46. Вовка родился

День рождения - это не просто жил-жил, а потом «хлоп», и год добавился. Это переход. Это как через реку переправиться. Как на гору взобраться. Что там позади? Ого!
А впереди? Ничего себе!
Да ладно. Нам не привыкать.

Вовка родился в самый короткий зимний день - 22 декабря.
- Гоэлрёнок ты наш! Как с домашним заданием? - загадочно улыбнулся на первом уроке физик.
- Нормально, выучил.
- И ответишь?
- Отвечу, - Вовка вышел к доске, не очень четко, но без грубых ошибок пересказал содержание вопроса.
- Молодец. На твердую тройку с плюсом, но в честь сегодняшнего дня можно и четвёрку поставить, - задумчиво обронил учитель. - Что можешь добавить к сказанному?
- Вечером всех жду на чай, - объявил Вовка.
- А что случилось? - поинтересовался через плечо у Кольки непросвещённый Отроков.
- Вовка родился! - объявил Колька Кустиков.

На урок литературы Саныч пришёл со свёртком. Прошёл к Вовкиному столу, пожал руку, поздравил с днём рождения. Со словами: «В жизни даже не как в песне. Бывает, что невозможное более чем возможно. Главное - создать необходимые или минимальные условия», - он положил сверток на край стола поверх потрёпанного учебника.
- Сейчас можно открыть? - спросил Вовка.
- Конечно.

Вовка развернул упаковку, и в руках оказались две книжки: "Себя преодолеть" знаменитого в прошлом штангиста и журналиста Юрия Власова и сборник рассказов "Любовь к жизни" Джека Лондона.
- Помнишь? - Саныч посмотрел Вовке в глаза.
- А то... - подмигнул Вовка в ответ, - спасибо!

                ДАВНЫМ-ДАВНО
                Особое задание

Это произошло в мае полтора года назад.
Последние деньки перед летними каникулами. Время движется неравномерно, оно то тянется как расплавленный гудрон за палкой, то летит как стремительный стриж. На уроке не спешит. На перемене торопится.

Заоконная жара окрасила в зелёную дымку степь. Над землёй стоит легкое марево, в котором дрожат далекие тасхылы. Они пятнисты как леопарды. Словно великан разбросал камуфляжную форму по окрестным горам. Выжженные весенним палом места чёрно-зеленые, а там, где пущенный озорной рукой огонь пал не дошел, жёлто-зелёные.

Пятиклассники ещё не выпряглись из учебы, но уже вполне готовы это сделать. За долгий школьный год они успели привыкнуть к разным учителям по разным предметам. Они уже научились хитрить, и подыскали к некоторым из учителей свои подходы. Но в большинстве и сами пока не представляют ничего особенного для педагогов. Обыкновенные в меру пакостные и в меру послушные мальчишки и девчонки. Проказы пока не носят слишком вызывающего характера. Они примерно знают, что кому светит по итогам четверти да и года. Двоечники и колышники уныло ждут чудо. Чудо, как обычно где-то шляется, и не спешит с приходом. По-собачьи просительно заглядывают кандидаты во второгодники в глаза учителям, может быть те спросят о чем-нибудь таком, что вместилось в черепной коробке... кажется, что будь у них хвостики, так они повиливали бы ими. И ведь везёт же! Именно то, что нужно, спрашивают.

А небо такое синее! И дни долгие, и по вечерам солнце не спешит за гору, катится потихоньку и ныряет в кисейную зелень причесок берез прежде чем окончательно покинуть небосклон. После рабочего дня за такой вечер успевают в деревне всё: и корову встретить, подоить, напоить. И в огороде разбить грядки, посадить мелочь разную, а кое-что уже давно зеленеет на грядках, можно нащипать лук бутун, укропчик молодой, щавель - его с недавних под стало модным сеять на бросовых кусочках земли. Торопыжки уже помаленьку дергают молоденькую белохвостую редиску. Одно-другое, вроде бы и немного всего, а вот уже и окрошка сгоношилась. Это тем более легко, что у многих в тепличках под полиэтиленом вызывающе повисли на лианах молодые огурчики. И мальчишки, и девчонки помогают родителям по всей программе, какая уж тут учеба!

Учителя... а то они за зиму не устали! А впереди еще экзамены, да эта напасть под названием ЕГЭ. Какая министерская Яга его придумала? По инерции проводятся уроки, через не хочу подтягиваются к заветной троечке те, кто её не заработал. Ах, как непросто продиктовать диктант... А денечки всё просеиваются как сухой песок сквозь пальцы, и всё меньше песчинок-дней в горстке мая.

- Откройте тетради, запишем... что это за "У-у-у-у?" Записываем в столбик литературные произведения, которые вам необходимо прочитать во время летних каникул. В следующем классе... Вова, какому дезинформатору ты поверил, что останешься в пятом на второй год? Не верь вражеским голосам. Вот когда твой классный руководитель скажет, тогда - да. А пока настраивайся на труд и подвиг. В шестом классе на уроках литературы мы будем изучать...

Пыхтят пятиклашки, выводят буковки-каракульки. Японцы любители каллиграфии, а они там по слухам все на этом ушибленные, кучами в обморок попадали бы, если бы довелось им увидеть то, как пишут наши школяры. Никаких приемов карате, джиу-джитсу или айкидо на этих самураев не надо. Достаточно вывести на поле боя несколько наших мальчишек, подать команду: "Школьную тетрадь от-КРЫТЬ!" И готово дело. Лежат воины страны восходящего солнца без сознания, останется только обезоружить и на стройку отправить. Пускай восстанавливают разрушенное войной хозяйство.

Строчка за строчкой, автор за автором, стихи, сказки, былины, рассказы. "Сколько же можно писать о том, что нужно читать?" - угадывается уныние в глазах юных нечитателей.

И... всеоживляющая трель звонка! Пятиклашки вздрогнули, изготовились к рывку за дверь. Туда! На солнце. Нарезать пару кругов вокруг школы, попрыгать по квадратам классиков. Ах, так бы в школе из класса в другой переходить. Пятиклассники, не бегут, они застыли как бегуны на старте, за год усвоили, что звонок не для них, а для учителя.

- Володя Дубильченко, задержись на минутку. Остальные тихо, не толкаясь, медленно могут выйти.

Разрешили! Свобода! Какое там "медленно"! Как же можно не толкаться? Хлоп, стук, бряк, пробка в створке дверей, чё лезешь, от такого слышу...
В кабинете остался учитель и непоседливый, очень даже не очень успевающий по многим предметам Вовка.

- Володя, ты на целый год старше других... - учитель замолчал, словно сомневаясь, сказать или нет. Испытующе посмотрел на мальчишку. А вдруг переоценил, а вдруг Вовка его подведет? - В общем, давай вот что попробуем. Я твоим одноклассникам не стал этот рассказ давать на внеклассное чтение. Мне кажется, еще рано им. Хочу тебя - но это между нами - попросить. Прочитай книжку, вот здесь на листке ее название записано, когда выберешь время. Потом придешь мне и скажешь, стоит или нет на следующий год её другим давать. Договорились?

С Вовкой можно договориться. Силой, принуждением, через его «не хочу» заставить мальчику что-нибудь сделать не так-то просто. Но стоит этого "трудного" попросить по-человечески, так он горы свернет. Карточка с именем автора и названием произведения аккуратно прячется за обложку дневника, сплошь изрисованную роботами-полицейскими и прочей фантастической публикой.
- Не забудешь?
- Да что вы! Сегодня, да прямо сейчас пойду в библиотеку и возьму.

И ведь взял!

Прошло два дня. Саныч возился в огороде - весенний день сельчанина год кормит - когда под окнами раздался переливистый свист. Мать выглянула в окно, перед ним вдоль палисадника нетерпеливо прохаживался взъерошенно-возбуждённый Вовка. Пришлось выйти.
- Здравствуй, Володя. Что свистишь?
- Да мне бы Виктора Александровича, если он не занят.
- Что-то срочное?
- Супер, просто так не пришел бы!
- Сейчас позову, - женщину поразила искренность ответов и озабоченное выражение лица мальчишки.
Через минуту вышел учитель. Не успел он и рта открыть, как был поражен очередью слов.
- Виктор Александрович, да ведь именно это и надо читать. Не фигню там, извините, разную про библию или Змея Горыныча. Тут же интересно, он же вот всё правильно сделал. Хотел жить и шёл, а тот гадом оказался, вот ему зло - вы правильно про бумеранг говорили - и шарахнуло...
- Притормози, Володя. Давай все по порядку. Кого бумерангом шархнуло? С какой библией и куда шёл Змей Горыныч извинять фигню, - учитель сделал вид, что ни слова не понял из скороговорки паренька.
- Так. Я по порядку и говорю. Вы мне поручили на пробу книжку прочитать. Я и прочитал.
- Это было задание на лето.
- А зачем лето ждать. Мне без разницы, когда интересное читать, хоть весной, хоть летом. Я пообещал взять книгу, поэтому сразу сходил в библиотеку и записался. Мне англи... в смысле Татьяна Ивановна, она же и в библиотеке в этом году, короче, она сначала не хотела эту книгу давать. Рано, мол. Я сказал, что это ваше специальное задание, она выдала, только попросила книгу не пачкать и вернуть быстро, если не понравится. Я вчера вечером, ну уже после коров, когда управился и поел, открыл, первую страницу прочитал, потом мать спать погнала, пришлось с фонариком под одеялом дочитывать. Ну и, в общем, вы её всем нашим задайте, пока не поздно. Такие рассказы надо всем прочитать, авторитетно говорю. Уж я-то одноклассников знаю. Мы потом на внеклассном уроке обсудим. Я и прибежал об этом сказать, а то завтра последний день занятий.
- А причем здесь бумеранг - оружие австралийского пролетариата?
- Да это я вспомнил, вы как-то рассказали про круговорот зла в истории. Это же правильно. Делаешь добрые дела - и к тебе все по-нормальному. А запускаешь подлянку, от такого же привета никогда и никуда не спрячешься. Вон, герой-то вместо того чтобы другу помочь, бросил его. И что вышло?
- Интересно, а что вышло?
- Да то и вышло, что его жизнь наказала, почти дохлому облезлому волку достался.
- Вовка, ты хоть ту книжку читал? - учитель сделала вид, что сомневается. - Кто автор.
- Как кто? Джек по фамилии Лондон. Американец. Я там и про других золотоискателей сегодня пару рассказов читанул. Классно он писал, такие книжки и нужно преподавать, - не на шутку разошёлся Вовка.
- Спасибо, за экспертизу, - остановил поток слов Виктор Александрович, - я тогда и другим в список эту книгу добавлю. А ты сможешь связно в сентябре рассказать содержание?
- Да запросто. Хоть сейчас, хоть в сентябре. Расскажу, когда надо будет.
- И выводы сделаешь?
- Какие выводы? - поползли вверх уже выгоревшие на солнце брови.
- По тому, что вычитал. Про добро, про зло, про странные поступки героя.
- Ну про зло, я уже сказал. Про добро... Тут надо подумать. А про странные поступки, чего-то я не догоняю... А! Это насчет сухарей, да? Так это же просто, наголодался, вот и курковал про запас. У меня Дружок, видели же мою собаку, он тоже хлеб закапывает, если не голодный. Это он по инстинкту, на чёрный день. Да не переживайте, Виктор Александрович, я им вот так, - Вовка сжал руки в кулаки оттопырил большие пальцы, словно римский патриций, дарующий жизнь сразу двум поверженным гладиаторам, - вот так расскажу. Или даже лучше.
- Ну, раз по инстинкту и опыту твоей собаки, то я переживать не буду, - успокоился учитель, - а осенью на внеклассном тебе первому слово.
- Договорились, - охотно согласился ученик. Ну, я пошёл.
- И я пошёл, - учитель потрепал на прощанье непричёсанные вихры паренька.

Продолжение здесь: http://proza.ru/2023/02/01/1330


Рецензии
Автор, Вы сознательно или случайно нарушили хронологию? До этой главы Вовка был семиклассником, а тут вдруг стал пятиклассником. Может быть, поменять главы местами?
Читаю, не отрываясь.

Наталья Швецова   01.02.2023 20:09     Заявить о нарушении
:-)
"... ДАВНЫМ-ДАВНО
Особое задание

Это произошло в мае полтора года назад...".

Авторы народ своевольный. Они бесцеремонно вставляют в текст воспоминания, сны, мечты.
В общем-то это не всегда правильно. Это нарушает ритм. Это сбивает читателя.
Я подумаю.
Спасибо за внимание.

Виктор Санин   01.02.2023 20:55   Заявить о нарушении