Владимир Богаткин. Художник. Воин

               
                ВЛАДИМИР БОГАТКИН.
                ХУДОЖНИК. ВОИН И СОЗИДАТЕЛЬ

   Белые хаты. По состоянию дороги и поля видно – распутица. Глубокие следы тяжёлой машины. Три персонажа: танк, Он и Она. Девушка и юноша стоят возле танка. Обнявшись, замерли.  Наверное, что-то говорят друг другу. А, возможно, молчат.
   Им и без слов понятно: война их разлучает; встретятся ли они, не известно. На тёмном фоне выделяется белое платье девушки. Если пофантазировать, то это белое пятно можно воспринимать, как символ благополучного конца той истории.
   Это сюжет картины русского художника Владимира Валериановича Богаткина (1922-1971). Называется «Первая любовь». Событие 1943 года. Написана в 1960 году.

   Проклятые войны! Они разлучают и убивают.
   Сколько нелюди будут развязывать войны, столько и будет таких, щемящих сердце, разлук.
   Не забыта ещё песня «Где ж ты, мой сад…» на стихи Алексея Фатьянова, поэта-фронтовика (1944 год; здесь лишь часть стихотворения):

         Где ж ты, мой сад, вешняя заря?
         Где же ты, подружка, яблонька моя?
         Я знаю,
         Родная,
         Ты ждёшь меня, хорошая моя…
И обещание солдата своей подружке - яблоньке:         
         Пусть не легко до тебя дойти,
         Я вернусь, родная, жди и не грусти.
         С победой
         Приеду,
         Любовь твоя хранит меня в пути.

   Уверена, что, когда юноша сел в танк и повёл машину туда, где шли бои, та девушка в белом платье махала ему платком или косынкой до тех пор, пока был виден танк. А потом выходила на тот участок дороги, где простилась с милым другом, и всматривалась вдаль с надеждой: «Не идёт ли желанный?».

   Названное полотно (их там два с таким сюжетом) было представлено на большой выставке работ Владимира Богаткина, открытой с 20 октября 2022 года в Москве, в залах Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Так Государственный исторический музей (ГИМ) и Академия отметили 100-летие со дня рождения художника.
   На выставке был стенд с подробной биографией художника (см. дальше). Родился в Москве 5 октября 1922 года. Многогранна палитра его творческой манеры: график, живописец, литограф, иллюстратор. Имел опыт работы в театре. Как военный художник, был членом Студии военных художников имени М. Б. Грекова.
 
   И такая информация: семья В. В. Богаткина передала практически все его работы ГИМу. Поступали они и из других источников. Теперь в музее самая большая коллекция его больших полотен, акварелей, рисунков; «значительная часть коллекции составляют военные рисунки». Значит, будут ещё выставки.

   Я не разбираю картины художников по тому, как сделан мазок кистью; соответствует ли цвет неба его натуральной раскраске… Мне важен сюжет. Именно сюжеты полотен раскрывают отношение их автора к Отечеству, его истории, соотечественникам; все грани его таланта и его видение мира.
   Ради этого мы и ходим на выставки: чтобы увидеть, как художники отражают на своих полотнах реальный мир и нафантазированный – тот, который за горизонтом.
   Я увидела, что Владимир Богаткин – реалист. И в этом большая ценность его работ.

   На выставке больше полотен и рисунков, рассказывающих о Великой Отечественной войне. Что понятно, ведь Владимир Валерианович был участником той страшной войны. Он и другие художники, как только стихал бой, начинали рисовать.  Карандаши и блокноты советских художников – они были также своеобразным оружием в борьбе с фашистами; бомбой.
   Память не всё сохраняет. А потом те торопливые наброски помогали вспоминать всю картину штурма какого-то немецкого города, разбитую военную технику, пепелище на освобождённых от врага территориях, уставших бойцов…

   Владимир Богаткин несколько своих картин объединил под названием «Юность военная». Потрясающий трагизмом ситуации триптих: 2 мая 1945 года. Берлин. На фоне Бранденбургских ворот пять советских бойцов разных родов войск; один с перевязанной бинтом головой. Видно, как они устали.
   Не слышно рёва самолётов, визга снарядов, свиста пуль, но, конечно, всё это было. Бойцы бегут туда, где логово фашистов – рейхстаг. Его надо захватить и тем самым положить конец мясорубке войны, перемалывающей молодые жизни. Иначе не все добегут! И не все невесты, жёны дождутся своих любимых; а матери и отцы – сыновей и дочерей.

   Взять подобный сюжет для полотна мог только человек, который хоть однажды такую атаку наблюдал. На выставке есть с тем же сюжетом картина большего масштаба «Штурм рейхстага» (холст, масло). Бегут пехотинцы, матросы… Дым, огонь. Разбитая пушка. Слева много убитых.
   Из того же времени войны работа В. Богаткина «Тишина на Шпрее». Вдали - на рейхстаге флаги СССР. Оторопь берёт от той «тишины» - всё вокруг разбито, изувечено.
    Лишь очевидец мог увидеть вот это: остовы домов, оборванные электрические провода, подбитый танк, израненная гусеницами танков земля.  А вдали белое марево. Триптих «На Днепре. 1943 год». Из серии «Дорогами войны».

    Ничего нет важнее свидетельств очевидцев о войне. Только они могут рассказать, как рассыпается от бомбы огромный дом; поднимается вверх столбом земля; как падают убитые; как кричат раненые… Чтобы показать ад войны, вовсе не нужны монументальные картины.
   Поэт, в годы войны – санитарная дружинница, помогавшая раненым на передовой, Юлия Друнина написала:
   Я только раз видала рукопашный.
   Раз – наяву и – сотни раз во сне.

   Видно, что художник стал свидетелем того, что сделали фашисты в г. Воронеже. На одной из работ Владимир Валерианович показал здание местного университета, взорванное немцами при отступлении (март 1943 г.). Есть несколько его рисунков пером: останки Митрофаньевской колокольни (март 1943 г.) и другие.
   Невозможно без волнения смотреть на акварель «На родном пепелище». Это также Воронеж. Всё вокруг разбито. Стоит женщина с лопатой. Двое маленьких детей. Что-то пытается откопать мужчина. Было бы хорошо, если бы он откопал какие-то остатки картошки, свёклы.

   И ещё одна работа Владимира Богаткина о Воронеже. Никитинский сад. Большой памятник. Не взорван. Наверное, это памятник русскому поэту Ивану Саввичу Никитину (1824-1861).
   Фашисты превратили сад в кладбище. На могилах деревянные кресты; на нескольких крестах висят каски.

   Я вспомнила слова о касках фронтовика-писателя Евгения Захаровича Воробьева. Все годы Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда» Западного и 3-го Белорусского фронтов; несколько раз ранен.
   Из его книги «Москва. Близко к сердцу. Страницы героической защиты города. 1941-1942» (Издательство политической литературы. Москва. 1989 г.):

   «Если можно было бы собрать каски всех солдат и офицеров фашистского вермахта, убитых во время операции «Тайфун»! Мы бы насчитали 126966 касок.
   - Металлолом истории! – назвал генерал армии Г. К. Жуков никчемные каски – дырявые, помятые, ржавые…
   Это было в день освобождения города Ельня; фашисты похоронили убитых на просторном пустыре, ставшем очень тесным.
   Каски венчали березовые кресты на могилах, которые вытянулись длинными, аккуратными шеренгами».

    Интересно, какого бы масштаба получилась цифра, если бы собрать каски фашистов, убитых только на территории СССР за все годы Великой Отечественной войны? Миллионы!  Получилась бы огромная пирамида – возможно, выше Египетской.
   Так им и надо! Жаль, что никто из советских художников не нарисовал такую пирамиду.
   У русского художника Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) есть полотно с таким сюжетом: пирамида из человеческих черепов. Смотреть без пупырышек на коже невозможно.

   На выставке было несколько работ В. Богаткина из серии «Москва военная». «Московский дворик» - это зима 1942 года. «У памятника Пушкину» - та же зима.
   Не один раз видела я фотографии, на которых разрушенное здание театра имени Вахтангова. Есть эти печальные развалины и на полотне художника.
    Не мог он рисовать те руины театра без горечи. Его родители – актёры театра имени Вахтангова. Можно предположить, что Владимир, как и дети других актёров, большую часть своего детства провёл за кулисами: там учил уроки, ел, спал, играл.

   Фронтовые дороги привели Владимира Богаткина в Крым. «Великолепный край, израненный войной», - слова художника, опечаленного увиденным в 1944 году. Серия работ: Севастополь, Бахчисарай, Алушта…
   Руины; поваленные пальмы и другие деревья; взорванные здания санаториев; мотки колючей проволоки (фашисты устанавливали такие «колючие» заграждения на берегах Чёрного моря, Керченского пролива – чтобы остановить советские морские десанты; не помогало отгородиться). Всюду таблички со словами «Не ходить! Мины». 
   Фашиствующим особям совершенно напрасно задавать вопрос: «Зачем разрушать жилые дома, театры, мосты?». Видно, есть какая-то сладость от этого у нелюдей.

   В пресс-релизе рассказано, где художнику довелось побывать в годы войны. После Крыма - Карельский перешеек, Румыния, Венгрия, Польша, Германия. И всюду, как только появлялась возможность, Владимир Богаткин рисовал.
   И оставил в наследство России многочисленные рисунки – свидетельство того, что было во время войны на улицах Берлина, Дрездена, Праги. И там многое было разбито, уничтожено (старались и союзники), но далеко не так варварски, как это сделали войска фашистской Германии и её многочисленных сателлитов на территориях России, Белоруссии, Украины.

   Могу предположить, что в коллекции работ В. В. Богаткина, которая есть в ГИМе и пока не показана, немало портретов фронтовиков, встретившихся ему на путях-дорогах фронтовых. На выставке в Академии было несколько рисунков конкретных людей.
   Я всегда, где можно, называю их. Думаю: а вдруг эти фронтовики числятся в списках пропавших без вести и родные о них ничего не знают? Надо надеяться, что герои рисунков и портретов Владимира Богаткина благополучно вернулись домой.

   Вот они, бесстрашные воины:
   Коля Дзюбан, старшина 2-й статьи. Севастополь, 1944 год. Молодой, симпатичный; тельняшка, лихо сдвинутая бескозырка, автомат. Фашисты советских моряков очень боялись.
   Василь Викторенко, юный партизан Крыма. 14 лет! Май 1944 года.
   Виктор Иванович Поленов, гвардии капитан. 1944 год. Родился в г. Калинине в 1922 году.
   Михаил Николаевич Воронцов, гвардии сержант. Декабрь 1944 года. Родился в 1922 году в селе Алексеевка Алтайского края.
   Все очень молоды! Как и художник В. Богаткин.

   Судьба была милостива к Владимиру Валериановичу. Он вернулся с войны живым. Был ли ранен или контужен, не знаю. Прожил он недолгую жизнь – 49 лет. Но всё-таки успел ещё, как говорят, повидать мир, где не стреляли, а строили. И, не покладая рук, трудился.
   В этих его работах видна жажда мирной жизни, созидания; здесь песня любви к людям, цветущим садам, распаханным полям, морским красотам. По-моему мнению, Владимир Богаткин – художник-романтик.
  Возможно, это был его природный настрой, кредо личности. А возможно, так он, как и многие другие творческие люди, лечил свою, израненную войной, душу.

   Другая тема: многие фронтовики – актёры, театральные и кинорежиссёры, композиторы, певцы и певицы, поэты и прозаики (список большой) в послевоенное время в своих творческих работах не рассказывали о войне или – рассказывали мало.
   Хотя, если судить по воспоминаниям, война никуда от них не уходила. Можно вспомнить  Алексея Смирнова, Владимира Басова, Леонида Гайдая,  Евгения Весника, Арсения Тарковского… Наверное, эксцентрика помогала хотя бы  на время отвлекаться от пережитого.
   
   На выставке была серия художественных творений В. В. Богаткина разного жанра о мирном времени. Он побывал на некоторых стройках: Мурманский порт (1960 г.), Целиноград (май 1960), Красноярская ГЭС (1963 г.), на Енисее…
    Есть полотна с сюжетами, увиденными в Крыму в послевоенное время. Например, картина «Гурзуф. Утро» (1951 г.). И ещё -  «Крым. Сумерки», 1953 год. Дом. В окне виден огонь лампы. Во дворе на верёвке сохнут разные вещи. Мир!

    Запечатлён пионерский лагерь «Артек», 1964 год. От того, что увидел тогда художник, уже ничего не осталось. Теперь там многоэтажные корпуса. Но для истории очень важно: что было.
   Ничего вечного нет, как известно. Однако… Чёрное море такое же прекрасное, как и тогда, когда гулял по его берегу Владимир Валерианович; возможно, с женой и детьми; наверное, нежились на его волнах.

   Обращали на себя внимание две большие картины. На одной: Москва. Дворец съездов. 25 октября 1961 года. Вестибюль и лестницы заполнены народом.
  И ещё картина с таким сюжетом: сидят двое - писатель М. А. Шолохов и какой-то его собеседник, не назван. Тот же Дворец съездов. Событие – ХХII съезд КПСС, октябрь 1961 года. Кому интересно, что это был за съезд коммунистической партии, можно посмотреть в литературе.
 
   Владимир Богаткин побывал в послевоенные годы в Берлине, Бухаресте, Софии, в Бухаре (прелестная серия рисунков с мечетью, осликами, молящимися жителями). Экзотичные сюжеты его акварелей, сделанные в Китае - «Сучжоу. Вид с моста», 1958 год. Художник показал, как выглядят китайские лодки – джонки.
   Не отрывался он и от родных просторов. Кто живёт сейчас в Юго-западном районе Москвы, тому будет интересно посмотреть несколько акварелей В. В. Богаткина, на которых моменты строительства домов, благоустройства территории. На его полотне огромные краны, глубокие следы от тяжёлых грузовиков. Вдали, если не ошибаюсь, красуется здание МГУ.
 
   На стенде одного из залов были названы реставраторы, которые готовили работы В. В. Богаткина к выставке; сотрудники ГИМа, кураторы. Они хорошо потрудились. Выставка была интересной.
   Я спросила у  главного организатора и попечителя выставки, начальника отдела изобразительных материалов ГИМа, Марии Викторовны Кречетовой:
   «Как вы относитесь к мастерам, чьи выставки готовите?».
   Понравился её ответ:
   «Я делаю выставки только о тех, кого люблю».
   В подготовке выставки участвовали сотрудники Академии: Антонина Трефилова и Игорь Гавашели.

   Меня порадовало, как бурлит жизнь в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Слышны рулады – кто-то распевается; где-то музыка; много детей. В вестибюле потрясающей красоты скульптуры собак. Есть огромные.
   Слышала, что в Москве есть несколько, если так можно сказать, филиалов Академии. Так также бывают выставки.

   КАК РЕЗЮМЕ.
   Надо устраивать много выставок. На разные темы. В том числе и о войне. Сделать их доступными для дошкольников, школьников, студентов; для всех возрастов и профессий.
    Даже в огромной Москве выставочных павильонов мало.  А они должны быть в каждом районе, поближе к дому. Когда я слышу, что в столице обустраивается какая-то очередная промзона, что там будут жилые дома, детские сады и школы, я думаю: «А почему не планируются выставочные павильоны?».
   Не надо их строить такими гигантами, как Манеж (что там было до выставочного павильона, известно). Дать задание архитектору, он предложит массу вариантов: пристройку или ещё что-то. Желательно, с экзотической крышей или чем-то подобным – чтобы привлекало внимание.

   Что показывать? Я уверена, что во всех музеях, картинных галереях, которые есть в Москве, в Санкт-Петербурге, во всех федеральных округах России, в их запасниках ТОМЯТСЯ не тысячи, а миллионы картин, рисунков, акварелей, офортов и так далее.
   Они ЖИВЫЕ! Им хочется, чтобы их видели. Когда художники рисуют, то их дыхание смешивается с красками, остаётся на полотне, на картоне. Потому их творения и становятся живыми. А всё живое скучает без общества. 
 
   Обязательно надо показывать работы художников о войнах и всех их ужасах. Подрастающие поколения должны знать, как был коварен фашизм в сороковые- пятидесятые годы ХХ века.
  Они должны знать, что фашизм не уничтожен, как казалось 9 мая 1945 года. Он жив, когти его всё также остры; у него хищные помыслы; в наши дни он отправляет танки к границам России.

   Государственный исторический музей мог бы выступить инициатором – чтобы росло число выставочных павильонов (залов; назовите их, как хотите) везде по стране. На культурном воспитании населения нельзя экономить. Подобные выставочные залы могут стать местом, куда будут приходить семьями. А совместные походы укрепляют отношения между родителями и детьми.
   Выставка В. В. Богаткина в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки была открыта до 22 января 2023 года. Надо надеяться, что будут ещё показы работ художника - воина и труженика. Коллекция его творений большая.

Литература:
Алексей Фатьянов. Это всё Россия. Стихи и песни. Владимирское книжное издательство. 1961 г.
Юлия Друнина. Есть время любить. ЭКСМО. Москва.2008 г.

                И ВСЕГДА С СОБОЙ КАРАНДАШ И БЛОКНОТ
             (Биография художника, подготовленная к выставке сотрудниками музея)

     Государственный исторический музей и Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки представляют выставку произведений Владимира Валериановича Богаткина (1922 – 1971) – графика, живописца, военного художника Студии военных художников имени М.Б. Грекова, литографа, театрального художника, иллюстратора, посвященную  100-летию со дня его рождения.
   Владимир Богаткин родился в Москве 5 октября 1922 года в семье актеров Вахтанговского театра. Мать будущего художника, Ксения Георгиевна Семенова (Мамина), была ученицей Е.Б. Вахтангова и впоследствии преподавала на кафедре сценической речи Щукинского училища.
   Перед войной в 1940 году Владимир Богаткин окончил среднюю художественную школу при Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде, но из-за тяжелой болезни матери ему не пришлось продолжить образование.

   Вернувшись в Москву, он пошел работать помощником художника в Центральный театр Красной Армии. В первые месяцы Великой Отечественной войны В. Богаткин, как и многие москвичи, дежурил на крышах домов, работал на строительстве оборонительных рубежей.
  С конца октября 1941 года он – художник  концертной бригады, созданной из актеров Вахтанговского театра. После призыва в армию – милиционер в войсках железнодорожной охраны.
 
   В тяжелые месяцы начала войны молодой художник познакомился с Михаилом Васильевичем Нестеровым (1862-1942), светлую память о котором сохранял до конца жизни. Позже В. Богаткин вспоминал:
   «Маститый художник очень тепло относился ко мне, и я уходил от него всегда преисполненный веры в искусство. Его критические замечания были для меня законом, и все время хотелось сделать свои рисунки как можно лучше. После возвращения к себе в часть я вновь и вновь мысленно переносился в уютную гостиную художника, где на стенах висели этюды его друзей – Левитана, Поленова, Серова – и некоторые из его полотен».

   В конце февраля 1944 года Владимир Богаткин был принят в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Первая командировка на фронт состоялась в конце марта 1944 года в Крым. Затем последовали поездки на Карельский перешеек, в Румынию, Венгрию, Польшу, Германию.
    В последние дни войны художник рисовал на улицах Берлина, затем в Дрездене и Праге. 1 мая 1945 года он записал в своём дневнике:
   «Вот она победа! Победа! Победа! Горит и без того разрушенный Берлин… Ходим по улицам… и гордость за свою Родину наполняет сердца наши. Работать, работать, работать, чтобы донести историю нашим потомкам».

   После войны В. Богаткин не раз обращался к военной теме. Им созданы графические серии, посвященные Москве и Ленинграду, боям за Севастополь, битве за Берлин; живописные полотна «Штурм рейхстага», триптих «Юность военная» и другие. В 1947 году В. Богаткин оформил спектакль «Молодая гвардия», премьера которого состоялась в феврале 1948 года на сцене театра имени Евгения Вахтангова.

   В 1950 – 1960-е годы художник побывал в творческих командировках на строительстве Волго-Донского канала, в Красноярском крае, Средней Азии; ещё во многих районах СССР; в Европе; посетил Китай. Всюду он пишет и делает зарисовки, ведёт путевые дневники.
  Виртуозный рисовальщик и тонкий акварелист точно схватывает натуру и тончайшими акварельными полутонами передает различные состояния природы.

   Произведения 1950-х – начала 1970-х годов разнообразны по техникам исполнения, В. Богаткин часто экспериментирует, использует различные художественные приёмы и материалы. Работоспособность его поражала.
    «И всегда с собой карандаш и блокнот художника и журналиста. Имя Богаткина навсегда будет связано с подвижнической вдохновенной работой на самых горячих, самых трудных дорогах нашей жизни», - писал его друг – поэт Лев Ошанин.

   Сердце художника, прошедшего военными дорогами от Москвы до Берлина, перестало биться в пути спустя четверть века после Победы, в поезде по дороге в Москву.
   После кончины Владимира Богаткина значительное число произведений поступило в фонды Государственного исторического музея от его вдовы – известной советской и эстонской художницы Валли (Валентины) Густавовны Лембер-Богаткиной (1921 – 2016).
   Собрание работ В. В. Богаткина в Государственном историческом музее охватывает период от начала 1940-х до 1970 года и включает произведения живописи, оригинальной и печатной графики. Значительную часть коллекции составляют военные рисунки.

   Наброски и зарисовки из фронтовых дневников, выполненные карандашом, углем, тушью и акварелью, помимо художественной ценности, обладают особой значимостью, как историческое свидетельство очевидца и участника трагических событий Великой Отечественной войны.
   В 2021-21 годах собрание музея пополнилось новыми поступлениями из бывших фондов Союза художников СССР, часть которых представлена на выставке. На сегодняшний день ГИМ обладает самой большой коллекцией работ художника в нашей стране.
   Юбилейная выставка в залах Академии даёт возможность зрителю познакомиться с графическими и живописными произведениями Владимира Валериановича Богаткина, некоторые из которых экспонируются впервые.
  Выражаем особую благодарность семье В.В. Богаткина за предоставленные материалы.
------------------
 Чуть позже здесь будет опубликована фотография В. В. Богаткина, его рисунки.
 Здесь же, на Прозе. ру, есть очерк "Один из летописцев войны. Художник В. В. Богаткин". Автор очерка Сергей Богаткин.

  (Реставраторы: И.П. Байгулова, Т.А. Забелина, Е.Д. Исаева, А.Н. Коневцева, О.А. Третьякова)
26 января 2023 года


Рецензии
Очень интересно.
И содержательно.
Поддержу для читателей.

Виктор Левашов   08.05.2023 21:20     Заявить о нарушении
Виктор, спасибо за тёплые слова о достойном человеке, его творчестве - Владимире Богаткине.
Желаю Вам успехов во всех Ваших делах!

Лариса Прошина   08.05.2023 21:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.