Позиция

"В конце концов, когда люди прекратят возмущаться бесчинствами или утратят чувство стыда при виде униженных и несчастных, Зевс уничтожит их всех. И все же этого можно избежать, если простой народ способен подняться и сбросить тиранов, которые его угнетают". Греческий миф о железном веке
Мысли об истории делают меня пессимистом… но мысли о предыстории делают меня оптимистом.

Ян Сматс

Человек, с одной стороны, сродни многим видам животных, особенно в том, что он ведет борьбу с представителями своего собственного рода. Но с другой стороны, среди многих тысяч биологических видов, борющихся друг с другом, только человек ведет разрушительную борьбу…

Человек уникален тем, что он составляет род массовых убийц; это единственное существо, которое не годится для своего собственного общества. Почему же это так?

Н. Тинберген

"Война стала главной причиной формирования у людей так называемых «воинских доблестей», которые и по сей день, к сожалению, для многих людей представляют идеал, достойный подражания."

""Каждый нормально чувствующий мужчина знает это особое субъективное переживание. Сначала это некое волнение, предчувствие победы, затем зрелище бегущего врага и «святое» восхищение при виде отступающей армии. Здесь наступает момент, когда человек забывает все и вся, он чувствует себя выше всех повседневных проблем, он слышит лишь один призыв, он готов идти на этот зов и выполнить святой долг воителя, а ведет его воля к победе. Любые препятствия, стоящие на этом пути, утрачивают свое значение, в том числе инстинктивный страх нанести ущерб своим собратьям, убить своего соплеменника. Разум умолкает, как и способность к критике, и все другие чувства, кроме коллективного воодушевления борьбой, отходят на задний план… короче, великолепно звучит украинская пословица: «Когда развевается знамя, разум вылетает в трубу!» (163, 1963, с. 385)."

Конрад Лоренц "Так называемое зло"

Лоренц выражает «обоснованную надежду», что «первородный инстинкт можно взять под контроль моральной ответственности, однако это может быть достигнуто лишь в том случае, если мы смело признаемся, что опьянение борьбой – это генетическая инстинктивная реакция организма, автоматически отключающая все другие центры…» (163, 1966, с. 271).

"С биологических позиций бегство даже надежнее служит самосохранению, чем драка. Кого не удивишь этим выводом, так это политических и военных лидеров. Они-то давно знают, что по природе своей человек не склонен к героизму; они на опыте убедились, как много усилий требуется, чтобы заставить его идти в бой и удержать от бегства. Если бы историку пришел в голову такой вопрос: «какой из инстинктов проявил себя больше в человеческой истории – инстинкт бегства или инстинкт борьбы, – вероятно, ответ был бы однозначным: история определялась не столько агрессивными инстинктами, сколько попыткой подавить в человеке инстинкт бегства. Если вдуматься, то скоро поймешь, что именно этой цели служит большинство социальных институтов и весь идеологический арсенал. Только под страхом смерти удавалось внушить солдатам чувство уважения к мудрости вождя и веру в понятие «чести». Их обманывали и подкупали, спаивали и обольщали, терроризировали, угрожая приклеить ярлык труса или предателя".


Эрих Фромм "Анатомия человеческой деструктивности"


***

Верю ли я, что есть люди, которые сегодня идут воевать за идею, а не за деньги?

Верю. Но я не верю, что они это сами придумали, а им не навязали идею того, что они защищают свою Родину от врага.

Если бы это было так, то начали бы защищать свою Родину тридцать лет назад от "наших друзей". Но тогда всем внушили, что это наши друзья и надо их любить и пить их джин-тоник, и нахваливать всё импортное.

Мы же сами отказались от своего производства и согласились попасть в зависимость от Запада, покупая у них почти всё. А своё продаём им в три дорога, потому что это выгодно кучке людей.

А что сейчас изменилось? Ничего.
 
Так чьи интересы идут защищать эти люди?
Интересы олигархов, а не интересы своего народа и Родины.

Если бы Родина была в опасности, а она действительно сейчас в опасности, только враги у нее совсем другие. Эти враги среди нас.
От этих внутренних врагов и надо защищать Родину.
И это не инагенты, и не те, кто сбежал.
А те, кто остался, и переводит стрелки на других.

Имеющие глаза, увидят, что ситуация не однозначная.
Прежде чем занять какую то позицию, надо всё взвесить.


Рецензии