, что потом им еще и на кафе с хачапури и аттракционы хватило.
  Их общие дети сидели тут же на разномастных стульях. Кто-то глазел в мобильный, другие слушали воспоминания взрослых.
  - Что ни говори, - взяла инициативу в свои руки первая жена Ия, - Бадри хоть и любил нас всех, но не мог устоять, если его звали куда-то друзья. Тут же бросал работу, неотложные дела и шел либо на кейпи, либо оплакивать покойника. Помню, как я ему дала деньги заплатить за долг в банке, а он все отдал другу, который встретился ему на пути и рассказал, что его мать в больнице и срочно нужны деньги. Я его выгнала после этого. Но, двочки, какой же он был в молодости красавец… Черные волнистые волосы, карие глаза, бархатные, успокаивающие... Помню, как влюбилась в него с первого взгляда.
  - Он всегда был харизматичный, - поддержала ее последняя жена Хатуна. - Я его встретила уже постаревшим, надломленным. Не мог не пить хоть и жаловался на печень. Вроде не имел ничего кроме долгов и пяти детей, а я не смогла устоять.
  - Мы все не смогли устоять, каждая в свое время, - философски ответила на это Этери. - Сколько я себе говорила, что не выйду за человека безквартирного, без определенных занятий и разведенного, и вот, пожалуйста, встретила Бадри и пропали мои логически выверенные планы. Через год я была уже одна, с дочкой на руках и твердым убеждением, что Бадри золотой человек, но жить с ним невозможно.
  - Девочки, зато как он умел красиво мечтать! - Ия вытерла набежавшую слезу. - рассказывал мне в подробностях, вот, мол, пройдут годы, все его дети вырастут. Ему Бог пошлет выигрыш в лотерею, на все деньги он купит землю в Дигоми, постороит трехэтажный дом и поселит туда всех нас с детьми. Там будем встречать свою старость и наслаждаться проказами внуков. И говорил он настолько уверенно, что я в глубине души верила, что так и будет.
  - Эх Бадри, Бадри, ведь он действительно любил каждую из нас и с ума сходил из-за детей. - Марика привстала и поправила складки покрывала на открытом гробе. - Но сам говорил: “Не суждено мне семьей жить, как все люди. И жены у меня одна лучше другой, один я какой-то невезучий. Только соберусь начать жизнь с чистого листа, обязательно что-то случится”. Помню, как его друзья подставили, банковский долг повесили, а он, хоть и понимал чем дело кончится, не смог им отказать. У нас ним в этот период итак была очень напряженная ситуация и меня заклинило. Сейчас жалею, может и не надо было его выгонять…
  - А я помню, - вмешался один из сыновей, Лексо. - Папу вызвали в школу и наша классная начала меня ругать за какую-то драку, а Бадри обещал разрулить все проблемы своим тонким дипломатическим путем. Встретился с отцом моего обидчика и в итоге они оба выпили на мировую. Бадри говорит ему:
  - Хочешь, брат, я буду твоим крестным?
  Тот говорит, еле ворочая языком:
  - Давай. Аба, кто не пойдет сейчас к мамао, тот сиафант. (1)
  И они пошли, шатаясь и падая по дороге. Бадри из кожи вылез, но нашел какого-то священника, хотя церкви уже были закрыты. И уговорил крестить этого Дато у ближайшего крана.
Кстати, мы действительно больше не дрались.
  - А я помню, как папа полез на дерево за котенком, который залез туда и не мог слезть сам. - подхватила пятнадцатилетняя Нинико. - Пока спускался, котенок его сильно поцарапал. И еще одна ветка треснула и папа упал, порвал брюки. Мама потом сильно ругалась.
  - Да, да, - подтвердила Марика, - помню этот случай. Я не поверила про котенка. Решила, что Бадри завел любовницу и удирал от кого -то через балкон.
  - Да, Бадри вечно влипал в какие-то невероятные истории. - отозвалась Этери.
  - Помните эту историю, - напомнила Хатуна, - когда Бадри действительно выиграл тысячу лари в лотерею?
  - Что-то слышала, - выглянула из своего угла Ия. - но думала, это что-то на уровне анекдота.
  - Нет, нет, правда выиграл. - Хатуна накинула на себя куртку. Видимо, продрогла от долгого сидения. - Я видела эти деньги. Бадри принес их домой, показал мне. Но на другой день все отдал на строительство церкви. Говорил, что слышал голос во сне и воспринял это как великий знак. Решил, что таким образом его призывают к монашеству. А вышло вон как. Через месяц умер во сне, тихо, как младенец.
Все присутствующие перекрестились.
  Вдруг Лексо оживился.
  - Давайте все сфотографируемся. Завтра точно будет не до того. И неизвестно, получится ли нам собраться вот так, всем вместе.
  Жены и дети зашевелились. Идея всем понравилась. Стали занимать места вокруг гроба. Лексо притащил держатель и пристроил свой мобильник, установив время съемки. И бросился занимать свое место.
Снимок получился неплохо. Лексо неожиданно вскрикнул.
  - Смотрите, Бадри улыбается. Значит, нравится, что тут все вместе, как он и мечтал.
  Все посмотрели в указанном направлении.
   На губах покойника блуждала умиротворенная улыбка.
 
--Примечание.
    1. Обманщик. (гр.)
 


Рецензии