1. О многообразии взглядов на мир и человека

Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Новый Завет. От Матфея, глава 4:4

1.1. О сеятеле и рыбаке

Притча о сеятеле

Однажды Иисус сидел на берегу озера. К Нему собиралось всё больше и больше людей. Он вошёл в лодку, а ученики стояли на берегу. И Он стал рассказывать им притчи.
Земледелец вышел сеять. Он бросал семена, некоторые из них упали у дороги, и птицы склевали их. Другие упали туда, где было мало плодородной почвы, и семена быстро взошли, потому что почва была неглубокой. Но когда взошло солнце, ростки засохли, так как у них не было корней. Ещё одни семена попали в колючий кустарник, который разросся так, что заглушил ростки. Остальные семена упали на хорошую почву и принесли плод во сто, в шестьдесят или в тридцать раз больше того, что было посеяно. Слушайте, если у вас есть уши.
(Евангелие от Матфея)

О рыбаке

Человек подобен мудрому рыбаку, который забросил сеть в море.  Вытащив сеть полную малых рыб из моря, рыбак среди этих рыб нашёл и большую рыбу. Он выбросил малых рыб в море, а взял крупную рыбу. Тот, кто имеет глаза и видит, да увидит! Тот, кто имеет уши и может слышать, да услышит!

1.2. О разнообразном восприятии мира

О природе

«В природе всё изумительно и величаво, всё носит на себе печать творца; даже то, что порою случайно и несовершенно, предполагает закономерность и совершенство. О тщеславный и самонадеянный человек! Сумей создать хотя бы того червяка, которого ты попираешь ногой и презираешь. Жаба вселяет в тебя отвращение? Попробуй сделай её, если можешь…»
Так, размышляя о тайнах человеческой души и законах общества в произведении «Характеры, или Нравы нынешнего века», рассуждал о мире Жан де Лабрюйер*, один из выдающихся деятелей эпохи французских просветителей.

* Жан де Лабрюйер – Jean de La Bruyere; (1645 – 1696), французский писатель-моралист.

Понимание жизненных процессов

Остротой и мудростью мысли отличался Фалес. * Независимо от предмета разговора, он мог высказаться ясно и кратко на любую тему. А греков интересовало всё, что они могли видеть и о чём могли слышать. Об этом они расспрашивали авторитетных людей, к числу которых причисляли Фалеса. Когда философа спросили:
— Что возникло раньше, ночь или день?
— Ночь – раньше на один день. – Прозвучала фраза, которую услышали греки.
На вопрос: «Что такое жизнь и смерть?» Фалес откликнулся:
— Между жизнью и смертью нет разницы.
Тогда его спросили:
— Почему же ты не умрёшь?
— Именно поэтому, – был дан лаконичный ответ.
И на вопрос: «Что на свете трудно?» у Фалеса нашёлся важный совет:
— Познать себя.
— А что легче всего?
— Советовать другому. – Таковы дошедшие до нас рассуждения мудреца.
Конечно, дело каждого – соглашаться с его мнением или не соглашаться, но задуматься всё-таки следует.

* Фалес Милетский – (ок. 625–ок. 547 г. до н.э.), древнегреческий философ и математик, один из семи греческих мудрецов.

Мир – это большое зеркало

Четверо арабских мудрецов рассуждали о мире и о происходящих в нём переменах. Один из них высказался многозначительно.
— Мир настолько непрост, что только Аллах может пояснить мир и то, что в нём происходит.
На что второй заявил:
— Не могу согласиться с тобой. Человек живёт в этом мире и изменяет его своими поступками.
— Э, поступки совершаются под влиянием мыслей, – реагировал на высказывание собрата третий. — А у человека в мыслях находятся и желания, и надежды, и вера. А без мыслей он и не человек вовсе.
— Мир – это большое зеркало. Как отражение в воде отражает лица, так сердце другого человека отражает твоё сердце, – заявил четвёртый. — Пойду искать своё отражение.
Взял посох и отправился в путь.

Гипотеза

Как-то в беседе с коллегами Альберт Эйнштейн* напомнил о важном вопросе, который следует задать Вселенной. Сформулировал он его следующим образом:
— Дружелюбна Вселенная по отношению к нам или нет?
Физик сам же и отвечал на этот вопрос:
— Невозможно сказать об этом заранее, раз и навсегда. Мы можем лишь поставить эксперимент. А любой сколько-нибудь плодотворный эксперимент начинается с гипотезы.
— В восприятии мира гипотеза состоит в том, что Вселенная дружелюбна, то есть благоприятна для человеческой жизни, любви и самореализации, – поддержал разговор его собеседник. И продолжил:
— Чтобы проверить такую гипотезу, необходимо прожить жизнь и посмотреть, что получится. Это значит подвергнуть себя риску.
— Думаю, заранее нужно верить, что ваша гипотеза верна, – с улыбкой заметил Эйнштейн.

*Альберт Эйнштейн — Albert Einstein; (1879 — 1955), физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист.

 Может, я – бабочка

В биографии Чжуан-цзы* описывается как бы существовавший эпизод, когда ему приснилось, что он – маленькая бабочка, весело порхающая среди цветов. Проснувшись, философ не мог решить, кем он на самом деле является: он Чжуан-цзы, видевший во сне, что он бабочка, или же бабочка, которой снится, что она Чжуан-цзы.
Описывая путешествие реки к Океану, Чжуан-цзы  сделал своё заявление о понимании мира: «С лягушкой, живущей в колодце, нельзя говорить об океане: она привязана к своей дыре; с насекомым, живущим только одно лето, нельзя говорить о льде: насекомое ограничено краткостью его жизни; с ограниченным грамотеем нельзя говорить о дао:** он знает немного, потому что скован своим образованием.
И только тогда, когда видишь великий Океан, ты узнаёшь своё ничтожество».
  (По Чжуан-цзы. Мудрецы поднебесной.)

* Чжуан-цзы – (ок. 369 – 286 до н. э.), китайский философ.
**Дао – одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав дао как «путь человека»; то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок.

1.3. О способах познания мира
Глупость и тщеславие – неразлучные подруги.
Пьер Бомарше*

*Пьер-Огюстен Карон — Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais; (1732 – 1799), с 1757 года именовавший себя Бомарше. Французский драматург и публицист, известный в первую очередь комедийными пьесами «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро».

С чем схож слон

В одном городе никто никогда не видел слонов. Однажды привели слона и поставили в тёмный сарай. Людей разбирало любопытство, и они отправили мудрецов, чтобы те потом рассказали, как выглядит слон. Отправленные для исследования слона эксперты подкупили сторожа. Тот деньги взял, но не разрешил им зажигать свечу. Люди в темноте ничего не видели и решили ощупать животное.
— Слон схож с водосточной трубой, – сказал первый, держа слона за хобот.
— Нет, ты не прав, он похож на опахало, – твердил второй, поглаживая слоновье ухо.
— Вы оба врёте! – потрогав ногу слона, возмутился третий. — Он вроде толстого бревна.
— Бревно, труба и опахало?! Пустой спор! Слон похож на диван, – так заключил четвёртый, гладя спину слона.
Эксперты поделились своими впечатлениями. Однако их представления о слоне кардинально отличались. Из-за этого они долго ссорились. В итоге никто из них так и не смог рассказать, как в реальности выглядит слон.

История человечества

Один восточный правитель захотел узнать всю историю человечества. Он призвал во дворец мудреца. Мудрец пригласил его в царскую библиотеку и представил ему пятьсот томов книг.
— В этих книгах изложена история человечества, – низко кланяясь, представил фолианты учёный.
— Я занят государственными делами. Изложи всё это в более сжатой форме.
Учёный стал не только работать, но и жить в библиотеке, и через двадцать лет представил новые книги.
— Вот я переписал историю человечества. Теперь она составляет пятьдесят томов, – придя к властителю, сообщил учёный.
— Ну что ты, – замахал руками правитель. — Я слишком стар, чтобы одолеть эту мудрость. Ступай.
Прошло ещё двадцать лет. Убелённый сединами мудрец принёс владыке единственный том всей премудрости мира. Царь лежал на смертном одре. И учёный муж изложил ему историю человечества в одной фразе: «Человек рождается, страдает и умирает».

Сколько зубов у лошади

В 1432 году в один из крупных монастырей Италии съехались учёные мужи со всех концов Европы, чтобы установить, сколько зубов у лошади. Тринадцать дней длились дискуссии. Были подняты Священное писание, сочинения отцов церкви и святых, но ответ не был найден.
На четырнадцатый день бесполезных обсуждений молодой монах заметил: «Прикажите привести лошадь, открыть ей рот и подсчитать, сколько в нём зубов». Это предложение вызвало яростный гнев присутствующих. За невиданные, дерзкие способы исследования учёные мужи не только избили молодого монаха, но и выбросили его из монастыря. Количество же зубов у лошади, по их мнению, так и должно было остаться загадкой, потому что в святых писаниях об этом ничего не сказано.
Как мы понимаем, способ, предложенный молодым монахом, и был началом научного метода.

Крохотные животные

В прошлом веке, когда чума унесла несметное количество людей, в Берлине, в рейхстаге собрались представители учёного мира, чтобы найти способ спасения человечества. Депутат рейхстага медик Тилениус* предъявил собравшимся свою гипотезу возникновения этой страшной болезни.
К выступлению он основательно подготовился и подробнейшим образом изложил свою позицию. Вероятно, умы публики ещё не созрели для понимания выдвигаемой гипотезы. Всё, что они поняли, так то, что причиной чумы является «заражение воздуха крохотными животными, именуемыми бактериями».
Немецкая газета прокомментировала выступление медика следующим образом: «собрание ответило ему громким смехом».

*Георг Кристиан Тилениус, (1868 – 1937) был немецким врачом и этнологом.

Способность предвидения

О способности среднеазиатского учёного-энциклопедиста и астролога Бируни* предвидеть события ходили легенды ещё при его жизни.
Рассказывают, однажды султан Махмуд Газневи** решил испытать умения Бируни. Он призвал учёного в свой дворец и повелел ему предсказать, через какую из четырёх дверей султан сейчас выйдет. Бируни попросил астролябию, вычислил высоту солнца, начертил гороскоп, написал ответ и на глазах султана положил его под ковёр.
Султан тут же приказал прорубить пятую дверь в восточной стене и вышел через неё. Тут же вернувшись и вынув листок из-под ковра, султан прочёл: «Не выйдет ни в одну из четырёх дверей, в восточной стене пробьют ещё одну дверь, и султан выйдет через неё». Уличённый в подстроенной ловушке султан приказал выбросить Бируни через окно. Так и сделали, но у средней крыши был натянут тент, астролог, упав в него, мягко приземлился.
Когда Бируни вновь привели во дворец, Махмуд воскликнул:
— Но этого путешествия ты не предвидел!
—  Предвидел, – ответил Бируни и в доказательство показал собственный гороскоп. В предсказании на тот день было написано:
—  Меня сбросят с высокого места, однако я невредимым достигну земли и встану здоровым.
Султан Махмуд ещё более разгневался и приказал заточить Бируни в крепость. В заточении учёный отсидел полгода. За это время он обдумал своё сочинение «Наука о звёздах». Выйдя на свободу, он с лёгкой усмешкой смог сказать:
— Тюрьма пошла мне на пользу.

* Бируни — Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни; (973 – 1048), средневековый персидский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов в разных науках.
**Ямин ад-Даула ва Амин ал-Милла ва Низам-ад-Дин ва Насир ал-Хакк Абу-л-Касим Махмуд ибн Сёбук-тегин, более известный как Махмуд Газневи (978 – 1030), — тюркский эмир и падишах государства Газневидов с 998 года.

1.4. Об ошибках и открытиях

Кенгуру

Когда первые европейцы появились в Австралии, они увидели необыкновенное животное. Оно передвигалось на задних конечностях, а на брюхе у него была сумка, из которой выглядывал малыш.
— Что это такое? – спрашивали поражённые видом животного приезжие у местных людей.
— Кен-гу-ру, – отвечал каждый, кого спрашивали.
С тех пор удивительное животное и назвали «кенгуру». Когда в дальнейшем европейцы изучили местный язык, то узнали, что «кенгуру» означает: «Я не понимаю».
Зачастую непонимание каких-то вещей приводит людей к новым открытиям.

Оригинал и копия

Однажды в монастыре молодой монах, недавно принявший постриг, получил своё первое задание: переписать несколько церковных молитв, псалмов и законов.
Занимаясь порученным делом, он обратил внимание на то, что другие священнослужители переписывают подобные тексты не с оригинала, а с предыдущих, уже не раз переписанных законов. Он с удивлением поделился своим сомнением с настоятелем монастыря:
— Падре, братья переписывают тексты не с оригинала, а с копий, а вдруг в копии кто-то случайно допустил ошибку? Ведь те, кто переписывают, повторят её.
— Хм, сын мой, – ответил отец-настоятель, – вообще-то мы так делали всё время. Но, в принципе, в твоих рассуждениях логика есть. С этими словами он спустился в архив, находящийся в подземных помещениях. Там издревле хранились оригиналы, и в подвалы десятилетиями никто не заглядывал. Ушёл… и надолго исчез.
Через сутки со времени его исчезновения обеспокоенный молодой монах спустился в архивные помещения, чтобы узнать, куда же запропастился святой отец и не случилось ли с ним чего. Он его нашёл не сразу. Заглянув в одну из самых дальних комнат, монах увидел святого отца. Тот самозабвенно сидел перед открытым фолиантом и что-то бормотал себе под нос.
— Что произошло, святой отец? – воскликнул изумлённый монах. —  Что случилось?!
— Celebrate, – простонал отец-настоятель, – слово было: celebrate! А не celibate!
Сelebrate переводится с латыни – празднуй, радуйся. А celibate – воздерживайся.

Две тени

В позапрошлом веке рассказывали историю про одного священника и некую даму. Они слышали, что Луна населена народом, и верили этому. При помощи телескопа оба старались увидеть, что происходит на Луне.
Дама, максимально приблизив глаза к телескопу, сообщает:
— Я вижу две тени, они склоняются одна к другой. Это два счастливых любовника.
— О, что вы, сударыня, – возражает священник. — Две тени, которые вы видите, это две соборные колокольни.
Оказывается, страсти и предубеждения не только заставляют видеть лишь известные стороны предмета, но ещё и обманывают нас.

Рассуждения о мире

Беседовали три аскета*.
Один и говорит:
— Что есть мир? Это – посмешище для того, кто познал его.
Второй уточняет:
— Если спросишь, на что похож этот мир, отвечу: «Недостойно сравнивать его с чем-либо, ибо всё, что вне этого мира, лучше его».
Третий добавляет:
— Этот мир – сон, а грядущий мир будет пробуждением. Сон длится недолго. И всё, что наполняет его, нам лишь привиделось. Проснувшись, мы убеждаемся, что всё увиденное во сне – иллюзия.
Выслушав оценочные суждения сотоварищей, первый спрашивает третьего:
— И кого же тогда ты назовёшь мудрецом в этом мире?
Третий отвечает просто:
— Того, кто не радуется, овладевая мирскими благами.

*Аскет — человек, избравший путь воздержания и строгий образ жизни, предполагающий ограничения в получении удовольствий и использовании материальных благ.

Как рождаются вымыслы

В эпоху Людовика XIV рассуждали два философа за чашкой чая. Один и говорит:
— Знаешь ли новости из жизни светского общества?
Второй пожал плечами. И первый, не дожидаясь ответа, продолжал:
— Время от времени в салонах обсуждают деликатный вопрос: человек произошёл от Бога или Бог от человека. Что ты думаешь в этом направлении?
— То, что все боги имеют человеческое происхождение – это несомненно. Как и люди, божества прикреплены к определённым местам, где каждый занимается своим особым ремеслом, – многозначительно заявляет второй.
— Что ты имеешь в виду? – с любопытством вопрошает первый.
— Разве тебе не ясно? Аполлон имел справочную контору и предсказывал судьбу в Дельфах, а Эскулап открыл аптекарскую лавку в Пергаме.
— Так, так, это интересно. Продолжай.
— Ну, а сама Венера содержала знаменитый дом свиданий в Пафосе.  Вулкан тоже имел свой бизнес, у него была кузница в Лемноне.
Первый радостно потирает руки.
— Завтра на обеде у графини N подброшу эти идеи обществу.

Солнце не взойдёт

Высоко в горном селении жил человек. Он уже был стар, но жители по-прежнему внимали каждому его слову. Они считали его мудрым пророком, и не было такого случая, чтобы его пророчество не сбылось. Если он предрекал войну, начиналась война, если обещал холодную зиму, то трещали страшные морозы.
Однажды ослабевший и грустный мудрец обратился к жителям деревни и сказал:
— Завтра солнце не взойдёт.
После этого он удалился в свою хижину и больше не появлялся.
В деревне началась паника. Некоторые решили покончить жизнь самоубийством, другие похватав свои пожитки, в тщетной надежде скрыться от страшной катастрофы бросились бежать куда глаза глядят. А самые спокойные и сильные духом решили молиться.
Перед рассветом те, кто остался в деревне, собрались на площади, чтобы вместе встретить конец света. Но солнце взошло.
Тогда рассерженная толпа устремилась к хижине, где жил пророк. Но там стояла тишина. Прошедшей ночью старец умер.
Для человека важно иметь позитивное мироощущение. Оно определяет отношение к жизненным ситуациям.


Рецензии