Вишенка

Вишенка.
Это было так давно, почти до новой эры, как пишут в учебниках истории.
Начало этому памятному с детских лет событию положила моя бабушка Соломея Егоровна, на местном диалекте баба Солоня («Солдат»). Многое помню с её рассказов- воспоминаний.
Ещё незадолго до войны «сбегала» -(её слово!) она к куме на станцию Обловка и принесла подарок — маленький росток необыкновенной вишенки. Так она, начавшего взрослеть, уверяла меня в своих просьбах оберегать вишенку, не дать попасть ей под безжалостный топор…
Поливала- отливала бабушка вишенку. Ухаживала- лелеяла и меня постоянно просила бережно относится к ней, хотя рядом в саду поросли вишни было с избытком…
«Это моя память! Пусть она долго живёт и радует тебя необыкновенно вкусными ягодами!»-увещевала меня бабушка.
Я рос, взрослел, что-то в жизни смутно начинал понимать.
Стал долгими, холодными зимами с нетерпением ждать того дня, когда мама поправит, застелит кроватку железную в сенцах у окна и отправит меня туда спать.
Мне здесь очень нравилось. Всю ночь слушал голоса птиц на деревьях в саду, из близкого леса с болот доносились громкие призывные необыкновенные голоса каких-то сказочных  лесных обитателей. О начале дня своим истошным криком оповещал горластый петух.
Я открывал глаза и яркое, доброе утреннее солнце ласкало меня. На душе становилось так радостно, как бывает только в детстве! Любил, и до сих пор люблю и восторгаюсь ранним солнечным утром!
Быстро вскакиваю. Прыгаю в мамины глубокие калоши и я на пороге нашего уютного маленького домика.
Бегу в вишнёвый сад. Пробираюсь сквозь росистые заросли к своей вишенке...Невысокого роста, с раскидистыми , склонёнными до сомой земли, отягащёнными крупными, тёмнокоричневыми плодами, сучья склонились до самой земли.
Куры приспособились склёвывать низкие ягоды...Петух подозрительно блестящим одним глазом взирает на меня…
Я жадно срываю прохладные, мокрые от росы, крупные ягоды и в рот...Вкусный, липкий, прохладный сок вишнёвый  -пью с жадностью. Льётся он сквозь пальцы, ползёт по губам..Среди дня, нагретый солнцем сок уже не такой вкусный, это я уже испытал.Сказочное наслаждение! Как я благодарен вишенки за утреннее , солнечное гостеприимство!
Вот и бабушка голос с порожка подаёт:»Да ты успел хоть глаза протереть!?»
Молчу… Жду, напрягав, навострив свой слух…
И вот от туда, где час-два назад поднялось солнце, из-за реки Вороны, леса доносится голос радио, музыка :»Пионерская зорька!»
Я всё это слышу только из-за леса, нигде больше не слышал...Дома радио нет, кроме дома я нигде и не был…
Сказка! Радость! А музыка такая красивая! Я замираю, больше ничего не слышу, ничего не желаю…
Через несколько минут «На зарядку становись!».
Прошли многие годы, много чего слышал, доброго и недоброго, но голос тот из-за леса, реки помню, «слышу». Живёт он во мне, до сих пор настроение бодрит…Удивительный, ласковый, бодрый голос! В нашем посёлке такого голоса не услыхать...
Время текло, мчалось бурным, горным потоком по своим неумолимым законам. Я взрослел. Появлялись и исчезали другие кумиры души моей, но вишенку помнил, пусть  не часто посещал её…
Жизнь и её не щадила. Морозы, ураганы, безводные. сухие длинные летние  месяцы.
У вишенки было два поклонника, защитника- я да бабушка. Другие и не обращали на неё внимание:»Ну и что в ней такого особенного?! Такая, как целая сотня других порослей!»-уверяли меня.
Возможно и так, но для нас с бабушкой — особенная! Единственная в саду!
А время мчалось, как председательский тарантас по пыльной полевой дороге!
Мне теперь на длинной жизненной дороге, богатой годами, вёснами и зимами, рассветами и закатами представляется,что мы всегда с вишенкой шли вместе, рядом.
Хотя и каюсь, что часто судьба ставила на  иные пути- дорожки и не часто вспоминал о ней. Других эмоций- добрых и недобрых было предостаточно. Иногда себя забывал...
Всё реже стал её посещать, другие интересы наплывали.
Вскоре призвали на три года с лишком Родину от супостатов защищать. На посту, где время тянется медленно, как кисель из алюминиевой кружки в солдатской столовой, с душевным обаянием вспоминал вишенку. Мысленно слал ей привет. Обещал-скоро увидимся…
Через месяц после призыва и бабушки не стало. Совсем вишенка осиротела…
Никто её ягоды рано росистым утром не собирал. Жадно не пил тягучий, бесподобного вкуса сок. Такого аромата вам не выдаст уличный автомат, не нальёт обворожительная буфетчица…
Но жизнь Всевышний так устроил, что приходится возвращаться на круги свои.
Женился, вскоре появилась крохотная дочурка. На текущую жизнь мой взгляд стал значительно серьёзнее. Да и перед соседями, односельчанами, мамой стало стыдновато, конечно, и перед вишенкой за запустение, неухоженность, запущенность.
Хозяином себя почувствовал, новое состояние душа обрела и потянулась к примитивным, но надёжным орудием труда:топору, косе, лопате, граблям…
Стал просматриваться порядок. Появился азарт сделать лучше, чище, красивее.Пока не угас хозяйский задор многое было сделано в свободное время да выходные, особенно в отпуска. Перестроили домик, веселее он стал встречать зори да закаты. Обновилась ограда, пробурили скважину на воду, разные насосы для полива установили, теплицу воздвигли...Да мало ли дел у рачительного хозяина! Всё это приносило радость…
Старые, отжившие век яблони удалили, новые к небу голову подняли...
Дотянулись руки и до вишенки- обрезал подсохшие, поломанные злыми ветрами ветки- веточки, оставил две былинки поросли взамен стареющей моей родной вишенки…
В минуты отдыха приходил к ней, детскую коляску ставили в её тени…
Вишенка всё вместе со мной переносила невзгоды жизни, воодушевляла, вдохновляла.
Вместе избавились, пережили неразумного, не сведущего в сельских делах (говорят теперь, благо он не услышит, ни в чём не сведущегоХрущёва!). Дожили до «царствования», правления Геннсека Брежнева Леонида Ильича.  Жизнь в нашем маленьком посёлке, как и в округе, стала меняться к лучшему. Появилось электричество, чуть позднее асфальтная дорога, «Жигули», построили новую овцеферму, завезли породистых овец, заложили целую улицу «бокинских» домиков, отвели не один гектар чернозёма под дачи. В посёлке появились работящие люди, вскоре- беженцы- трудяги с Азии да Кавказа.
Казалось, жизнь настраивалась, радовались мы месте с вишенкой…
Не стало Брежнева, закатилось всевластие КПСС…
Началось недоброе время Горбачёва да Ельцина. Люди от сохи, мы с вишенкой много лет размышляем: кто из них больше нам вреда нанёс…
Началась «перестройка»!.
В России доброе для народа период времени никогда не был долгим. Рассветы жизненные быстро сменялись туманами, заморозками, буреломом..
Пришёл «бурелом» и в тихую погоду в мирный, трудолюбивый посёлок. Овцеферму продали, работы жителей лишили. А кто ещё числился на работе — денежку месяцами не платили. Началась растащиловка без тени сомнения и совести- в одну ночь разобрали и увезли овцеферму неизвестные люди. Молодые хозяева на дачных участках всё бросили, предали матушку-землицу бурьяну. Ночью по огородам старушек, да ночующих в Уварове стали шастать «шатуны», всё гребли без укора совести…
Закончилось (точнее- прекратилось, забросили) строительство «бокинских» домиков, эл. линию стало некому обслуживать, местный «Супермаркет» навсегда закрыл двери…
Пришла «Безнадёга». Безвластие...Хаос...Равнодушие да безразличие, при частых и многообещающих выборах «народных слуг»…
Загрустила моя вишенка...Затосковала...Наступает на нею наглый, сильный, нахрапистый бурьян...Заросли...  Мы как бы идём с ней рука об руку, вместе страдаем...
Верно говорят: дом без хозяина -сирота! Ушла на вечный покой мама-старенькая, беспомощная, но оказалось, что на ней многое держалось…А не нас-молодых, сильных, наездом работающих на огороде, в саду.
Весь посёлок, а это были в основном старики да старушки, дошли пьяницы- воришки.
И день ото дня, от дома к домику рос, ширился призыв:»Сколько можно работать на пьяницу-воришку!? Какой смысл в нашей работе? Да и много ли нам надо, чтобы работать из тёмного в тёмное, да выходные, отпускные дорогие денёчки!? Несуны отбивают руки и желание трудиться...».
Вишенка за ночь многое видела, горевала, удивлялась нравам людей…
Не только правительство создавало колючую, не ласковую жизнь, сами мы её делали горькой, жгучей, что тебе горчица…
Иду широкой улицей посёлка солнечным утром, как с экрана говаривал юморист(ставший губернатором! Миша Евдокимов: тихо, спокойно, никого не трогаю!…
У колодца женщина моет кадочку из нержавейки. Её рыцарь сердца проветривается на порожке, отдыхает, курит.
Вежливо обращаюсь: Товарищ Н, кадка моя!
-Твоя, возьми!
-Нет. Отнеси где брал!
- Чего удумал! Я ношу только ночью! Ха-ха!-культурно отвечает.
Женщина, умная. Молчит...И на том спасибо!
И вспомнился мне незабываемый армейский старшина Голиков. Говорил он в сердцах обленившемуся, опустившемуся солдатику в гневе;Дать тебе в морду кирзовым сапогом…
-Нет! Товарищ старшина! Такой метод воспитания не предусматривает Устав...Вы меня убеждайте, призывайте, увлекайте личным примером — говаривал солдатик несколько дней не бравший в руки бритву….
И постепенно скукошивались огороды, дачи, сады. Потом и у домиков стали окна досками крест на крест закалачивать...Угасал посёлок...Обезлюдил…
В августе-сентябре стали огороды ночью охранять, зреющие лук, чеснок да картошку. В голодные годы подобного старики не помнили…
Одолели воры-несуны!
Простился и я со своей дорогой вишенкой…
Продали своё хозяйство не хозяйственным людям, не умеющим и не желающим работать на земле. Там, где недавно я трудился в поте лица  открыли «промысел», весь метал  выдрали, продали, всё разорили и сами спились, закончили бренную жизнь…
Прошло несколько лет. Посетил я дорогие могилы на поселковом кладбище, молча постоял…
Уговорил попутчиков посетить былой родной домик...Печальная картина...Всё поросло забвением...Терновник,да в паре с ним американский клён, какой-то чертополох всё поглотили...Дикая тайга...Долго искал вишенку, не нашёл, пока не раздался окрик;»Да что ты там ищешь, в диких зарослях? Пора ехать домой!».
Так, я дома…
Простился и с родным порогом! Грустно! Обидно! И никто не виноват…Но как укоряюще смотрели на меня глазницы окон, за которыми когда-то встречал всходящее солнце!
Февраль 2023 года.


Рецензии