О синдроме длиннофобии и воинствующем дилетантизме

Рецензент-Прокуратор :Здравствуйте, Юрий Николаевич. Наконец осилил Ваш рассказ «Жизнь и смерть наёмника Билла Коллинза».http://proza.ru/2022/10/07/306 Постараюсь говорить не много. Начну с того, что заметил небольшую опечатку: "Если в кольте нет патронов, ты его не трон!..." Вероятно, здесь надо писать - "не тронь!." Теперь по сути. Вы писали мне, что я часто посещаю Вашу страницу. Не часто, но иногда. Всякий раз мне не удавалось дочитать текст до конца, но я был в поиске. Поэтому и отзывы не писал. Причина - мне тяжело даются в восприятии тексты, изобилующие большим количеством деталей, не имеющих, по существу, отношения к сюжету. В писательстве есть приём, к которому прибегают многие писатели: в тексте не должно быть ничего лишнего, никаких украшательств или длиннот, уводящих в сторону от сюжета. Если убрать все второстепенное, лишнее, необязательное, то останется именно то, что заставит читателя не отрываясь читать до конца. У Вас это не так - моё субъективное впечатление. Вы, несомненно, обладаете способностью писательства и владеть языком в полной мере. Именно это и подводит Вас психологически, когда возникает желание вместить массу подробных фактов и описаний в одно предложение. При этом теряется ритм. А произведение это как музыка - должен быть ритм прозы. Я не профессионал в писательстве. Поэтому не воспринимайте мои слова болезненно. Я могу и заблуждаться в оценке формы Вашей работы. Что же касается содержания - оно достойно внимания. Не буду больше утомлять Вас своими рассуждениями. Я и сам не без греха. В заключение рискну Вам предложить чтение: В.В.Виноградов, «Наука о языке художественной литературы и ее задачи», (1958). С уважением и пожеланиями успехов в творчестве и жизни.

Я-ПОДСЛЕДСТВЕННЫЙ: Дорогой Фёдор,прекрасно что вы дерзнули наконец.Написали. Теперь понятны ваши читательские проблемы , как вы самокритично выразились-непрофессионала. Хоть и бледный, но автопортрет(его ,я бы сказал синопсис) вам всё же удалось создать. Я думаю , что в жизни , и в своей профессии вы всё же профессионал. И я не берусь вас учить -кто бы вы ни были-гражданский, военный, технарь , гуманитарий, одессит,москвич, эмигрант или просто хороший человек... Но, даже не буду извиняться , абсолютно все ваши тезисы -ошибочны. ТО ЕСТЬ - В АБСОЛЮТЕ.Вы так ничего и не сказали по существу конкретного о моих текстах, кроме одного мягкого знака во вставленной в повесть, названную вами рассказом, песенке(я музыкант, но вы меня ещё и музыке учите), за что благодарю. Но вот она уже в записи, исполненная :http://www.youtube.com/watch?v=lb3_366VtcI. Дальше вы просто изложили кое -что о своем восприятии вербальных миров. То есть немного расширили свой автопортрет. И поучили тому, как надо писать - не только меня, но и кучу склонных к "длиннописанию" нобелевских лауреатов и классиков- древнерусских летописцев, Маркеса,Пруста, Джойса, Лескова, Толстого,и т.д. и т.п.( Очень усечённый список вы найдёте в моём резюме и можете поработать.) Что же в ваших умозаключениях неверно, ошибочно и просто недопустимо для человека, претендующего на минимальный интеллектуализм и литературный вкус? Прежде всего попытки обоснования вашей ДЛИННОФОБИИ(на эту тему я пользователям сайта писал уже немало, см. эссе "Кратко, длинно, жидко, густо, гурподобно"https://proza.ru/2021/09/22/594), эта беда античитателей(см. эссе "Античитатель  как суперстрат мессия"http://proza.ru/2021/04/22/179 весьма распространена и оказывает огромное разрушительное влияние не только на язык в его письменном и устном виде, но и на работу издательств , диктующих "как надо писать" авторам. Ведь у них бизнес, книгу  надо продать, а население...Ни что такое мифологическая проза, ни что такое метафора -не ведает. Это шибко всё профессионально.И собственно, понять население можно.Ему трЭба чтиво, а не нобелевские лауреаты.Но хочется всё же за них, "длиннописцев" заступиться...Тем более, что вы дали повод. Вы, Фёдор, настолько чётко сформулировали требование недопустимости каких либо "украшательств" в художественном тексте, что просто - получается Прокруст, Цензор соглядатай-и другие  герои моих произведений, которые вы не удосужились прочесть, вынося свой "краткофилический" вердикт...Рецензент Прокуратор, и даже Палач-вот образ, который "НЕ ДЛИННО" но создан худо-бедно вашим приговором.
Цензор Соглядатай,Палачь, Главврач -это всё оживающие в ваших выкладках герои моих произведений на тему , заданную не вами(см. мой роман о графоманах "ПОЦЕЛУЙ ПЕРСЕФОНЫ" http://proza.ru/2014/05/26/1913)..."Если убрать всё лишнее и необязательное..."- опускаете вы топор и лезвие гильотины, сжигаете меня на костре хвороста из "сушняка"(см. мои повести "Дар Настродамуса"http://proza.ru/2017/12/12/375, " Заблудившиеся во времени"http://proza.ru/avtor/urigor&book=16#16) Что же-убрать? Может быть, голову? Да-её -"интеллигентно" советуете вы касаясь и "психологии". Вы-непрофессионал, учите профессионала...Вместо того , чтобы наткнувшись на профессионала, учиться у него...Вы по сути -ставите диагноз. Но не мне- себе самому. И опять оживляете другого героя моего романа ПОЦЕЛУЙ ПЕРСЕФОНЫhttp://proza.ru/2014/05/26/1913. Это герой-символ -Главврач и он живёт в стене за шкафом в кабинете крепкопьющего зав. отделом газеты " Вечерние слухи"...И порою оттуда выходит. И вот он опять вышел и воплотился в вас. Не знаю лечится ли дилетантизм, к тому же ВОИНСТВУЮЩИЙ ДИЛЕТАНТИЗМ, но эстетическая глухота всё же поддаётся некоторым коррекциям. Надо чаще ходить на филармонические концерты, слушать симфоническую музыку, читать классику и современную литературу.А если вы в текстах не воспринимаете ничего кроме подлежащего , сказуемого и пропущенных букв, то поискать у тех же Гоголя или Булгакова -где там - мифы, метафоры, аллегории и гротеск...Ну и конкретно по моей повести...Не затруднит вас все же написать хоть немного - чем "зашёл вам" , Фёдор,мой Билл Коллинз, который , кстати, в каком-то смысле тоже автопортрет(мой, разумеется) в стилистике Кена Кизи...

Я рад, конечно, что вы проснулись. Давайте будем начинать новую жизнь. Не прибедняться , что вы непрофессионал,а коль уж вы наткнулись на профессионала немного посеминариться. Задание номер один. 1.Где в повести "Жизнь и смерть полковника Билла Коллинза" - мифология и где документальный ряд? 2. Какова художественная идея этого произведения в контексте массовой культуры?3. Изображение параллели "расстрельного" Фестиваля кантри в Лас-Вегасе и боевых действий в Мариуполе...-это зачем? 3. Панорама участия героя в спецоперациях в Ираке, Югославии-это для чего? И какие образные средства используются, чтобы собрать все эти линии полифонии во единое. В сюжет. Поток сознания, контрапункт, сквозные линии...Вот вам канва рецензии...

Рецензент-ГЛАВВРАЧ:Уважаемый Юрий Николаевич. Прочитал Ваши замечания в мой адрес и понял, что вступать в дискуссии по поводу ценности Ваших произведений у меня не будет ни времени, ни сил. Уж извините меня, если я невольно задел ваши чувствительные душевные струны. С пожеланием успехов на поприще литературы и неизменного достижения катарсиса.

Я- САМОПОДЗАЩИТНЫЙ:Фёдор, сбросьте с себя халат Главврача психиатрической лечебницы.Маскарад закончен. Это утро карнавала. Не надо стукать меня по коленке резиновым молоточком. Пока что вы не ведёте никаких дискуссий, а разговариваете с самим собой. Вы- изложили краткий манифест дилетанта-античитателя. Вы сами на себя написали эту -"явку с повинной":не знаю, не врубаюсь и не хочу знать...Дело ведь не во мне, в -вас. Вы учите не только меня, но и всех редакторов, издателей, читателей, что покупали или читали бесплатно,газеты журналы и книги с моими произведениями...Вы ставите диагноз тысячам, а то и миллионам людей.Написано же в резюме подзащитного :ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИТЕРАТОР. Но-лень...Ведь вам то тюлень позвонит, то олень. Ваша короткопредложенофилия ...Ну она ваша. Не моя.И не глубоко мной чтимого НЕстора Летописца или Марселя Пруста(см. мой рассказ ПроПрустово ложе http://proza.ru/2022/11/15/795) Так что какие на этот счёт могут быть растройства у меня? Вы расстраивайтесь. Я вам предлагаю курс профилактики-только и всего. Не надо меня читать-так и быть уж. Мне оно  не надо. Но  начните, уважаемый Фёдор, хотя бы с Нобелевского лауреата Габриэля Гарсия Маркеса. У него не очень длинные предложения. Страниц на 5-10...Всего то...
ГАБРИЭЛЬ ГАРСИА МАРКЕС

ОСЕНЬ ПАТРИАРХА

В выходные стервятники пробрались на балконы президентского дворца, расклевали проволочные решетки на окнах, разбередили крыльями время, застывшее внутри, и на рассвете в понедельник город очнулся от векового сна, пробужденный теплым мягким ветерком, душком крупного мертвеца и гнилого величия. Только тогда мы и решились войти, не руша облупленных стен из крепкого камня, как настаивали самые решительные, не снося воловьими упряжками главные ворота, как предлагали прочие, потому что стоило разок толкнуть — и они сами подались и вышли из петель, эти крытые броней ворота, которые в героические времена выдерживали натиск орудий Уильяма Дампира [Уильям Дампир (1651–1715) — английский мореплаватель и капер.]. Мы как будто проникли в другую эпоху; воздух в заваленных мусором скважинах просторного оплота власти был тоньше, а безмолвие — старше, и все вещи — едва различимы в дряхлом свете. В первом дворе, где плитняк уступил подземному давлению сорной травы, мы увидели пост охраны, брошенный в беспорядке, в минуту бегства, оружие, оставленное в шкафах, длинный стол из грубых досок с объедками прерванного паникой воскресного обеда; увидели полутемный барак, в котором размещались гражданские конторы, увидели разноцветные грибы и бледные лилии среди недописанных личных дел, имевших обыкновение тянуться медленнее, чем самая скучная из жизней, увидели посреди двора крестильную купель, в которой больше пяти поколений приобщалось к таинству в торжественно-воинской обстановке; в дальнем конце увидели бывшую конюшню вице-королей, преобразованную в гараж и каретный сарай, за камелиями и бабочками увидели карету-берлину времен шума, фургон времен чумы, повозку того года, когда прилетала комета, катафалк эпохи прогресса в рамках порядка, сомнамбулический лимузин первого мирного века — все они под слоем пыльной паутины находились в прекрасном состоянии и были выкрашены в цвета национального флага. В следующем дворе за железной решеткой цвели розовые кусты, присыпанные лунной пылью; в лучшие времена под кустами спали прокаженные, а теперь, в запустении, розы так разрослись, что ни единого закоулочка воздуха не оставалось без аромата, смешанного со зловонием, исходящим из дальнего конца сада, запахом курятника и смрадом навоза и кислой мочи коров и солдат из колониальной базилики, превращенной в хлев. Продравшись сквозь удушливые заросли, мы увидели арочную галерею с гвоздиками в горшках и купами альстремерий и бугенвиллей, где располагались комнатушки наложниц, и по многообразию всяческого домашнего мусора и огромному количеству швейных машинок рассудили, что здесь и впрямь могло жить больше тысячи женщин с выводками недоносков; увидели армейский кавардак в кухнях, белье, стухшее на солнцепеке в портомойнях, открытый нужник, один для женщин и солдат, а в глубине — вавилонские ивы, натурально, с собственной почвой, соком и испариной привезенные из Малой Азии по морю в гигантских парниках, и за ивами — сам дворец, огромный и печальный, c дырами в ставнях, куда то и дело залетали стервятники. Нам не пришлось взламывать двери, как мы опасались, — центральный вход распахнулся сам, словно поддавшись одной лишь силе голоса, и мы взошли на второй этаж по каменной лестнице со стертыми от коровьих копыт оперными ковровыми дорожками и повсюду, от главного вестибюля до личных спален, увидели множество кабинетов и официальных залов в развалинах, где невозмутимо бродили коровы, жевали бархатные портьеры и обкусывали атлас с кресел, увидели героические полотна со святыми и полководцами, валяющиеся на полу среди ломаной мебели и свежих коровьих лепешек, увидели обезображенную коровами столовую, оскверненную и разгромленную коровами музыкальную гостиную, развороченные коровами столики для домино и общипанные коровами луга бильярдных столов, увидели забытую в углу ветряную машину, подражавшую звукам любого румба розы ветров, чтобы обитателей дома не заедала тоска по ушедшему морю, увидели развешанные повсюду птичьи клетки, с прошлой недели укутанные на ночь тряпицами, и увидели из многочисленных окон необъятное сонное животное, город, покуда не ведающий, в какой исторический понедельник он вступает, а за городом, до самого горизонта, увидели мертвые, покрытые шершавым лунным пеплом кратеры на бескрайней равнине, раскинувшейся там, где раньше было море. В этом запретном чертоге, где до сих пор доводилось бывать лишь немногим избранным, мы впервые уловили запах мертвечины, исходящий от стервятников, услышали их тысячелетнюю одышку, доверились их настороженному ясновидению и, идя навстречу порывам гнилого ветра, поднимаемого их крыльями, наткнулись в зале аудиенций на исчервленные коровьи остовы, их женственные огузки многократно отражались в высоких зеркалах, и тогда мы толкнули незаметную дверь в боковой кабинет и там увидели его, в полотняной форме без знаков различия, в крагах, на левой пятке золотая шпора; он был дряхлее самых старых людей и животных, сухопутных и водоплавающих, и лежал на полу лицом вниз, подложив правую руку под голову вместо подушки, в той же позе, в какой спал ночь за ночью, каждую ночь в своей неимоверно длинной жизни одинокого деспота. Только перевернув его, мы сообразили, что все равно не узнали бы его лицо, даже не расклеванное стервятниками, потому что никто из нас никогда этого лица не видел, и хотя знакомый профиль красовался на обеих сторонах монет, на почтовых марках, на этикетках кровоочистительных средств, на бандажах для яичек, раздутых от водянки, и на скапуляриях, а картинка, где он изображался со стягом у груди и драконом, символом родины, мозолила нам глаза повсюду и в любую минуту; мы знали, что это копии портретов, считавшихся неточными уже во времена кометы, и наши родители знали, кто он, потому что слышали про него от своих родителей, а те — от своих, и с детства нас приучили думать, что там, во дворце, он жив, потому что кто-то видел, как загораются праздничные круглые фонари, кто-то рассказывал, мол, я видел грустные глаза, бледные губы, задумчивую руку, помахивавшую неизвестно кому из глубины литургического убранства президентской кареты, потому что ..."(дальше ещё 10 страниц)

..Вы песенку -то хоть послушали? А то как-то занудство получается...Кстати, о наимудрейший из сетевых МЕССИЙ-УЧИТЕЛЕЙ...мягкий знак -то я вписал-таки...
А у вас почему-то РИТМ ПРЕРЫВАЕТСЯ...Дышите глубже. Приседания помогают.Дыхните свежим воздухом на балконе, шоб не прерывался ритм-то...Пруста вам Марселя, Джойса Джеймса, Маркеса Габриэля в паруса...Учитесь читать. А писать ?...Ну это уж потом, как девочки после самолётов.

Рецензент-САНИТАР: Эк Вас прорвало, Юрий Николаевич! Не ожидал такой истерики. За сим прощайте.

Я-ВСЁ ЕЩЁ ПАЦИЕНТ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ ПАЛАТЫ и одновременно СКРОМНЫЙ РЕЦЕНЗЕНТ: Эк вас колбасит- из ординаторской- в родильное отделение, из него в наблюдательную палату и инфекционно, Главврач вы наш из неспециалистов! Учитесь читать. Писать -то пока не получается чего-то у вас...Но давайте откроем не мою, а вашу историю болезни.
Вот посмотрите , Фёдор! В таком коротком вашем  рассказе как "Роды" 41 раз(!!!!)повторяется глагол "был". Согласитесь-это всё- таки очень тавтологично. А ведь вы пишете о возвышенном.О рождении человека. Подсознательно даже -самого себя-ПОЭТА, ПИСАТЕЛЯ, МЫСЛИТЕЛЯ, УЧИТЕЛЯ-ПРОРОКА. Поэзия.Библейский по сути сюжет.(Хотя автор в нём не узрел ничего библейского и возвышенного,напротив - отправил его в глубочайшее пике и опусти ниже плинтуса-но я не том). И вдруг был,был, был. Хотя ребёнок -то, да и вы как автор, ещё только родился.Всё у него в настоящем. Я не стану пересказывать замысел вашего, претендующего на народность и реализЬм(вставлю -таки Ь), незамысловатого сюжета или глумиться над всеми этими "громыхающими киразачами" и "лицом тракториста"(бывают вполне иконописные лица у механизаторов, мне про них много писать приходилось , к тому же трактористов играли, к примеру, и Тихонов, и Шукшин). Не буду наковыривать ляпов и несуразностей(вы "непрофессионал", хоть и воинствующий в своём дилетантизме, и какие могут быть требования к непрофессионалу?).Давайте разберёмся с этими навязчивым "был!", которые не по глазам всем вашим многочисленным одобрямс-откликальщикам, накачивающих вас самоуверенностью псевдопророка-Главврача,осматривающего госпитализированного Шурика,и уже дозревшего до кондиций поучательства таких гиперпрфессиональных паучат, как ваш пок. слуг.Но!Откуда такое нашествие глагольных "блох" в ординаторской инфекционного отделения. Если даже самый матёрый журналюга принесёт в газету репортаж со стройки , где на 250 строках(объём вашего рассказа "Роды") повторяются хотя бы 3 раза слова "работа" или столько же "стройка" -материал отправится в корзину.Вот и уродуется он, бедолага, подбирая синонимы.А тут -был, был, был...

Вы пишите:"Второй раз БЫЛ через год, не раньше. Она БЫЛа, на сей раз, “попроще” – инженер-программист из какого-то НИИ. Встретив Матвея у кинотеатра “Космос”, она узнала претендента по словесному портрету – такого нельзя БЫЛо не узнать. А она БЫЛа худенькая, маленькая, с кривыми ножками и выпирающими при улыбке передними зубами, но в остальном ничего – широкие бёдра…" Ставлю капельницу.И пытаюсь всё же объяснить, что если "БЫЛ" в это "былине" вымарать, то останется лишь голая половецкая степь и разбегающиеся по ней галопом блохи-блед ...В количестве полусотни. Ещё один рассказ- и сотня чингисханова, а то и тумен.
Ну а эти "блохи" лезут потому, что(повторюсь) в тексте абсолютно не используются такие уровни языка как -метафора, контрапункт, подтекст, аллегория и ещё много чего, что съедают в вашем случае глисты предложений-коротышек. Открою первый секрет художественной прозы:длинные предложения -один из способов сжатия и даже кристаллизации текста...Эти "был" исчезают, как только от "широких бёдер" прекрасной незнакомки и "больших грудей"(цитирую ваши штампы) медсестры автор переходит к чему -нибудь вроде "груди твои-виноградники, пуп твой-башня илионская"...(Виноградов с его советами тут не причём)...Это очень, очень коротко о главном, глубокочтимый мною Фёдор. Что поделаешь! это видимо Муза такая ваша: "худенькая, маленькая, с кривыми ножками и выпирающими при улыбке передними зубами"(опять цитирую ваш рассказ). И всё в буквальном смысле, без аллегорий...Вот вы напару то в рассказе "Алкаш" и обкайфовываетесь своими катарсисами вместе с кАтом Васькой на диване, выглядывающем мышек из состоящих в СП и СЖ РФ.


Рецензии
Каков, однако, уровень вашего самомнения! Я уж и не знаю, искренни ли вы в подобных порывах или мудро посмеиваетесь в кулачёк, разглядывая как ваши оппоненты переживают о тех ваших чувствах, которые ничем не были ущемлены. Впрочем, первое значительно перевешивает вероятность второго: уж слишком вы напористы в своём желании предать себе статус "литератора-мастера".

Если я правильно понял, то вы этот текст-ответ предназначили и мне, чтобы не повторять свои реакции оппонентам, подобным "Рецензенту-прокуратору", мне и, подозреваю, другим внимательным усидчивым читателям.

Что сказать?..

Чем дальше в будете углубляться в языковые детали, чем сложнее будут ваши тексты для подобного мне быдла, тем меньше у вас будет читателей и тем чаще и длиннее вам придётся писать критические тексты в защиту себя.

Глеб Тропин   19.02.2024 21:11     Заявить о нарушении
Подобного вам быдла сыскать нелегко.

Алексей Аксельрод   19.02.2024 22:26   Заявить о нарушении
И снова именно этот "род" выдаёт снова те самые "аксели", исполняя которые каждый раз падает всё ниже и ниже, рискуя проломить, наконец, лёд, по которому пытается прокатиться.

Это, Родаксель, плевок не в мою сторону, а - смачное харкание в лицо имеено Горбачёву-второму, который ещё совсем недавно искренне и напористо призывал меня к толерантности к природным выродкам, подобным вам.

Глеб Тропин   19.02.2024 22:47   Заявить о нарушении
Глеб, надо всё же как -то трансформироваться из ПРОРОКА в читателя. Здесь встреча с ПИСАТЕЛЕМ. Рад был с вами познакомиться. Но давайте конкретно по текстам.Ладно? Обнимаю по братски, благодарю за искренность. Очень впечатлён вашим неистовым темпераментом.

Юрий Николаевич Горбачев 2   20.02.2024 06:25   Заявить о нарушении
И гляньте: вы стали пластелиновым в моих руках, как бы теперь и не стали пыжится показать обратное, хотя я и не имел задачей сразу обнаружить элемент ваших взглядов настолько откровенно, как это вы умудрились сделать именно на том поприще, где сложные предложения являются для вас "фишкой".

Вы уже поняли, что ваш образ мыслей заслуживает спокойного критического рассмотрения и, кажется, уже готовы к компромиссу.

И, тем не менее...

Глеб Тропин   21.02.2024 01:32   Заявить о нарушении
И вот, что.

Я рад, даже и удивлён почти, тому что вы не стали теперь мне грубить, оставили в стороне наших диалогов свою великость.

Мне проще говорить с равным: величие собеседника всегда ставит в угол нерадивого опонента, тем более, если первый имеет возможность приписать себе всю мощь интеллектуальных сил именно на расстоянии крепкого удара, который обрушивает возможность диалога раньше, чем он мог бы состояться на расстоянии, как у нас с вами.

Каждое сложное предложение должно нести смысл, понятный читателю. Неужели вы не видите, насколько мир упростился? И вы, замудрёно пишущий, и я, любящий Чехова, оба мы - в капкане. Мир упрощается, почти каждый держится своей личной истории, не умея и не желая пустить в её среду то, что он способен выбрать сам, а не то, что навязывают ему гаджеты...

Впрочем, остановлюсь. Понесло меня. Я вам мало верю ине горю желанием вас переиначивать. Сами разбирайтесь...

Глеб Тропин   21.02.2024 09:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.