Александр Пушкин. Немецкие предки-еврейские корни

 
   Генеалогия показывет насколько смешались между собой народы и насколько неожиданны могут быть предки каждого из нас. 

         ПРЕДИСЛОВИЕ.       


   Моё исследование о происхождении народов, об их смешении, о вкладе евреев и людей породнившихся с ними в этногенез других народов. Великие имена ярко высвечивают этот этнический процесс.
                ****             

               
                Генеалогия любит сюрпризы. Два закадычных друга с
                лицейских лет Александр Пушкин и Антон Дельвиг не знали, что
                они родственники. Оба происходили по женским линиям от
                крещёных еврееев патрициев Кёльна. К ним могли бы               
                присоединится их друзья по Царскосельскому лицею и               
                родственники по еврейским предкам из Кёльна Вильгельм 
                Кюхельбекер и канцлер Российской империи князь Александр
                Горчаков. Впрочем, потомками кёльнских евреев были и
                императоры и императрицы России.    

   Казалось бы, кто в Российской империи стоял дальше друг от друга, чем привилегированные немецкие бароны Прибалтики и евреи, подвергавшиеся наглой дискриминации российскими властями, но исследование родословных часто приносит сюрпризы. К началу 19 века у большинства остзейских баронов были еврейские предки. Уходили они в глубь веков. Во время Первого крестового похода в 1095 году часть крестононосцев-крестьяне, городская чернь, обедневшие рыцари вместо освобождение Гроба Господня-Иерусалима выбрала более  безопасный путь служения Господу, чем сражения с мусульманами: обогатиться за счёт уязвимого из-за своей  малочисленности еврейского населения. Так Европе впервые произошло массовое уничтожение евреев. К чести католической церкви, она противилась насилиям над евреями, хотя церковники на протяжении многих веков разжигали ненависть к евреям, объявляя их "христоубийцами". Крестоносцы увещивания церкви игнорировали. Не подчинялись они и светской власти. Император Священной Римской Империи Генрих  IV запретил насилия над евреями, но почувствовавшая свою силу толпа низших слоёв социальной пирамиды феодальной Европы жаждала крови и грабежа.

   В 1096 году орды крестоносцев из Франции, крайнего запада Германии- -Лотарингии, Англии и Фландрии,  охваченные религиозным фанатизмом и алчностью обрушились на экономический центр Германии древний рейнский город Кёльн. Архиепископ, бывший феодальным господином города, и горожане пытались спасти евреев, спрятав их в соседних селениях, но крестоносные банды обнаруживали евреев и убивали их. Некоторые евреи под угрозой смерти крестились. Среди них был молодой человек или может быть даже ещё мальчик, родившийся в 1070-х или 1080-х годах. Его еврейское имя неизвестно, в документах той поры его называют "Экебрехт, бывший евреем" или "Экебрехт Еврей".("Eckebrecht qui fuit judeus". "Eckebret iudeus"). Исследователи полагают, что он происходил  из богатой семьи. Во время еврейских погромов, городские власти в средневековой Европе особенно старались крестить богатых евреев. Это усиливало города. Они получали предприимчивых горожан, способствовавших процветанию городов.
 
   После трагедии 1096 жизнь "Экебрехта, бывшего евреем" складывалась успешно. Он оказался превосходным бизнесменом,  быстро вошёл в правящую элиту-патрициат Кёльна. Признанием его заслуг стало его назначение бургомистром одного из районов Кёльна. Современного этнического и тем более расового антисемитизма у средневековых немцев, как и во всём христианском мире, не было. Еврей, приняв христианство, переставал быть евреем и мог высоко поднятся  по социальной лестнице. Поздние немцы гораздо более уродливая нация, чем их средневековые предки. История немцев ярко показывает, что в развитии человеческого общества нет линейного прогресса, а технические достижения не имеют никакого веса в состоянии моральных ценностей.

    Род Сан Лаурентио в главной линии вымер с внучкой Экебрехта, но на протяжении нескольких столетий пост бургормистра оставался за его потомками по женским линиям, ведущими родами кёльнского патрициата Оверштольц и Лускирхен. Оба рода выдвинулись благодаря их родству с Сан Лаурентио.
   
   Вторым могущественным родом еврейского происхождения в патрициате Кёльна  были Юде, (Jude), фамильное прозвище которых  соответствует русским фамилиям Евреиновы, Жидовиновы, Жидовы. Подобно Экебрехту, основатель рода известен под немецким именем Вернер Еврей (Wernerus Judeus), полученным после крещения. Он был несколько старше Экебрехта, родился в 1060-х или в 1070-х годах. Крестился он до начала крестоносной резни, служил министериалом князя архиепископа Кёльна. Министериалы первоначально были низшим слоем немецкого дворянства. От свободных рыцарей они отличались тем, что даже достигнув крупных государственных постов, по своему желанию  не  могли бросить службу своему феодальному господину. Похоже на положение русского дворянства до утверждения вольностей дворянства Петром III в середине 18 века.

   Уже в 12 веке Юде возвысились до положения одной из богатейших и влиятельнейших семей кёльнского патрициата и породнились с потомками Экебрехта Еврея, взяв невесту из Оверштольцев. Произошло это не потому, что жених и невеста и их семьи выбрали друг друга из-за их еврейских предков. Просто-напросто многие высшие роды-цвет кёльнского патрициата к тому времени были потомками Экебрехта.
https://gedbas.genealogy.net/person/show/1155815436
-----
Примечание.  В документах он часто упоминается  c прозвищем Werner Thelonearius.
-----
   Даниеля Юде, отца Бонетты из Евреев (Bonetta von Judden), пращурки монархов всей Европы, кёльнцы избрали своим бургомистром в 13 веке.

   Меня заинтересовало потомство Сан Лаурентио и Юде в России. Оно, несомненно, должно было быть многочисленно. Кровь кёльнских евреев к 17 веку слилась с голубой кровью практически всех немецких правящих династий и немецкие принцессы  и принцы принесли её в Россию. Все императоры и императрицы с немецкими предками, начиная с Петра II-потомки Сан Лаурентио и Юде, но потомство кёльнцев в России не ограничивалось домом Романовых и немецкими принцами, поступавшими на русскую службу. Количество властительных династий невелико. Гораздо более многочисленны потомки Сан Лаурентио и Юде среди остзейских баронов. Вестфальские дворяне-элита немецкого рыцарства средневековья. Они главная сила в немецком "Натиске на Восток", в завоевании Восточной Прибалтики. Среди них потомки кёльнских евреев играли весомую роль.

   Достаточно назвать имена самого выдающегося из Великих магистров-правителей Тевтонского ордена Винриха фон Книпроде, в 14 веке приведшего государство монахов-рыцарей  на вершину его могущества, и двух других незаурядных вестфальцев, на долю которых выпало действовавать в пору крушения ордена в 16 веке. Оба-рыцари Ливонского ордена, который формально считался  отделением Тевтонского ордена, но к их времени фактически был независим от ослабевших тевтонов. Филипп фон Белль-последний ландмаршал-командующий армией Ливонского ордена в Ливонской войне с Россией Ивана Грозного. Он заслужил среди ливонцев славу их последней надежды. За воинскую доблесть и полководческий талант его уважали не только немцы, но и его русские противники. Это были времена когда соперники на поле боя обращались друг с другом по рыцарски-благородно. На долю Готхарда Кетлера выпало стать последним главой, магистром Ливонского ордена. Спасая независимость некогда могущественных остзейских рыцарей-крестоносцев от соседей, готовых поглатить становящиеся беспризоными владений ордена, он  приватизировал большинство из них в личное владение своей семьи герцогство Курляндия и Семигалия.
   
   Из дворянской семьи Кёльна в 14 веке происходил другой потомок Сан Лаурентио самый прославленный рыцарь в немецкой истории великий воин Рутгер III Райтц фон Френтц (Rutger III Raitz von Frentz). В годы его жизни в Европе не было рыцаря равного ему по боевой славе, что необычно для немца. Лучшими воинами европейского средневековь были французы и викинги. В наше время историки пребывают в недоумении, пытаясь понять причины того, что французские рыцари обычно били немцев на полях сражений. Возможно, немецкие рыцари уступали французским в воинском мастерстве? Не в случае с Рутгером! Во всей истории европейского рыцарства нет второго рыцаря равного ему по количеству военных походов. Он участвовал  более чем в 35 (!) крестовых походах Тевтонского ордена из них 33 зимних. Крестоносцы воевали с прибалтийскими язычниками в любое время года, но в католической Западной Европе армии обычно воевали лишь до наступления зимы. Летом Рутгер сражался в "цивилизованной" Европе, зимой против язычников в Восточной Прибалтике.

   Историки подсчитали, что если сложить дистанции всех его походов, то он преодолел расстояние равное двум кругосветным мореплаваниям. Он проделал эту гигантскую дистанцию не на палубе корабля, а в конском седле и значительную часть пути в непрерывных боях! Свою жизнь он окончил как и подобает рыцарю: в бою. Шестидесятилетним стариком (!), сражался на стороне французов против англичан в Столетней войне. 

   Некоторые остзейские дворяне переселились в Россию ещё до Петра I  и принесли с собой родословные линии своих еврейских предков из Кёльна. Они основали в России уважаемые дворянские роды Соковниных, Кожиных, Колюбакиных с большим русским потомством происходящим от них по женским линиям. В этом для генеалога парадокс немецко-еврейских взаимоотношений. Немцы сыграли большую роль в распростанении еврейских предков среди других народов. То же самое, что в России, происходило в Швеции, Норвегии, Финляндии. Свидетельства тому блистательные потомки немцев с предками из кёльнских евреев полководец Адам Людвиг Левенгаупт в Швеции, полярный исследователь Фритьоф Нансен в Норвегии и русский генерал и отец независимой Финляндии Густав Маннергейм. Список можно намного продолжить.

   В России благодаря картине Сурикова каждый знает о боярыне Морозовой. Морозова она по мужу. Урождённая Соковнина. В верности вере отцов она, православная русская староверка, проявила гораздо большую твёрдость, чем её мужские предки три раза сменявшие веру: иудей в Кёльне, принявший христианство, католик из Прибалтики, переметнувшийся в лютеранизм, и остзейский лютеранин, оставивший  протестантизм ради православия.

   После завоевания Прибалтики Россией, в ней появилось многочисленное остзейское дворянство, ставшее одной из опор Российской империи. Хотя русские нередко жаловались на обособленность остзейских баронов, остзейских дворянки охотно выходили за русских и представителей других народов империи, если те были равного с ними социального статуса.  Исследуя потомков рода Книпроде, идущих от  племянницы Великого магистра тевтонов, я увидел имя, хорошо известное любителям русской литературы. Христина Шёберг, жена "арапа" Петра Великого Абрама Ганнибала, по отцу шведка, по матери немка с итальянскими корнями, потомок Сан Лаурентио и Юде. Она прабабка одного из величайших творческих гениев России Александра Сергеевича Пушкина.

   В этом браке есть ирония судьбы. Христина Шёберг потомок ашкиназийских евреев вышла замуж за невероятным путём оказавшимся в России эфиопским евреем Абрамом Ганнибалом. Браков евреев из разных концов света до конца 20 века, когда мир стал "одной деревней", неизвестно. Поистине, место встречи изменить нельзя. Такое могло произойти только в Российской империи, созданной Петром Великим. Настолько многонациональна была императорская Россия, что приняв православие, даже "чёрный" эфиопский еврей мог стать генералом, а его потомки породниться со старинным русским дворянским родом Пушкиных.

      РОДОСЛОВНАЯ.

       Родословные потомков Сан Лаурентио и Юде можно условно разделить на ранние Вестфальские Линии жившие на родине и произошедшие от них Балтийские Линии, переселившиеся в Прибалтику. Большинство Балтийских Линий происходят от одного предка Stine Kniprode (ок. 1350-после 1402), передавшей им кровь Сан Лаурентио и Юде.
 
   ВЕСТФАЛЬСКИЕ ЛИНИИ.

   Смотрите в публикации "Родословные таблицы потомков Сан Лаурентио и Юде". Смбат Багратуни. Проза.ру
 
      БАЛТИЙСКИЕ ЛИНИИ.   

         Первая Балтийская Линия.
   12. Дочь 11. Вторая Вестфальская Линия. Stine Kniprode (ок. 1350-после 1402) + Heinrich Varnsbeke (von Varinsberg) (ок. 1440-после 1402).
   13. Сын 12. Wilhelm von Fahrensbach (1365-1443).
   14. Сын 13. Dietrich I. von Fahrensbach (ок. 1410-после 1478). 
   15. Дочь №14. Elisabeth von Fahrensbach + Dietrich von Kalff.
   16. Дочь 15. Else/Elisabeth von Kalff (1450-1492) + Bertram von Tepel (?-после 1498).
   17. Сын 16. Heinrich von Tepel (ок. 1470-после 1536).
   18. Дочь 17. N.N. Tоpel + Tоnnies von Vogt (?-1553).
   19. Дочь 18. Gertrud von Vogt + Ernst (II) von Mengden (-1603).
   20. Сын 19. Jurgen von Mengden (?-1622).
   21. Сын 20. Отто von Mengden (1600-1681).
   22. Сын 21. Gustaf von Mengden  (1625-1688).
   23. Дочь 22. Elisabet Eleonora von Mengden + Georg V von Albedyll (1650-?). ОБА ПОТОМКИ САН ЛАУРЕНТИО и ЮДЕ.
   24. Дочь 23. Кристина Элизабет фон Албедилл + Матиас Иоганн Шёберг.
   25. Дочь 24. Христина Матвеевна Шёберг (ок. 1717-1781) + Абрам Петрович Ганнибал (1696-1781).
   26. Сын 25. Осип Абрамович Ганнибал (1744-1806).
   27. Дочь 26. Надежда Осиповна Ганнибал (1775-1836) + Сергей Львович Пушкин (1776-1848).
   28. Сын 27. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.
   
      Вторая Балтийская Линия.   
   15. Дочь 14. Gertrud von Fahrensbach (ок. 1445-1489) + 2 муж 2 жена Kersten II. von Rosen (1458-?). Она по первому браку предок Сергея Рахманинова.
   16. Дочь 15. Anna von Rosen (15-16 века) + Johann von Taube (?-1549/1550).
   17. Дочь 16. Gertrud von Taube (ок. 1521-?) + Fabian von Tiesenhausen (1507-1558).
   18. Дочь 17. Gertrud Helena von Tiesenhausen + Hermann von Zoge (ок. 1579-).
   19. Сын 18. Fabian Zoge (?-ок. 1633).
   20. Дочь 19. Anna Gerdruta von Zoge (1625-1657 + Georg IV. von Albedyll (ок. 1612-?).
   21. Сын 20. Georg V von Albedyll (1650-?) + Elisabet Eleonora von Mengden. Далее см.№ 24 Первая Балтийская Линия
   


   ИСТОЧНИКИ.
Kulbach-Fricke K. "Ein gеtauftel Jude als Ahnherl des Kоlner Patliziats und des rheinischen Adels". Genealogisches jahrbuch. 1999. ("Крещённый еврей как предок кёльнского патрициата и рейнского дворянства"), стр. 62, 66, 67, 68, 71, 77.
Genealogisches Handbuch der baltischen Ritterschaften, Teil 2, 1: Estland, стр. 481-482,   

 


Рецензии