Музыка. 3. Точка отсчёта
1 гл. Музыка, звучащая в камне. http://proza.ru/2022/10/24/100
2 гл. Музыкальные консервы http://proza.ru/2022/12/25/236
3 гл. ТОЧКА ОТТСЧЁТА.
В конце второй ковидной зимы на Мир обрушилась угроза. И Мир повис на волоске…
Но Земля всё так же вращалась вокруг своей оси и наступила весна. Младший сын подарил айфон с очень хорошей камерой и я во время прогулок снимала всё, что меня отвлекало и радовало. И тут же отправляла ему. Такой своеобразный отчёт, что я не филоню и выхожу на улицу, на прогулке гуляю, значит я в состоянии стояния и хождения и со мной всё в порядке.
А вокруг - всё цветёт, цветёт, цветёт и пахнет.
Однажды наткнулась на участок газона с невыкошенной травой и одуванчиками. Сколько я сделала снимков этих капризных воздушных шаров, и готовых взлететь и уже наполовину облетевших, с божьими коровками и муравьями-мухами.)
Одуванчики, одуванчик. В голове всплыла мелодия и слова песенки, что была в моём репертуаре. Репертуар? У меня? Ах, ну да, ну да. Было дело.
За рекою спали села,
Месяц нам с тобой светил.
Ты с улыбкою веселой
Одуванчик подарил.
Я не знаю, что ты думал,
Что ты мне сказать хотел.
Ветерок заречный дунул—
Одуванчик облетел!*
И снова потянулся меандр, мой рисунок орнамента.
Линия пролегает параллельно горизонту и закручиваясь в себе вдруг преломляется и возвращается на свою основу, опускается, чтобы скользить по глади океана как волна. И раз, и два, и так до бесконечности...
Я сейчас приблизительно так и пишу - то прямо тянется сегодняшний день, но в какой-то точке этот день ввинчивается в тёмную спираль времени и возвращает меня на несколько десятилетий назад, вырывается из дальней точки бытия, раскрывается в своей полноте, а потом снова выбрасывает на поверхность моря сегодняшней жизни.
Эти одуванчиковые эмоции так взбудоражили меня, что пришлось набрать номер мухинской подруги, чтобы не утонуть в пучине бушующей молодости.
Напела ей в трубку про сердце-одуванчик и стала рассказывать про то, что было со мной до Мухи. О своих песенках, выступлениях, о том, почему я замолчала и никогда не рассказывала об этой моей увлечённости. И задала вопрос
-Куда пропало это всё?
А Маришка отвечает
-Ничего не пропало. Ты всегда была наполнена музыкой!
- Я??? Странно, а я не замечала.
- Наверно потому, что для тебя это было естественным состоянием, ты же не задумываешься чем и как ты дышишь.
- Маришка, но ты до 190-ой** хоть в музыкальной школе училась, а у меня откуда эта любовь? Я совсем забыла.
***
В детстве в моём ближайшем окружении не было людей, по-настоящему связанных с музыкой. В стенном шкафу конечно имелись сначала патефон, потом терракотовый чемоданчик-проигрыватель ("Юбилейный") с такими закруглёнными углами и пластинки. На пластинках совершенно обыкновенные для тех лет песни в исполнении Марка Бернеса, Шульженко, Утёсова, Гелены Великановой (запомнила её потому что невзлюбила её "Ландыши", честно сказать не песня виновата, а тембр голоса), а ещё Лемешев, Козловский и пластинка Вертинского. Больше не припомню. Но доставались они скорее по праздникам. Их отмечали вскладчину и конечно пели застольные песни. Хотя праздники в небольшой коммунальной квартире случались не часто.
Зато радио вещало и пело с шести утра и до двенадцати ночи, когда после боя курантов на Спасской башне из приёмника раздавался гимн Советского союза. И утро тоже начиналось с Гимна, это был ритуал. Кстати хороший, как я теперь понимаю ритуал.
И сразу за ним "Гимнастика", что было дальше не помню, но около восьми часов- "Пионерская зорька". И были спектакли и радиопостановки. Сколько актёров принимало участие в чтении, не мудрено, что появлялись любимые исполнители! Часто передавали классические произведения, народные песни, звучали романсы, отрывки и арии из опер. Ведь был даже Ленинградский оркестр радио и телевидения! Есть ли он сейчас? Радиоточки провели в каждую комнату. Да, это было образовательное радио. Эстраду передавали мало. Это правда. Очень дозированно.
Так откуда у девочки Любочки появилась любовь к классической музыке? Ведь радио в этом роли не сыграло - это точно.
Я так упорно сосредоточилась на этой мысли, что не заметила, как несколько дней именно этот вопрос не отпускал меня. Потому что соглашусь с Маришкой, музыкой внутри себя я была наполнена всю жизнь, но только сейчас задумалась об этом. А ведь почти во всех своих литературных опусах я затрагиваю тему музыки, если не прямую речь вкладываю в уста ЛГ, то хотя бы строчкой, для настроения в описательных предложениях.
Подумаешь, тоже работа,-
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое* (А. Ахматова "Тайны ремесла")
Часто идея рассказа возникает во время прослушивания на концерте и я вынуждена записывать её прямо на бумажном носовом платочке, что спрятан в театральной сумочке. Именно живой звук рождает образы или даёт толчок, крючок к идее.
Так под Шостаковича родился сюжет о "Двух голосах во Вселенной". А под Шнитке -"Скрипач". Да и "Наверно" тоже ведь накрепко связан с песней "Когда я стану кошкой". И…много ещё…особенно в моих архивах.
Просматривая старые публикации наткнулась на главку в мемуарах "Лебединое озеро, жабы, или как закалялась сталь". И тут мысль пронзила стрелой. Конечно же!
Вот! Вот откуда!
БАЛЕТ! Как же я не совместила раньше? Ведь балет - это не только танец, это и классическая музыка! Движение наложенное на музыку! И какую музыку!!!
1952 год. Мамочке всего 25, мне четыре года. Первый раз мама привела меня в Кировский Театр (Мариинку) на балет "Лебединое озеро". Мне куплен отдельный билет. По рассказам мамы я просидела весь спектакль устроившись в кресле на корточках, сложив ладошки, как в молитве, и, не отрываясь, смотрела на сцену. Весь балет!
Всё - рисунок танца, движения, язык тела меня покорили на всю жизнь. Родилась мечта наверно всех девочек - стать балериной и порхать на пуантах по сцене. И пусть я всего два года занималась хореографией, не суждено мне было стать балериной, но осанка - прямая спинка и высоко поднятый подбородок - это навсегда.
Думаю, что и мамочке балет очень нравился. Ведь она смотрела со мной все дневные спектакли и не по одному разу! Да, мы конечно смотрели балет. НО. Мы ведь и слушали такую прекрасную музыку! Вот, вот откуда позже это ненасытное желание внимать оркестр! Все балетные спектакли, на которые меня водила мама - это постановки на музыку великих композиторов, Чайковского - "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Сильфида", "Жизель" Адана, "Золушка" и "Каменный цветок" Прокофьева, "Шурале", "Спартак" Хачатуряна. Конечно были и другие спектакли, сейчас не вспомнить. Боюсь перепутать с современными (относительно моего возраста ) или теми постановками, что смотрела в студенчестве.
Возможно именно музыка к "Лебединому озеру" и стала для меня точкой отсчёта в азбуке мира классической музыки.
Странно, что столь очевидный ответ пришёл ко мне не сразу.
Папа к балету не испытывал любви, со мной он ходил в Цирк.)) Но театр в семье нашей почитали. Особенно МузКомедию. Родители получали удовольствие от оперетты. Во время Великой отечественной войны этот театр не уехал в эвакуацию, истощённые артисты во время блокады давали спектакли.
Когда папу отправили в длительную командировку во Фрунзе, я училась в восьмом классе и мне весь год пришлось составлять маме компанию. Сразу скажу - я не против оперетты и артисты в то время служили превосходные! Солисты Зоя Виноградова и Виталий Копылов, Богданова-Чеснокова (надо же сразу с языка сорвались, хотя любимыми не стали). Но видимо я объелась безудержным весельем, царившем на сцене или просто искусство оперетты мне не стало близким.
Хотя возможно дело было в другом.
Бабушка тоже любила театр. Однажды взяла меня с собой в Филармонию. Но то ли мне не понравились её ученицы, которых она сопровождала, то ли ещё что-то, только с тех пор Филармонию, как и зал Консерватории, я стала посещать одна. Впрочем и в музеи я любила ходить одна.
Слишком это интимно для меня - переживание музыки и общение с изобразительным искусством, с художниками, которых нет на свете много веков. Или не много. Но ведь они исчезли. Творцы как бы исчезли. А на самом деле - вот они. Можно беседовать, можно есть глазами и слышать давно отыгранную мелодию красок, но всё ещё звучащую в пространстве - как долго может длится эта волна?
Я и сейчас не могу объяснить с чем это связано. С тем, что поступив в техникум почувствовала себя взрослой? Или одиночество меня не тяготило никогда? Но так случилось. Так случилось.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
* Ирина Бржевская - Одуванчик (А. Фаттаха - Ю. Полухина)
** Школа №190 - художественная школа при ЛВХПУ им Мухиной. Там всегда профильные предметы вели преподаватели из Мухи.
Свидетельство о публикации №223020100168
Лада Вдовина 12.05.2023 19:59 Заявить о нарушении
"всем, кто стремится к гармонии, свойственно жить внутри музыки, даже не занимаясь ею непосредственно".
Поэтому такое созвучие и понимание о чём я хотела сказать ))
С благодарностью, Эль.
Эль Ка 3 13.05.2023 14:52 Заявить о нарушении