Инсульт

В село Орловку Лариса Ивановна Зеленцова попала благодаря программе «Земский доктор». Ей уже перевалило за сорок, работала она терапевтом в областном центре в городской поликлинике, и однажды в телефонном разговоре ее бывшая однокурсница, Ленка Маслова, работавшая чиновницей в областном управлении, подсказала, что из Москвы пришли деньги для медработников, желающих переехать в глубинку.
Вышла замуж Лариса Ивановна замуж рано, на третьем курсе, за своего одногрупника  Вадима, довольно симпатичного парня, как позднее выяснилось слабовольного и бесхарактерного человека, который был единственным сыном у своей матери, Анастасии Константиновны.
Рос Вадим без отца. Отец ушел из семьи рано, когда сыну было полтора года.
Причиной развода, как сделала позднее вывод Лариса Ивановна, когда после свадьбы  молодые стали жить под одной крышей с Анастасией Констатиновной в двухкомнатной квартире, вне всякого сомнения, был тяжелый, железнобетонный  характер свекрови.
Лариса Ивановна мечтала жить отдельно от свекрови, в своей, пусть однокомнатной квартире, но Вадим даже речи не заводил о размене родительской квартиры. Потом родилась Аня, и все хлопоты за уходом ребенка легли на плечи Анастасии Константиновны.
Теперь, когда дочь стала студенткой мединститута, Лариса Ивановна, решила, что у нее наконец – то появился шанс избавиться от нелюбимой свекрови.
На пособие  купить свой дом в райцентре, разбить  сад и посадить много цветов.

                - 2 –

Хоть и говорят, что не надо смешить планами Бога, но все мечты Ларисы Ивановны, будто по мановению волшебной  палочки, осуществились. Через три месяца после переезда в Орловку у нее был и дом,  и сад. Правда, в саду росли яблони, за которыми прежние хозяева не ухаживали и все плоды были с червями. Хозяева три года назад уехали на ПМЖ в Краснодарский  край и все хлопоты  по продаже дома осуществлял старший брат хозяина дома, Юрий Васильевич, которому было уже за пятьдесят, но он выглядел моложе своих  лет, спортивный, подтянутый, и чего греха таить, сразу же понравился Ларисе Ивановне не только внешностью, но и манерой вести разговор без лишних фраз и пустозвонства.
- Александр, младший брат, сказал мне перед отъездом, чтобы я не жадничал и продал дом по разумной цене, - начал разговор Юрий Васильевич с покупательницей, Ларисой Ивановной.
Встретились они у нее в рабочем кабинете во время обеденного перерыва, и Лариса Ивановна,
услышав доброжелательный тон посетителя, предложила ему чашечку горячего кофе.
Юрий Васильевич не отказался от угощения и, обсудив детали предстоящей сделки, стал интересоваться  увлечениями Ларисы Ивановны.
- Для Орловки это что – то новенькое, - подумала она. – Я думала, что в райцентре живут неотесанные мужики, которые кроме работы и выпивки, больше ничего не знают.
По характеру женщина очень закрытая, Лариса Ивановна, пожалуй, первый раз в жизни нарушила свое правило: Не болтай лишнего!
- Люблю путешествовать, - призналась гостю она. – Люблю красиво одеваться!
- Вы, кажется, Лариса Ивановна, ошиблись дверью , - сказал Юрий Васильевич.
- С Вашей внешностью Вам надо было поступать не в мединститут, а учиться на артистку.
Вы мне льстите, Юрий Васильевич! – ответила Лариса Ивановна.
Взглянув на часы, Лариса Ивановна, убедилась, что обеденный перерыв заканчивается и ей через минуту надо снова вести прием пациентов, у которых накопились многочисленные болячки.

                - 3 –

Не зря на Востоке говорят, что чужие тайны узнаются на базаре.
В конце рабочего дня Лариса Ивановна, как настоящий  следователь, знала всю биографию Шерстобитова Юрия Васильевича. Родился и вырос он в семье номенклатурных работников и все ему пророчили блестящую партийную карьеру, но внезапный крах Союза помешал осуществлению честолюбивых планов, зато  развязал руки  предприимчивому первому секретарю Шерстобитову Василию  Степановичу приватизировать местное автопредприятие, владельцами которыми в одночасье стали его родные сыновья Юрий и Александр.
Сам отец ушел на заслуженный отдых, но у него осталось много друзей и знакомых в областном центре, в Тюмени, с которыми он вместе учился в Высшей партийной школе.
Василий Степанович без проблем выбивал сыновьям беспроцентные кредиты. Руководил Банком его друг Озеров Михаил Захарович.
Василий Степанович ненавязчиво внушал сыновьям, что главный капитал не деньги, а связи.
Александр, младший сын, унаследовал железную хватку отца и в конце нулевых на семейном совете заявил, что в Орловке  нет перспектив  для роста, и он решил заняться строительным бизнесом в Краснодарском крае, в который зовет его однополчанин Сергей Журавлев.
Об этом Лариса Ивановна узнала из доверительной беседы со старшей медсестрой процедурного кабинета Ольги Тимофеевны, женщины предпенсионного возраста, большой любительницы посплетничать.
Еще она по секрету сообщила, что Юрий Васильевич, большой сердцеед и не пропускает без внимания ни одной женской юбки.
- Его жена Марина – несчастная женщина! – сказала Ольга Тимофеевна.- Из – за богатства и достатка терпит многочисленные измены мужа.
- Со мной этот номер не пройдет! – подумала Лариса Ивановна.

                - 4 –

Кто бы мог предположить, что Юрий Васильевич и Лариса Ивановна через полгода после  встречи  в поликлинике вступят в гражданский брак, станут мужем и женой.
С законным мужем Вадимом Лариса Ивановна рассталась легко и просто, без особых хлопот, правда не стала его выпроваживать в Тюмень, а сняла ему комнату в доме Анны Аверьяновой, которая недавно овдовела и жила одна в огромном доме.
- Вадим Вам будет хорошим помощником по хозяйству, - рекомендовала она Аверьяновой своего бывшего мужа. Разводиться она с ним не торопилась. Богатый жизненный опыт подсказывал Ларисе Ивановне, что счастье не вечная категория, а иногда может, как пойманная птица, выпорхнуть из рук.
Вадим в бурные девяностые разочаровался в медицине и подрабатывал где придется.
В Орловке Лариса Ивановна устроила  его завхозом районной больницы.
Юрий Васильевич перешел в дом Ларисы Ивановны и они, как молодожены, по выходным совершали вылазки на природу, купались и загорали на местном озере Лебяжьем.
Юрий Васильевич, зажив под одной крышей с Ларисой Ивановной, сразу же остепенился, порвал все свои прежние связи с любовницами. И даже недоброжелатели стали поговаривать, что Юрию Васильевичу наконец – то повезло с женой, у которой есть не только интересная работа, но имеется главное – твердый характер.
К сожалению, счастье наших героев  продолжалось  недолго, пять месяцев.
В конце сентября Юрий Васильевич с друзьями отправился на рыбалку с ночевкой на озеро Глухое. Лариса Ивановна не возражала, считала  даже с психологической точки , недолгие расставания, полезными для семейной жизни.
Накануне поездки Ларисе Ивановне приснился сон, что они с Юрием Васильевичем загорают на берегу озера. Ясный, безоблачный день. В синем небе появился спортивный самолет  и стал делать фигуры высшего пилотажа. Неожиданно самолет не выходит из крутого пике и камнем уходит под воду. Ларису Ивановну так ошеломила увиденная  картина, что она даже проснулась среди ночи.
Еще в детстве она от бабушки слышала, что перед гибелью на фронте старшего сына Алексея она увидела сон, в котором ее любимец, хороший пловец, ныряет во время купания и больше не показывается на поверхности реки.
Лариса Ивановна не стала говорить мужу про сон.
- Слово не воробей, вылетит, не поймаешь! – вспомнилась ей однажды услышанная поговорка.
Омар Хайям, поэт и мудрец, вывел универсальную формулу, суть которой сводится к тому, что когда молчишь – ты хозяин словам. Стоит произнести речь, превращаешься в тот же миг в слугу сказанных фраз.
Когда в пятницу, накануне  выходных, Юрий Васильевич вечером уехал из дома, Лариса Ивановна долго не могла уснуть. В голову почему – то шли мысли одна тревожнее другой.
Заснула Лариса Ивановна под утро под шелест осеннего дождя.

                - 5 –

В воскресение к дому Ларисы Ивановны подъехал внедорожник мужа, только за рулем был не Юрий Васильевич, а незнакомый мужчина.
Лариса Ивановна как раз выходила из калитки и, увидев черный джип, у нее почему – то сразу же кольнуло сердечко?
- Что случилось? – спросила она у мужчины, который открыл дверцу и вылез из машины.
- Вы не волнуйтесь, - сказал мужчина, - ничего страшного.
Юрий Васильевич находится в райбольнице, его положили в реанимацию, делают капельницы.
Где – то в полночь ему стало плохо, - продолжал незнакомец, - никто из нас не рискнул в пьяном виде садится за руль. Встали утром, стали будить Юрия Васильевича, а он не может не только встать, но и говорить не в состоянии.
- Инсульт, - мелькнула страшная догадка в сознании Ларисы Ивановны.
- Почему же Вы его сразу не повезли в больницу? – непроизвольно крикнула обезумевшая женщина.
- Я же сказал, что все находились в состоянии алкогольного опьянения, - ответил мужчина.
Проанализировав  услышанное, Лариса Ивановна взглянула на часы, показывавшие полдень и горько усмехнулась: С момента удара прошло больше десяти часов и о никаком чуде об успешной реабилитации Юрия Васильевича не может быть и речи. Спасительное окно из трех часов  было безнадежно упущено.

                - 6 –

Прошел ровно месяц со времени разыгравшейся трагедии. Дежурная медсестра после завтрака возит в инвалидном кресле – каталке Юрия Васильевича  по процедурным кабинетам. Он самостоятельно не ходит, очень плохо, неразборчиво разговаривает.
После обеда к нему приходит врач ЛФК и почти час занимается с больным, старается научить Юрия Васильевича простейшим физическим упражнениям.
Лариса Ивановна, его гражданская жена, так и не соизволила прийти к парализованному Юрию Васильевичу. Она взяла отпуск за свой счет и с законным мужем Вадимом уехала в Тюмень.
Марина тоже не показывается на глаза бывшему мужу.
Кто будет забирать из больницы Юрия Васильевича, никто не знает.

                - 7 -

Юрия Васильевича перевели в общую палату, в которой он познакомился с Иваном, который представился больным со стажем. Иван был одногодком Юрия Васильевича, жил  в селе Огнево и в больницу лег для профилактического лечения.
- Семь лет назад со мной случилась беда, - сказал Иван. - Была зима, дорогу замело и я попал в больницу чуть ли не через сутки после удара. Лежал две недели в реанимации. Когда пришел в себя, то хотел спросить где я нахожусь, а сказать ничего не могу. Поробовал пошевелить правой рукой, а она меня не слушается.
Все, - продолжал Иван, - отбегал свое по земле. Теперь буду передвигаться в инвалидном кресле.
Помог случай, вернее сосед, с которым я как и ты, оказался в одной палате.
Выслушав мою грустную историю, Василий, так звали соседа, сказал мне: - Ты главное - не унывай! Выбрось из головы пораженческие мысли. Внушай себе веру в то, что ты обязательно восстановишься, будешь самостоятельно ходить.
Правда, научился ходить, как и разговаривать, не сразу, а через три месяца. Разумеется,  сначала опираясь на стену, потом – с ходунками.
Было лето, выходил после процедур в больничный сад и заставлял себя двигаться по часу, а иногда больше – по асфальтированным дорожкам.
Общение с Иваном пошло Юрию Васильевичу на пользу. Утром, лечащий врач Сергей Геннадьевич, заглянувший перед планеркой в палату, был приятно удивлен, когда застал своего больного не лежащим в кровати, а сидевшим на ней.
Поздоровавшись, он сразу же не поскупился на комплименты.
- Наконец – то, Юрий Владимирович, я дождался минуты, когда Вы самостоятельно можете сидеть, - произнес врач.
- Это не моя заслуга, а Ивана, - сказал Юрий Владимирович.
- Я очень рад, что Вам повезло с соседом.

                - 8 -

Жизнь - сложная штука, и пострадавший от инсульта Юрий Владимирович, все чаще стал задумываться о том, что пора браться за ум, а не порхать, как бабочка, до недавнего времени, с цветка на цветок.
- Надо помириться с Мариной, своей законной женой, - размышлял после процедур Юрий Владимирович.
- Не зря говорят, что седина в бороду, а бес в ребро, - горько иронизировал над своим уходом из семьи Юрий Владимирович.
- С Мариной, несмотря на все мои чудачества и выходки, мы вместе прожили два десятка лет. У ней хватило терпения и мудрости не устраивать ежедневно скандалы мужу, а смириться со своей второстепенной ролью, на которую ее определил муж.
 Когда в палату зашла знакомая медсестра Светлана, Юрий Васильевич попросил у ней сотовый телефон и позвонил жене Марине.
Жена ответила сразу же, спросила о самочувствии и пообещала прийти в больницу.
Еще спросила, что ему принести из еды.
- Ничего не надо, - сказал Юрий Васильевич. – Кормят хорошо. Главное – ты приходи.
Юрий Васильевич поблагодарил Светлану за телефон и стал размышлять о предстоящей встрече с женой Мариной, которая, он в этом не сомневался, в очередной раз простит.
Примет, каким он есть, с парализованной рукой, с ногой, которая понемногу стала двигаться.
- Главное – не унывать и не отчаиваться, - повторил Юрий Васильевич, как мантру, слова Ивана, который выписался утром и уехал домой в Огнево. На прощание он пожелал Юрию Васильевичу скорейшего выздоравления.
Еще сказал, что он с ним рано или поздно встретится.
- Земля же круглая! – воскликнул Иван.

- 9 –
Прошел ровно год с того дня, когда жизнь Юрия Васильевича круто изменилась. Из цветущего и уверенного мужчины он превратился в инвалида, которой без посторонней помощи не может ни одеться, ни раздеться. Зато он самостоятельно научился ходить по усадьбе и уговорил своего соседа Федора в выходные свозить его на рыбалку.
Жену Марину теперь не узнать. Все говорят о ней, кто знал Марину раньше, то она с мужем поменялась ролями, стала в семье главным режиссером.
Лариса Ивановна Зеленцова с мужем Вадимом вернулись в Тюмень, где она работает в прежней должности терапевта. Ее родная дочь Аня, студентка третьего курса мединститута, вышла за своего однокурсника Степана, который не пожелал жить вместе с тещей, а живут отдельно – в съемной квартире.
Зять Ларисе Ивановне нравится за твердый характер. За то, что решает самостоятельно все проблемы, а не сваливает их на хрупкие женские плечи.


Рецензии