путь паломника-8. благая весть

Так или иначе, ключевые моменты библейского сюжета вплетены в жизнь каждого  православного. Просто нужно научиться замечать. И если человек чётко знает к чему стремится, то для  благой  вести не обязательно дожидаться апреля и Великого поста.

Восьмилетняя девочка Мирослава из Ульяновска  внимательно слушает разговор взрослых, тихо сидя на табурете рядом с массажной кушеткой. Её бабушка пришла на процедуру. Она рассказывает о своей Мечте, о своём желании побывать на  Байкале, потому что фотка с Ольхона лежит перед ней. Я использую пейзажи со своих путешествий для сонастройки. Для достижения лучшего результата во время курса массажа. Отыхающий в санатории. человек  на процедуре получает, как минимум  три впечатления : визуальное, аудиальное и кинестетическое. Считай  "три дэ эффект."

Если человек заинтересован, то мне есть что рассказать. О причудливой смеси  шаманизма и буддизма, характерной для Прибайкалья , про бытовой уклад жителей региона  . Про то как открывается дорога в Индию и Тибет после посещения острова Ольхон. Проверено на собственном опыте.

Я рассказываю про знаковую  поездку на  поклонение Хомбо-ламе Итегелову в Иволгинский  дацан. И вспоминаю, как за месяц до события ко мне на массаж приходили мать и дочь из Казани. Которые переехали в Татарстан из Бурятии и само собой бывали на хуралах  у Итегелова. Врачи, которые выписывают направление на процедуры не могли знать моих планов! Так совпало. Информация нашла адресата. Угадайте кто отправитель?  Есть версии? Таким образом получилось сначала я "совершил путешествие" мысленно вместе с их рассказом, а уже потом самостоятельно.

Затем  я провожу параллели между буддистским дацаном, вайшнавским ашрамом и православным монастырем.
Объясняя, что люди, вне зависимости  от конфесий  и места проживания, в основе своей схожи и  стремятся к достижению одного и того же состояния, которое  называют  разными словами: нирвана, ананда, благодать...

В этот момент Мирослава, сидевшая молча, вдруг спрашивает:
- А кто такие монастыри?
И я вдруг понимаю что слово "кто" в данном случае более уместно. Потому что монастыри и вправду живые. Если вы вдруг не знали...

И я на ходу подбираю слова. Вот как доступно объяснить ребёнку о монастырях, о монашестве?

- Монастырь это такое место где живут и работают люди, которые хотят понять свою настоящую природу. Если по-простому то человек состоит из тела, души и духа. Которые собраны как матрёшка. Знаешь такую игрушку?

Мирослава кивает.

Так вот, понять свою истинную природу означает прочувствовать на своём опыте, как дух соединяет душу и тело. Как бы "увидеть это единство  изнутри." И чтобы получить такой опыт люди живут, работают и молятся в монастырях, где созданы все условия для достижения подобных результатов. Где ничто не отвлекает. Где чистый воздух и природа вокруг. Где чистая вода и простая еда. Где  единомышленники рядом. Некоторые  живут тут много лет- это монахи. Некоторые приезжают на одну-две недели поработать в монастыре за еду и ночлег - это трудники, послушники . А кто то приезжает просто помолиться на день-два. Это паломники.

Мирослава слушает очень внимательно, не перебивает...

- Молится это значит  прославлять имя Бога. Молится значить благодарить. Молится значит ощущать присутствие Бога в каждом моменте...

Не трудно догадаться каким будет следующий вопрос. Девочка сидит у меня за спиной и я кожей затылка,  как сканером, считываю движения её губ...

- А кто такой Бог?

Вот поди ж ты объясни восьмилетнему ребёнку. Чтобы понятно было. И тот, кто всегда вовремя присылает информацию каждому адресату , подбрасывает мне подсказку. Фамилия девочки в санаторно-курортной карточке  - Малькова.

"Мальки. Рыбы. Вода. Точно!" - и  почти без паузы  я привожу доступный  пример:

- Вот представь Мирослава, океан и все что внутри него находится. Камни, песок, водоросли. Представила? Тогда рыбы это взрослые люди, мальки это дети, вода это душа - общая для всех и индивидуальная внутри каждой особи, а святой дух это кислород растворенный в воде, необходимый для жизнедеятельности . И все-все  вместе можно назвать Бог.

У Мирославы нет вопросов. Пока. Её бабуля, выходя после процедуры, шепчет :
 " Спасибо, за Ваши объяснения!"

Я улыбаюсь и киваю ей в ответ, хотя думаю что стоило бы поблагодарить того, кто вовремя присылает нужную информацию каждому адресату.

А на следующем массаже, во время очередной беседы про паломничество оказывается, что бабуля Мирославы прошлым летом посетила Кижи, Валаам и Соловецкие острова. И ей в свою очередь есть о чем рассказать мне! Что на островах проживает около тысячи человек. Там есть почта, аптека, полиция. Чин чинарем. Даже такси в виде уазика - бывшей санитарной "буханки" - есть. А какой  ботанический сад в наличии с экзотическими деревьями! А  самая интересная экскурсия была  про ГУЛАГ.
Тут бабуля Мирославы спрашивает, знаю ли я, что Пикуль написал повесть
" Мальчики с бантиками" про школу юнг, которая действовала на Соловках во время войны?

И я внезапно вспоминаю, что читал это произведение! И мне становится понятно откуда "растут ноги" у моей  паломнической темы, и  почему Валаам и Соловки в ближайших планах.

Так же становится понятно, почему в долгосрочных планах Рио, где Иисус с раскинутыми в стороны руками на вершине горы. Потому что в Чебоксарах есть похожий по компоновке  памятник - Матери. Гора правда существенно меньше. Ну и, наверное, ещё потому что на массаж ко мне приходила  преклонного возраста  женщина, которая бывала в Бразилии и теперь мечтает поехать на Байкал...

Так или иначе, ключевые моменты библейского сюжета вплетены в жизнь каждого  православного. Просто нужно научиться замечать. И если человек чётко знает к чему стремится, то для  благой  вести не обязательно дожидаться апреля и Великого поста.








 


 


Рецензии