Рецензия к фильму Слава

"Слава" 1989
Ну, это американская военная драма, которую ещё можно найти под названием "Доблесть". Речь тут о той самой войне, когда американцы напали сами на себя. О Гражданской войне между Севером и Югом. Но фильм не о всей войне в целом, а о любимой теме американцев. О том, из-за чего, собственно, и началась кровопролитная междоусобица. О чёрно-белом неравенстве. Мне эта тематика не близка абсолютно. Никогда не увлекался историей Америки, рабством (тем более по расовой принадлежности), ни одного негра в своей жизни не угнетнул, но на коленку перед ними прыгать не собираюсь. По мне любая война - это ужас. Чёрные, белые, зелёные, голубые. Умирают все одинаково безвозвратно. И тут именно про темнокожих. Чтобы было более пикантно и душещиплюще. Чтобы перед боем негры кричали что-то вроде "Мы не рабы - рабы немы!". И чтобы зритель прямо всей болью души негра проникся до самых кончиков. Самой войны, в смысле побоища, тут нет. Есть один финальный бой, когда прямо в атаку с "Ура!!" и звёздно-полосатым флагом наперевес. А так в основном военно-полевой быт. Хотя, интересно. Но это чисто американское кино. Про негров, которые на стадии освобождения от рабских кандалов. И прийти мне на съезд фанатов "Игры Престолов" с плакатом "Слава рабыне Изауре! Таргариенам - смерть!", если не пора перейти к сути.

1862 год. Гражданская война в Америке. Президент Линкольн потихонечку освобождает негров от рабства. Конфедераты в свою очередь против столь несуразной глупости и, соответственно, дают серьёзный отпор. Не совсем уверен, что только рабство - причина развалившихся Штатов, но пусть сами решают. Они же самые цивилизованные люди Вселенной. В общем, на войну идёт один молодой белый мужчина, двадцати трёх лет, из весьма знатной семьи. И уже капитан. В бою ему поцарапало шею и пришлось вернуться куда-то в арьергард. Там у него друзья, торжественные рауты, знатные персоны щеголяют вокруг. И вдруг одна из таких щеголяющих персон очень высокого командования предложила молодому человеку стать полковником и командовать полком. Вот же счастье! Полковник! В двадцать три годика! Да только полк тот не совсем обычный... Это негрополк. То есть, это целый полк, полностью состоящий из чернокожих, которые ещё, грубо говоря, три минуты назад были рабами. Практически скотом, только корова стоит дороже. И молодой человек соглашается. Подумаешь, негрополк. Зато полковник! Полковник негрополка! Это ж звучит почти как "македонский"!! Из полка выделяются три негра. Это очень близкий друг новоявленного полковника, который ниггер - только цветом, но никак не рабским образом жизни. Опытный негр в возрасте, который понимает толк в жизни. И молодой негр-бунтарь, который нагл, заносчив и, прямо скажем, зол на весь мир. Его гнобили, и он будет гнобить. Но половина этих новобранцев не то что даже читать не умеет. Они не знают где право, где лево! Им винтовки дали, а они с ними, как дети малые, играются! И прочие трудности, связанные именно с цветом кожи. И молодой полковник вдруг начинает понимать одну ранее непонятную вещь. Оказывается, негры - тоже люди...

В итоге, это военная драма о драме негров. Кстати, она псевдореальная. Реально был такой негрополк, и что-то тут взято из фронтовых писем существовавшего человека, которого играет Мэттью Бродерик. И вот вообще не ожидал, что именно Бродерик тут будет! Вот вообще он у меня с полководцами никогда не ассоциировался! "Инспектор Гаджет", "Годзилла", "Степфордские Жёны", - у меня где-то вот в несерьёзном он... А тут полководец! Не говорю, что не справился! Просто неожиданно. Умница. Морган Фриман безупречен. А Дензел Вашингтон и вовсе схлопотал Лысика за эту роль. Да, момент с плетью очень крутой, но не знаю, с кем тогда конкурировал Дензел. Не стопроцентный Лысик. Режиссёр один из сильнейших в военной драме не про войну. Эдвард Цвик. Там и "Легенды Осени", и "Последний Самурай", и "Кровавый Алмаз". И ещё разное видел. Поставлю восемь. "Мы убегали рабами, а вернулись солдатами."


Рецензии