Охотники за подводными лодками. Часть 2

Часть 1. http://proza.ru/2023/01/30/516

А теперь несколько выдержек из воспоминаний об условиях службы на них.

Альфред Ф. Лумис:
"Я уже высказывал мнение, что 110-футовый моторный катер, официально известный в ВМФ как охотник за подводными лодками, обладает самым мореходным корпусом из когда-либо созданных. Они были выбраны для службы в трех самых бурных водах Европы — Адриатике, Бискайском заливе и Северном море и в сочетании с тем фактом, что они пересекли Атлантику до начала своей работы, а затем повторно пересекли ее спустя долгое время после того, как эта работа была завершена, подтверждает мое мнение о том, что они в основном мореходны.

Однако после этой короткой хвалебной речи можно — и это обычно для всех, кто служил на охотниках, — глубоко вздохнуть и сказать, что это самый скверный, самый неудобный, самый раздражающий тип ремесла, который когда-либо, по выражению поэта, "чувствовал дыхание жизни под своим килём".

Впервые это было продемонстрировано нам зимой 1917-1918 годов, когда температура полярных областей опустилась до Нью-Йорка и застала пионеров противолодочных сил без всякого тепла, кроме сомнительных излучений масляных печей и электрических радиаторов. Однако рабочие верфи быстро взялись за наши проблемы, и всего через пять месяцев (!) после того, как охотники были введены в строй, их оснастили системами водяного отопления достаточной мощности для обогрева всех отсеков. Это было в конце марта, и с установленными отопительными установками мы больше никогда не чувствовали себя некомфортно из-за холода, так как на следующей неделе отправились в теплые районы Бермудских островов и Средиземноморья.

Но тепло южных широт поразило нас, как дуновение из открытой дверцы топки, и мы обнаружили, что катера плохо проветриваются. Любой моряк может привыкнуть к качке своего корабля и будет мириться с недостатком места над головой или тесными каютами, если он знает, что это необходимо для безопасности его судна, но еще не появилось расы людей, которые могли бы жить без свежего воздуха и спать спокойно в выхлопах бензиновых двигателей.
Помещения на корме были особенно невыносимы из-за жары, исходившей от камбуза еще долго после того, как огонь был потушен после ужина, поэтому в гавани все брали свои матрасы и спали наверху.

А вот в море - другое дело. Можно было бы открыть иллюминаторы и вставить в них ветровые ковши, однако кормовые иллюминаторы были всего лишь на два фута выше ватерлинии и всегда находились под набегавшей волной, а потому и не открывались.
Я имел несчастье прожить в этом отсеке охотника несколько месяцев, и мне хочется поклясться, что воздух, содержащийся в нем в начале морского путешествия, пробыл там до нашего возвращения в порт.

На полубаке условия были еще хуже, ибо не только иллюминаторы, но и входной люк заливались волной, а для поступления воздуха имелся только палубный воздухозаборник, по необходимости отвернутый от ветра. Здесь двенадцать человек спали, ели и проводили свободные часы целыми днями, и я могу сказать по опыту, что атмосфера была невыразимой. Только слова, исключенные из литературы, могут быть использованы для описания силы и разнообразия запаха бака. Для искусственной вентиляции имелся электровентилятор (вытягивавший этот аромат, как ни странно, в штурманскую рубку); но он использовалось редко, потому что это слишком сильно нагружало аккумуляторные батареи или генератор, который и без него работал на полную мощность.

Атмосфера в машинном отделении иногда была настолько синей из-за дыма, что "чернокожая бригада" (видимо, синоним наших маслопупов) не могла видеть двигатель, над которым они работали.

В вопросе вентиляции я оставил упоминание об офицерских помещениях и радиорубке напоследок, так как условия жизни в них были наихудшими. В трудные дни нам давали альтернативу: смерть от удушья или утопление в зависимости от того, хотели ли мы оставить иллюминаторы и люки закрытыми или открытыми. Как правило, мы выбирали более влажный вариант и, если переживали круиз, сушили наши книги, постельное белье и личные вещи, насколько это позволяло солнце.

Переборка машинного отделения, заявленная в спецификациях как водонепроницаемая, была совсем не газонепроницаемой и когда её соединение с шпангоутами корпуса несколько проржавело, пары топлива и выхлопные газы просачивались в жилые помещения, несмотря на все наши усилия остановить их.

Лишь немногим менее раздражающим, чем отсутствие воздуха под палубой, было присутствие воды, просачивавшейся через палубные принадлежности и швы. Я не забыл постоянную лужу воды посреди моей койки, которая приветствовала меня, когда я возвращался после вахты. Это было характерно для каждого охотника за подводными лодками, и никакое количество чеканки или шпаклевки не могло сделать полубак менее водянистым.

Опасность возгорания на борту охотников всегда была острой, особенно когда в трюмах скапливалась вода. Протечки бензина и масла из двигателей плавали на поверхности воды, и достаточно было открытого огня или искры от оборванной проводки, чтобы воспламенить пары и превратить машинное отделение в ад. Помимо трех-четырех катастрофических пожаров, о которых сообщалось в ежедневной прессе, было много более мелких пожаров, которые вызывали большое беспокойство, прежде чем их удалось потушить. Я помню один взрыв, оторвавший крышу машинного отделения от креплений и отправивший двух человек в лазарет на несколько недель.

Но, несмотря на указанные недостатки, охотники за подводными лодками были необходимы, и хотя удобства жизни на них были нулевыми, охотник был прежде всего военным кораблем, предназначенным не для погони за счастьем, а для погони за подводными лодками."
Пожалуй, только пехотинцы не уступят подводникам по разнообразию придуманных против них средств умерщвления.

Уже в те пасторальные времена, когда лодки имели привычку всплывать при виде беззащитного гражданского судна, позволять команде его покинуть, а потом расстрелять из пушек, если торпеды было жаль, появился способ охоты на приманку.

Мальчишкой я увлекался чтением книжек о знаменитых охотниках. Привяжут козлика в джунглях, тот жалобно блеет и из чащи на эти звуки выходит тигр. И получает пулю из штуцера притаившегося на помосте стрелка. Так и тут - крадётся вдоль бережка без всякой охраны вкусненький, жирненький пароходик. Лодка принюхивается, присматривается и не обнаружив никакой опасности, всплывает и приближается . Но на пароходике неожиданно сбрасывают маскировку со скорострельных орудий и козлик моментально превращается в тиранозавра, разрывая обманутого тигра безжалостными клыками многочисленных снарядов.

Но надо отметить, что в целом этот метод оказался малорезультативным. Так, в первую мировую войну британский флот с помощью судов-ловушек уничтожил 14 немецких подводных лодок и повредили 60, собственные потери составили 27 судов.

Да и какова вероятность подобной встречи? А вот идея поставить сети для ловли такой рыбки, как подводная лодка, в местах, где она обязательно появится, например, на входе в военно-морскую базу, появилась сразу, как только появились подводные локдки. Вот воспоминания командира одной из первых русских подводных лодок "Сомъ" князя Владимира Трубецкого об испытании противолодочной сети: «27 марта (1905 года) снялся с якоря, погрузился на 16 футов, и, идя со скоростью 6 узлов, прорвал сеть, причем лодка быстро стала подниматься, не слушая горизонтальных рулей. Увеличил ход до 7 узлов, заставил лодку слушаться рулей. Всплыл по своему желанию на поверхность. Оказалось, я сеть прорвал и всю ее вместе с буйками тащил за собой».

Не могу не добавить также, что именно эта подводная лодка под командой отчаянного князя впервые совершила подлёдное плавание, пусть непродолжительное, но это были лишь первые шаги...

Сети делали всё более мощными и обширными. Известно, что у побережья Франции были заграждения до 200 километров длиной.  Но и лодки отрастили себе специальные пилы-сетепрорезатели, устанавливавшиеся в носовой части корпуса над баком и на нижней части форштевня.

Однако при сравнительных испытаниях была отмечена их недовлетворительная эффективность: пилы перерезали только горизонтальные тросы сетей, поэтому лодка запутывалась в вертикальных И тут такая тонкость была. Иногда сети устанавливались так, что лодка легко срывала их с крепления. И при дальнейшем движении сеть потоком воды прижималась к корпусу субмарины. А к сети крепились специальные пиропатроны, которые при этом взрывались и уничтожали подводный корабль.

Впрочем, некоторые сети выполняли лишь сигнальную функцию - при наталкивании на них лодки специальные устройства начинали выпускать далеко заметный дым и огонь. Дежурным противолодочным силам оставалось лишь примчаться к этому месту и расправиться с обнаруженной жертвой.

Вторым массово применявшимся пассивным средством борьбы с лодками были минные поля. Некоторые участки Балтики назывались "супом с клёцками", так густо они были нашпигованы минами. Разных конструкций, на разных глубинах. Сколько же лодок погибло от мин в обеих мировых войнах... Но существовала ещё и масса активных способов охоты на них.

Вообще-то, первоначально лодки можно было обнаружить только визуально. По пенистому следу от перископа или неосторожно всплывшую. Так же и след от торпед мог указать направление на затаившегося подводного врага. И можно было попробовать настичь его, если торпеды прошли мимо. В противном случае не до того будет...

С появлением авиации подводникам стало ещё труднее, авиаторы могли разглядеть их и под слоем воды, причём лодка при этом и не подозревала об обнаружении. И если самолёты могли патрулировать непродолжительное время, то такая штука как дирижабль, могла висеть над морем хоть сутки. Кстати, известен бой между дирижаблем и подводной лодкой у берегов США во Вторую мировую войну. Победила лодка.

Поверхность моря просматривалась многими тысячами глаз в любое время суток. И даже старина Хэмингуэй во время войны занялся патрулированием на своём катере "Пилар" с целью обнаружения немецких подводных лодок в Карибском море.

Но лодку можно не только увидеть, но и услышать. Первые гидрофоны стали применяться ещё в борьбе с кайзеровскими подводниками. Однако гидрофон может указать лишь на присутствие лодки и примерное направление на неё, но не дистанцию. Тем не менее, несколько пеленгов, пересекаясь, дадут и примерное местоположение. И если лодка находится в районе минного поля, можно дистанционно подорвать нужный его участок вместе с лодкой.

Кроме того, место предположительного её местонахождения можно закидать глубинными бомбами, как изображено на верхнем снимке. Однако как ещё стараются обнаружить и уничтожить подводного врага, рассмотрим в следующей статье.
Окончание следует.


Рецензии