Сестрёнки

I

     Время уже перевалило на вторую половину декабря, а снега всё ещё было – как говорится, курам на смех. И это-то – в самой Сибири! Только недавно отстояли настоящие морозы, да и всего-то два дня. После них резко потеплело, и наконец поздно вечером повалил густой крупный снег. Валил он и всю ночь, и весь следующий день.
     В то время мне нездоровилось, и пришлось сидеть дома и дышать свежим воздухом через открытое окно комнаты.
     После обеда, во второй половине другого дня после снегопада, я решил выйти на свежий воздух. Холод мало-помалу остудил моё дыхание, и я почувствовал некую облегчённость в груди. Бесцельно прогуливаясь по улице, я увидел впереди двух девчонок, одинаково одетых. Они различались лишь ростом: большая – старшая, лет двенадцати, и маленькая – младшая, лет восьми. Младшая капризничала и сердито что-то говорила себе под нос, а старшая её ругала: младшей хотелось побегать, поваляться на толстом слое снежной перины, а старшая ей не разрешала.
     – Лизка, – обратилась старшая, – дурёха ты, ведь только недавно переболела.
     – И чего это вы ссоритесь, девчонки? – сказал я, подойдя к ним.
     – Ничего, – сердито ответила старшая девчонка.
     – А чего это она, – говорила младшая, Лиза, увидев во мне заступника, – не даёт мне поиграть.
     Видно было, что и старшей очень хотелось поиграть, но, чувствуя себя именно старшей, в ответе за младшую, относилась к той строго.
     – А давайте поиграем вместе, – предложил я.
     – Чудесно! – обрадовалась Лиза.
     – Ну вот ещё, – притворилась строгой старшая.
     Не дожидаясь начала игры, я быстро загрёб, как совковой лопатой, в обе руки пушистый снег и бросил его в младшую. Она этого никак не ожидала – взвизгнула и, набрав, как и я, в руки снега, бросила в меня. Ожидая этого, я успел увернуться, и снег попал в лицо старшей. Так у них завязалась игра, а я, провокатор их баловства, стоял немного в стороне и следил за ними. Отрадно было наблюдать, как они весело резвились!

II

     Они, испачканные с ног до головы снегом, прервали свою игру и подошли ко мне. Я принялся отряхивать от снега младшую.
     – Ну вы, подружки, умеете баловаться, – заметил я.
     – Мы не подружки, а сестрёнки, – уточнила старшая.
     – А у нас нет папы, – объявила Лиза.
     – Вот дурёха ты, Лизка, – с улыбкой возмутилась вторая.
     Я стал отряхивать от снега и старшую, она смутилась, но не отказалась от моей услуги... Быстро сгущались сумерки.
     – Нам домой пора, – напомнила старшая.
     – А пойдёмте вместе с нами, – предложила младшая, успев взять меня за руку.
     Я, конечно, удивился, но согласился им услужить, проводить их до дома.
     – Как это у вас нет папы?
     – А мама не умеет выбирать себе мужиков, – заявила старшая.
     «И теперь вы решили выбрать себе меня в папы?.. – подумал я. – Интересно, как это она не умеет выбирать себе мужиков?..»
     – У нас с Танькой – это вот она, – указала Лиза на старшую сестру, – разные отцы.
     – И правда, дурёха ты, Лизка...
     – А куда же они у вас подевались?
     – Её отец, – отвечала Таня, – недавно вышел из тюрьмы и знать её не хочет, а мой – в тюрьме сидит...
     – За что это отцам так не повезло?
     – Мы уж говорили, – сердито напомнила Таня, – что мамка не умеет выбирать себе мужиков. Так вот, когда они напивались на отобранные у мамки деньги, тогда они же и избивали мамку, а особенно мой – чуть не прибил до смерти... Да и нас с Лизкой ругал... и бил...
     – Вот обрадовалась бы мамка, если бы вы стали нашим отцом...
     – Вы такой добрый...
     – Вы любите детей...
     – Это мы с Лизкой сразу увидели.
     Я не знал, как мне, доброму, отказаться от их предложения и как теперь от них отделаться. В их глазах сверкало одинаковое жалостное умиление. Я с ними начал прощаться. Они не хотели меня отпускать, взяв меня за руки. Я притворился строгим дядей. Таня обратила внимание на мою притворную строгость и улыбнулась: она сама так поступала с сестрёнкой... Глаза девчонок вскоре наполнились обидчивой злобой. Это меня особенно напугало – нужно было срочно с ними расставаться.
     – Передавайте привет маме... И не ссорьтесь, сестрёнки... Хорошо?
     – Хорошо... Не будем... – ответили они.
     – Мы уже почти пришли...
     – А вон наш дом, – указала рукой Лиза.
     – Вот и хорошо, а теперь идите к маме.
     – Мы ей про вас обязательно расскажем, – радостно сказала Таня.
     – Рассказывайте...
     – Теперь вы знаете наш дом...
     – Приходите...
     – Хорошо, – вырвалось у меня.
     Я без оглядки отправился к себе домой и ощущал спиной их взгляды, как будто хватавшие и удерживающие меня.

III

     Спустя несколько дней я вновь увидел тех сестрёнок, но теперь вместе с матерью: они прогуливались по улице, как будто, как мне показалось, кого-то высматривая.
     «Не меня ли?..» – со страхом подумал я.
     Хорошо, что они на меня не обратили внимания. Зато лицо их мамы было мне очень знакомо – как же давно я не видел эту женщину. Я побрёл дальше и углубился в воспоминания.
     Вспомнилось, что ещё лет пятнадцать тому назад мы, я и она, были очень даже дружны, хотя часто ссорились. По обыкновению, ссоры происходили по её же вине: когда она капризничала, проявлялся в ней неудержимый гнев – вот это (мне вспомнилось) наконец и стало причиной нашего разрыва.
     Теперь же, спустя столько времени, мне не терпелось узнать: не изменился ли её характер? Правда, я тут же усомнился в изменении её некогда скверного нрава: что заложено природой, то по жизни и остаётся, знаю это по себе.
     И всё же захотелось узнать и зайти к ней домой. Для этого у меня теперь были и причина, и повод...


Рецензии