Возвращение к цельному знанию
Сергей задумал в художественной форме изложить своё мировоззрение. Так появился роман «БИБЛИОТЕКАРЬ». Но прежде много лет он работал над книгой «Философия Троицы» (или «Книга о смысле жизни»). Она складывалась из отдельных статей – размышлений о системе ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ. Эти статьи не брали в печать, из журнала «Наука и религия» и других изданий приходили негативные отзывы…
Приведу отрывки из аннотации к книге «Философия Троицы», которая сохранилась только в черновиках.
«…В философии такой доктрины, которая охватывала бы и законы развития природы, общества, и религиозную картину творения мира с более глубоким пониманием самого Творца, и природу человека с его смыслом жизни – такой доктрины не возникало.
Такой ситуации особенно способствовало резкое развитие физики. Изучение основ строения материи и её эволюции в физике XX века было развито так глубоко, всеобъемлюще и точно, так усложнилось при этом, что практически ни один философ не смог выдвинуть концепцию, которая касалась бы не только человеческого общества, но и законов природы, так как для этого нужно было сначала осмыслить эти вновь открытые законы, понять их взаимосвязь с более глубинными и универсальными закономерностями…
Задача оказалась неподъёмной ни для философов, ни для физиков. Однако, физики преуспели больше, понимая, что некоторые из открытых ими принципов применимы не только к физике, но носят более универсальный характер (взять хотя бы принцип дополнительности Нильса Бора).
Таким образом, полученные в рамках развития физики глубочайшие законы, фундаментальные принципы так и не были по-настоящему осмыслены в философии и ещё ждут своего осмысления в XXI веке. Нельзя сказать, что совсем никаких попыток осмысления не было, но они осуществлялись в рамках философской доктрины материализма (которую физика переросла), либо носили бессистемный характер.
СМЫСЛ ПРЕДЛАГАЕМОЙ КОНЦЕПЦИИ:
Безначальна и вечна только Троица. Она есть начало и содержание всякой сущности во Вселенной. В любом процессе, любом объекте, любой сущности мы можем найти одни и те же ТРИ НАЧАЛА, находящиеся в состоянии неслиянном и нераздельном. Всякое же многообразие и разнообразие зиждется на изначальном различии Лиц Троицы друг от друга («раз–личие» означает именно разность лиц, причём различие возможно при глубоком единстве).
Вселенная при всём её разнообразии остаётся в глубине глубин самоподобной, так как всё подобно Троице.
Если правильно понять, в чём отличие лиц Троицы друг от друга, в чём состоит суть гармонии их отношений, то можно объяснить происхождение Вселенной, законы её эволюции и понять её будущее.
Одним из важнейших понятий науки (в частности - математики) является понятие «ФРАКТАЛ». Фрактал – самоподобная фигура, в которой на всех уровнях, во всём бесконечном числе её частей и фрагментов реализован один и тот же алгоритм. Глубина самоподобия фрактала бесконечна. Любая, даже микроскопически малая его часть подобна целому. Несмотря на такое самоподобие, фрактал может быть бесконечно разнообразен по форме.
В науке показано, что практически все природные формы в окружающем нас мире ФРАКТАЛЬНЫ. Чтобы понять природу, нужно понять, какой именно фрактальный механизм построения заложен в её основу. Тогда её легко расшифровать, воспроизвести и даже сотворить новые формы, гармонично сочетающиеся со всем уже существующим, не нарушая тончайшего равновесия с ним.»
И вот, чтобы изложить своё мировоззрение в доступной для читателя форме, Серёжа задумал написать философско-художественный роман (слово «философский» именно на первом месте!).
Из письма другу: «…Понимал, что берусь за нечто невообразимое и с точки зрения жанра, и с точки зрения мыслей, и с точки зрения сочетания в тексте философем и даже физических формул… Я считал, что терять мне нечего. Стал писать. Это меня сильно выручило. Если бы я сосредоточился на своих болячках, то не знаю, как бы выкарабкался. А тут стал жить в Колмогорском, в шикарной библиотеке и в её саду на свежем воздухе. Стал жить в своих героях, которые главным образом предстают как мыслители. Я сам по жизни такой.»
И ещё: «Ты , наверно, заметил, сколько источников я так или иначе цитирую или упоминаю. ВСЁ ЭТО БЫЛО ПРОЧИТАНО И ПЕРЕЧИТАНО в своё время. С КАЖДЫМ АВТОРОМ Я БЫЛ В ДИАЛОГЕ, ДАЖЕ ПРИ ЧТЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕКСТОВ. (выделено мной – Т.П.) Я рос как мыслитель самостоятельный. Мне ни разу не дали такого мощного учителя, который мог бы самобытность моей мысли подмять.»
Роман не ради прихоти облечён в художественную форму. По мере чтения и сопереживания герои становятся нам близкими, родными. И сложные философские и научные концепции, излагаемые в спорах и докладах, воспринимаются при чтении не как «порождения чистого разума», а как осмысленные и выстраданные героями истины. И из них постепенно, как из кусочков мозаики, складывается грандиозное полотно устройства Вселенной, Замысла Абсолюта и путей становления человеческих душ.
Николай Бондарев: «…В РОМАНЕ НЕТ И НАМЁКА НА ПОПЫТКУ ПОНРАВИТЬСЯ ВСЕМ ЧИТАТЕЛЯМ. Вход, что называется, свободный, но выход для материалистов ещё свободнее. Им читать роман противопоказано: может поколебаться догматика материалистических убеждений.
… Вот мы и дошли до СВЕРХЗАДАЧИ романа: показать и доказать, что все противоречия между учением Даниила Андреева и РПЦ – это внутрисемейные и мнимые недоразумения, разрешимые при взаимном желании и терпении. Что Сергей и показал на примере всё более миролюбивых и взаимно дополняющих дискуссий иерарха РПЦ отца Пахомия и миссионера Руси Небесной – Библиотекаря.
В наших личных с Серёжей беседах он ставил перед собой ещё одну сверхзадачу. Он хотел в лице отца Пахомия показать пути движения идеологии РПЦ в направлении с требованиями времени и долга. В направлении духовного лидерства в деле просветления и объединения в лоне Вселенской Христианской Церкви всей планеты. Сергей хорошо понимал, что вопрос этот суперсложный. И поэтому коснулся его в романе осторожно и деликатно. Но в то же время без компромисса в ключевом разногласии Православия и Розы Мира – в вопросе сущности Троицы."
Это было небольшое вступление к началу публикации по главам романа «БИБЛИОТЕКАРЬ». Добавлю ещё, что философские статьи Серёжи - это уточнение, развёртывание и углубление некоторых постулатов и идей Романа.
Свидетельство о публикации №223020101008
Николай Бондарев-Нижегородцев 01.02.2023 16:30 Заявить о нарушении
Николай Бондарев-Нижегородцев 01.02.2023 16:33 Заявить о нарушении