Налимья пора

   Кому, хоть однажды, довелось побывать на налимьей рыбалке, запомнит её на долгие годы. И собственно, есть за что.
    Вот если подумать, чем отличается рыбалка на налима от ловли другой рыбы?  А я вам отвечу, что, во-первых, налимья рыбалка происходит в глубокий осенний период, время, когда первые ноябрьские морозы начинают покусывать наши с вами щёчки и чем сильнее мороз, тем забористее налим. А ещё он любит непогоду, такую чтоб, чем гаже, тем лучше.  Ветер пронизывающий, дождь косой и холодный, это всё его стихия. А если ты на рыбалке, и смог разжечь костёр на берегу реки, то для налима такой бонус, подобен забаве. Клёв просто обеспечен.
    А во- вторых, налим ловится исключительно ночью (он ночной житель водоёмов). Днём отсыпается, где поглубже, а ночью выходит на гулянку, порезвиться, да по лакомится какой-нибудь сонной рыбёшкой. Практически весь весенний- летний сезон налим вялый, стоит на глубине и дремлет.
     Я бы его даже назвал медведем среди рыб;, разница только в том, что лесной медведь зимой спит, а весной просыпается. А водяной медведь наоборот, летом спит, а к зиме просыпается.
    И стоит отметить, что те, кто рискнул пойти на налима, без преувеличения, мужественные люди, рыбаки с большой буквы. Это не в летний вечерок сидеть на бережке с удочкой, да пивко попивать ;…
     На налима я стал ходить давненько, ещё тех пор, когда больно сильно увлекался рыбалкой. Зимой не очень нравилось ходить, в вот весной, как только лёд сойдет, я тут, как тут, сижу на берегу, снасти расставляю.
   И у меня, да и у многих закадычных рыболовов был целый календарь, о том, что, где, и когда, и какая рыба клюёт.
 Например, июнь. В июне окунь и на блесну, и в проводку, на поплавок, ловиться недуром.  Либо под утопленным кустом ивняка сидит, добычу выслеживает, либо у берега с быстрым течением кружится, со дна, что течением выбрасывает личинок разных, подбирает.
    А в июле плотва в тихих, речных заводях начинает брать, облюбовав так же кусты подтопленные.  Подплывёшь на лодке не спеша, под швартуешь её за кустик или коряку и наодноколенку с мормышкой начинаешь ловить. Первые три- четыре рыбки крупные попадутся, а потом, сто пудов, мелочь полезет. Остановишься и к следующему кусту, и так с утра до вечера от кустика, к кустику и плаваешь, килограммов десять плотвы выловишь.
   Следующее время для чехони, рыба – сабля, в народе её называют.  Жирная, мясистая и довольно крупная, начинает ловиться в августе, в глубоких ямах стоит, у сваленных деревьях или топляков. Её лучше брать либо на восходе солнца, либо на закате, время, когда солнышко, как бы с речной водой в игры играет. Встанет на горизонте, словно дитя озорное, которое за угол прячется и говорит водице: «Попробуй- ка найди меня?!», а сама оставшимися лучиками речную гладь ласкает. Вот такие вот прятки у них получаются. А чехонь в это время ух и резвиться, то ли в догонялки, меж собою, то ли ещё в какие игрищи забавится, да только клёв ладный с того получается. Уходишь с реки уж за темно.
     Бывает и лещ в последние тёплые денёчки может порадовать рыбаков, своим движением.  Попал уж если на леща, жди удачного улова, но не забывай и о подвохе, резком похолодании на следующей день. Лещ он такой, с вечера беситься начал, жди утром холод.
    Раз попали мы с женою, под такого леща (вот действительно, не даром, лещу дали название «Лещ»), получили от Леща, «леща»!!!;;;
   Дело было так, день выдался удивительно тёплый – выходные.
-«Поехали», - говорю жене - «на рыбалку, на ночь, в палатке, на природе побудем» -
Жена согласилась, поехали.
    Рыбалка удалась на славу. Лещ гулял и ловился великолепно. Я поставил перемёты, и каждый час на лодке плавал, проверяя рыбу. А этот лещ из воды и так и сяк и на перекосяк, и из подвыпедверта, словом беснуется рыба, не иначе. 
    Вечер угомонился, река затихла, мы ещё долго сидели у костра. Было тепло и уютно. Сверчки стрекотали в луговой траве, и мы под этот стрекот и уснули.
     Утром я хотел встать пораньше, чтобы не пропустить хорошего клёва. Но высунув нос из палатки, я был сильно разочарован. Холодная изморось заполнила весь речной простор. Я залез сново в палатку.
- «Вот тебе и Юрьев день!» - досадовал на погоду я, лёжа в ней.
- «А что делать!?» - Полежав еще некоторое время пошёл к реке. Противная морось недружелюбно встретила меня этим воскресным утром. Вчерашнее доброе, теплое лето, сегодня превратилось в холодную, октябрьскую пору.
  -«Хорошо, что   куртки догадались взять» - думал я, когда подкачивал, немного сдувшуюся лодку.  Казалось, что река и дождь слились в один сплошной океан, в которые порывы ветра срывало с прибрежной ольхи и ивы листья, гонимые, как маленькие корабли в могучей и безудержной стихии, уносимые вниз по течению.
   Когда я стал плыть, к своему бую, от которого шла снасть, был уже весь мокрый. Складывалось чёткое ощущение, что я гребу веслами, не по реке, а в реке, как Ихтиандр или, как Садко, герой народной сказки. Вода от дождя смешанная с речной, заполнила всё пространство. Рыбы на перемётах не было. Стало очевидным, что нужно собирать вещи и уходить домой.  Не спеша, но уверенно я начал скручивать снасти.  Пока скручивал один перемёт, меня отнесло течение в коряжное место, и каким-то образом порвалось дно лодки, да так, словно лезвием кто-то со дна прорезал. Благо, что до берега оставалось метра два. Досадно стало вдвойне. Мало того, что непогода разыгралась, так ещё и лодка вышла из строя.
   Жена к этому времени уже проснулась. Пришлось рассказать о происшедшем и искать решение. Не имея рем комплекта для лодки, первый раз почувствовал себя профаном в рыболовном походе. Настроение было удрученное ещё и тем, что мы находились на другой стороне реки от всех коммуникаций, которые так или иначе привели бы нас домой.  Поэтому возникло только два варианта событий, либо переправляться на другую сторону, либо со всем рыбацким скарбом идти в обход вдоль реки, до моста , который соединяет лесную зону с городской. А это аж, двенадцать километров. Я медлил, мне было жалко подвергать жену такому броску и где то неосознанно в подсознание я ожидал чудо. И оно пришло.
   Дождь кончился, но всё равно было холодно и мокро. Я предложил позавтракать и двинутся в обход. Нам удалось разжечь костёр, разогрели кашу с тушёнкой, вскипятили чай в котелке. Сидим, завтракаем.
   Мы выбрали место на возвышенном, крутом обрыве, где река делает изгиб, принимая в себя устье другой реки, что, впадая образует довольно огромную пойму.  Противоположный же берег пологий и низкий, обрамляет этот поворот песчаным пляжем и горизонтом, уходящим в глубину заливных лугов с небольшими островками из редких лесков и кустарных рядков.
   Вот он бескрайний простор и красота российской природы! 
   Глядя на такую красоту сидя за завтраком, в какой-то момент мы увидели байдарку и одиночное очертание силуэта человека в ней. Байдарка, как-то внезапно выпрыгнула из неоткуда на речную поверхность, и не спешно стала приближается к нашему обрыву, очерчивая длинный изгиб реки. Если бы это был Сам Господь Иисус, я, наверное, в тот момент несколько бы не удивился. Пользуясь выпавшим шансом на спасение, мы с женой начали махать руками и кричать о помощи. Человек на байдарке заметив нас, причалил к нашему берегу.  Высокий, крепкий мужчина, оказалось сплавлялся через реку Лух.  В месте, где Лух впадает в нашу реку, он   решил плыть до города, таким образом и спас нас, переправив на другую сторону реки, откуда легко можно было добраться до дома.  Надо отметить, что он нам и лодку подклеил. Возвращались мы домой уж в хорошем настроении, забыв «леща» от Леща ….)))
    И возможно на этой ноте можно было бы и закончить рассказ, кабы не налим, всё-таки повествование о нём, поэтому дорогой читатель, я продолжу.
   На налима готовишься с лета, проверяешь снасти, чинишь их или по новой налаживаешь.  В день рыбалки и так много хлопот бывает, не до снастей.  У меня, например, приготовлено около десяти налимьих донок. Лежат и ждут своего часа.
   Как только ноябрь приходит, я начинаю баламутить своих друзей, искать как говорится, напарника. Одному скучно, да и не с руки. Однако, есть у меня товарищ, с которым уж больно нравиться ходить за налимом.  Выбрав мороз или непогоду, мы отправляемся. Идём засветло, чтобы можно было организовать для себя место. Дров для костра приготовить, костёр разжечь, снасти посветлу; забросить. Такое приготовление занимает не малое время, торопишься, темень приходит рано.
   А уж как приятны подобные хлопоты? Э-эх, что там говорить, осень не осень, без налимьей рыбалки. Готовишь и не только снасти, самые интересные разговоры приготовляешь на эту пору. У костра рука об руку просидеть, аж половины суток приходится с человеком, которого вроде бы знаешь, а получается потом, и не знал вовсе.
     Как-то раз друга детства своего позвал в ночное, знаю же его вдоль и поперёк. Сколько добрых дел друг другу переделали.  А вот за налимом с ним больше не ногой.
    Взял он бутылку водки и потягивает её на бережке, вместе костёр вроде разожгли, вместе снасти закинули, но спустя время мой друг спьянился, уснул у костра, а когда под замёрз, проснулся, да давай бензопилой лес косить (взял её, чтобы легче дрова сухие можно для костра готовить).  Шум стоит на всю округу … Просто ужас какой-то.  Еле угомонил паразита.
     А ему мало показалось выпитого , он сорвался в местную деревню, что в километрах двух от нас была. Ушёл. Я один остался, так и просидел оставшиеся часы. За полночь, когда домой собираться стал, слышу кричит друг, где-то в чащах ночного берега. Заблудился окаянный … И смех и грех...!
Не бывает совместимости между пьянкой и рыбалкой.  Но рыбу в тот раз я всё так поймал.
   Но продолжим …
   Место приготовили, костёр развели, снасти забросили. Ну что ж, можно и разговоры начинать.
- «Ты мне вот что скажи» - начал мой товарищ, складывая хворост кучкой, возле костра, чтобы подсох немного: «Давно хотел тебя спросить, как выглядела местность, до того, как город(Гороховец) разросся, от твоего рождения до сегодняшнего дня?» -   он был приезжим и жил не так давно в нашем городе, как я.
Мне пришлось задуматься, окунувшись в детские воспоминания.
-«Хм., я помню улица Кутузова была крайней» - начал я охотно: «За ней до самых Городищ пшеничные поля расстилались. Мы, когда нас классом гоняли на сельхоз работы, пешком через них возвращались … Нравилось нам … а потом мы любили с классом ходить в поход к реке вниз, за Лысую гору.  Ещё на Поповку ходили в походы, за посёлок Кирпичный. Там у ручья была будочка какая-то, вот возле неё мы останавливались. 
- «Понятно.  Хм...! Значит Парковая и Сиреневая пшеничными полями были?» - уже он задумался над моими словами.
- «Да, и не только там. Всё поле от Новой Линии до Московской, вся верхушка Поповой горы и низина, что за колхозом Ленина до станции Гороховец, всё в полях пшеничных, да картошка со свеклой посажена была… Помню пацанами малолетними на пшеничные стога кувыркаться бегали, те, что за запрудным оврагом. Напрыгаешься, набегаешься в соломе, а потом весь оставшийся день чешешься» - засмеялся я: «- А зимой на Поповке на лыжах и санках катались, почище «Пужаловой горы» будет. Лазы всякие в сугробах рыли, да возле водонапорных бочек ходы в ледниках бурили.  Бесстрашное поколение, признаться! » - сделав вывод, закончил я свою мысль.
   Костёр быстро прогорал, нам приходилось чаще подбрасывать хвороста.  Свет от языков пламени лизал прибрежную часть реки. Морозило, заиневшие ветви деревьев нависая создавали что-то вроде природного вигвама, присутствовало впечатление некоего уюта и необычного комфорта.
- «Смотри – ка, вроде на улице сидим, а ощущение, будто в шалаше каком-то?!» - показывая вокруг себя, сказал я.
- «Угу,» - отозвался друг мой негромко: «Я в гаражах, где машину ставлю познакомился с одним дедом» - продолжил он: «Так этот дед мне рассказывал, что в его молодости, там, где Новая линия пятиэтажками обросла, вообще лес сосновый был.»
    Тут уже я удивлялся от услышанного: «Даа..?! Какие-то пятьдесят- семьдесят лет прошло и город совершенно другой.»
   Пришло время проверить снасти, мы, вооружившись фонарями и наживкой, неохотно отошли от костра.  От реки веяла прохладой.
    Поздней осенью река готовилась к спячке, казалось, что она как-то вяло без напористости течет в это время. Становится стылой, малоподвижной, дремлющей.  Словно пахарь, который встал с раннего утра и до поздней ночи, без у;стали, отработав свою смену еле-еле домой добирается до постели своей. Ещё немного дней, и она покроется ледяным одеялом, окутается с головой, всем своим видом показывая «Мол, не будите меня, пока не придет время. Дайте мне отдохнуть и выспаться, чтобы по весне, набравшись сил, скинув   с треском с себя ледяной плед, сново, как   добрый молодец, с силушкой богатырский, выйти в мир позабавиться, да людей потешить …»
  Проверив снасти, ёжившись от морозца, мы снова пришли к костру. Сходили наломали ещё бурелома, разрубили его на чурки. Сели кипятить чай в котелке.

- «Ты знаешь я никак не могу в вашем центральном регионе ловить рыбу.»-  начал беседу мой друг.: «Сколько не пробовал, ну ни как, не ловится…Я с тобой то ещё по этой причине соглашаюсь ходить, думаю может быть с тобой удастся поймать местную рыбу.»

- «Рыба сейчас хитрее стало и меньше её.»- в ответ проговорил я: «Чтож раньше ...?  Хворостину ореховую срезал, леску намотал, крючок, кусок пенопласта вместо поплавка повесил, и лови. А иной раз, так и без наживки можно ловить. Вон ротан, на пустой крючок дербанил. На Насыпи, знаешь какие ротаны были, у-у-у, здоровые, как поросята»-  машинально протягивая в сторону Насыпи руку говорил я: «Такое озеро загубили, жа-аль.»

- «А ты знаешь, я тут недавно побывал на озере Великое, у деревни Ново» - словно вспомнив что-то оживился мой друг: «Так вот, там местный житель рассказывал, что в озере всю рыбу поморили, и знаешь кто ...?  Сам рыбнадзор…((( Оказывается, бобры плотину настроили в протоке, что соединяет реку и озеро, и пока люди чухнулись, рыба то и траванулась.  Не любит она выходит застойную водицу» -  задумчиво закончил он.
-«Да-а-а, некому нет дела!» - подытожил я: «Давай-ка чай наливай, кажись вскипел.»

    Мой дружок весьма любознательный товарищ, объездил всю местность вокруг, чаще на велосипеде, а если далеко, то на машине. И меня к этому делу соблазнил, но это уже тема другой истории.
- «Расскажи мне, как ты ловил у себя на северах» - обратился я к товарищу своему: «Уж больно нравиться мне твои рассказы.» - Я сел поудобнее, и приготовился слушать. Поставил горячую кружку на холодный песок, что бы остыла, не люблю я кипяток. Друг же мой наоборот, любитель горячего чая, что б прям с пылу и жару, услышав меня, что к нему обратился и жду ответа, помахал мне рукой, типа, «Подожди, не видишь, кипяток ; пью»)), потом начал свой рассказ.
     Чтобы читатель понимал, он детство своё провёл в сопках, возле Белого моря, живя в небольшом поселке.

- «Был у меня там друг, одноклассник, Мадюкин …»- начал он: «вот мы с ним ходили на рыбалку и зимой и летом, в сопки. Километров по десять проходили, а может и больше. Сопки в то время исхоженными были, тропы повсюду. Сейчас люди более мобильными стали, не ходят в сопках, тропы затёрлись. А они, что...? Доедут до озера на машине, пересядут на моторную лодку и в любое место доберутся, а тогда нет, все пешкодралом, на одних двоих по сопкам ходили. А озёра огромные, хрен с два ты их обойдёшь, какие небольшими речками связываются, какие ручьями, но так или иначе все реки в море вытекают. Пресной рыбы немного в то время было, как раз попал мой возраст на тот случай, когда её морить начали хлоркой.  Понаехало разного люда на север, им до местной фауны и флоры да фонаря было, лишь бы рыбы хапнуть. Побросают хлорки в озеро, рыба метнётся в перешеек, а там сети, вот и вся рыбалка. Так что больше килограмма и не приходилось вылавливать . Сейчас только- только появляться начала там рыбы, ездил недавно туда, дружка своего проведать» - мой товарищ остановился, допил не спеша свой чай и продолжил дальше: «Зимой на лыжах ходили на зимнюю, зима в сопках вьюжная, деревца небольшие, чуть выше человеческого роста, больше не растут. Ветер не сдерживают, как в центральной России. Идёшь на лыжах, а позёмка по насту так и кружит, так и кружит.»
- «А ты северное сияние видел?» - перебил я его рассказ.
   Мне почему-то почудилось, как они с Мадюкиным идут в сумеречных сопках по снегу, в тяжёлых охотничьих лыжах, а на небесном своде по всему горизонту разложилось северное сияние.  Пока друг мой рассказывал, я на луну загляделся, она, как раз в это вечернее время наливаться начинает своей завораживающей яркостью, отблеском своим на землю бросает.  Смотрю, два облачка в свет её попались, медленно так прошли сквозь свет этот лунный и исчезли в тёмном небе. Точь-в-точь, как друг мой с Мадюкиным через сопки на лыжах.
   Голос товарища моего вывел меня из задумчивости - «Видел, но оно у нас редкое явление, мы западнее жили.»  – ответил он на мой вопрос и продолжил: «Часто в таких походах оставались на ночёвку в рыбацких домиках, не везде, но кое где они стояли. Доберёшься до такой избушки, лыжи скинешь и спать. Умудохаешься так, что ничего и не нужно, не еды, не печки – тепла. Бывает и такое, что ночью встанешь, холодно. Тут уж разожжёшь. Дрова, худо ли бедно, присутствовали.»
- «А на море, как ловил?» - подбрасывая веток в костёр спросил я друга опять.
- «На море то?.. На море рыбы море…»- усмехнулся он: «Даже вот если, кто никогда не ловил, поймает …Хотя знаешь, не думай, что у меня всё складно получилось, я несколько лет учился ловить там рыбу, прежде чем стал вообще что-то ловить.»-    с неким возбуждения стал отвечать друг, потом снова стих: «Тут у меня, ну никак не получается ловить. Здесь ведь тоже умение важно; в ловли рыбы!?» - он отломил прутик от хвороста, сунул конец его в костёр, попробовав поджечь, но не дождавшись, бросил прутик в огонь.
Он досадовал.
- «Ладно… расскажи про море ? »- я попытался расшевелить его.
    Друг опять сломал прутик, но уже спокойно, поднёс его к огню и стал наблюдать, как он его обхватывает пламенем : - «Мы на море ездили на автобусе… До завода …  Завод прям на берегу моря стоял. Там верфи, пирс, все дела…Корабли старые стояли прям на воде. Вот ловили с этих кораблей, залезешь на палубу, найдешь место, куда в море поглубже корабль смотрит. И забрасывали. А бывало на скалы ходили, высота метров десять. Снасть спускаешь, пока до воды доберётся, пока на дно опустишь, прилично лески размотаешь. 
- «И какую рыбу ловили?» -  интересовался я
- «Сиг, форель, морской голец. А однажды я на пятнадцать килограмм Лосось выловил, представляешь, мне четырнадцать лет, а я такую большую рыбину поймал.» - оживился он.
- «Да-а-а!»- только и мог ответить ему.
   Через час опять сходили проверить снасти, какой-то ёрш попался, отпустили. Глубокая тишина была на реке, в стороне на противоположном берегу виднелись огоньки костра, видимо тоже рыбаки.
- «Давай я рассажу историю, как на Волге ходил за налимом, я тебе рассказывал или нет?» - в продолжение разговора предложил я, друг мой мотнул   головой - «А, ну тогда слушай…Работал я на производстве одном, и там подружился с одним мужичком, пенсионер, возраста отца моего, он подрабатывал по своей профессии.  Звал я его дядя Женя.  Уж о чем только мы с ним не переговорили. Время то как раз совпало, конфликт Украины и Донбасса, каждый божий день новости обсуждали об этом. А потом он мне про свою моторную лодку «Ла - ла -ла… , ла – ла – ла…, а я ему байки из интернета, да анекдоты разные вычитывал.
Дело дошло до осени, тут дядя Женя и предложил мне съездить с ним за налимом, на рыбалку с ночёвой, я обрадовался. Определили выходные, и рванули. Лодка у него с мотором, как я сказал уже, старенькая, как и он сам, но резвая. А мне в диковину на моторе по Волге ехать, никогда до этого таким образом не рыбачил.  Дядя Женя втопил ей газа, она и понесла нас … Ух, как дух захватывает.!» - тут я вспомнил свою резиновую лодку, в мгновение перенесся в тот день, когда её не стало. Я тогда с друзьями поехал на озеро поплавать, шашлык пожарить. Был июльский, жаркий день. Её на жаре то, надутую и разорвало по швам. Так и пришлось её там оставить …
-«Лодку, кстати нужно купить, с лодки лучше рыбачить, чем с берега, да и привык я, с лодки»- отвлёкся я от рассказа, произнёс мысли в слух.
- «Купи -  купи, меня возьмёшь обязательно с неё порыбачить, на озера сгоняем, хоть просто поплаваем, и то хорошо» - подхватил идею, мой друг.
Я улыбнулся и продолжил рассказ: «Когда ты на середине реки сидишь в лодке, плывя через то место, где слияние Оки и Волги, я тебе признаюсь, ого-го, что испытываешь! Оказывается, она такая огромная…. Волга -  та!!! С берега смотришь и вроде ничего так, видно другую сторону реки, а когда по середине, в лодке, как маленький ребёнок, ей Богу…» - предавшись воспоминаниям, взволновался я: «Если что-то друг другу сказать хотим, тут же ветер слова уносит, не слышно…Кричии шь …!!
 А ловить то решили на островах, что у Борского моста, напротив Мещеры, ну ты понял ?!»-  друг утвердительно качнул головой: «Когда высадились на берег почти сразу дождь пошёл, и так до самого утра следующего дня. Сначала только не уютно было, потом ничего, привыкли, и дождь не дождь.  Удивительный контраст, скажу я тебе, ты на природе, на острове в лесу, кругом вода, а на тебя смотрят высотки мегаполиса» - я встал, начав топором рубить хворост, куски которого, подбросил в костёр.
-«А знаешь, как начали ловить?» - вопросительно посмотрев на друга, отсёк ещё одну чурку от большого куста лежащего на берегу  : «  Я стоял на берегу с катушкой, а он взяв конец с грузом , стал отплывать на  моторе. Метров на двести отплыв, бросил в воду груз и так все снасти. Потом за мной подъехал и уже на веслах понемногу отплывали и крючки с наживкой вешали на снасти.   Рыбы наловили много, судак да налим в основном. А спать легли уже за полночь, прям в лодке, брезентом укрылись и уснули… У меня где-то ещё фото в телефоне сохранилось, сейчас покажу» - начал я искать в архивах смартфона фотку с четырёхкилограммовым судаком» - смотри...?»
- «Хорошо!!»- посмотрев фотографию ответил друг.
   Мы ещё много о чём разговаривали сидя возле костра, каждый час проверяли снасти, потом сново пили чай, и опять проверяли снасти. В полночь пошёл снегопад, большими хлопьями. Весь берег стал белым от снега, на воде образовалась кашица…
«Эти два облачка, которые были похожи на моего друга и Мадюкина походу принесли снежную тучу… Будет потепление»- подумал я. 
  В этот раз мы ничего так и не поймали, кроме того ерша, которого отпустили. Но мы были удовлетворены, осень удалась, за налимом сходили.
            ********
  Позже я узнал от местных рыбаков, что в этот сезон Волга сильно обмелела, а мелкие реки, так вообще, просто высохли. Конечно же те немногие ямы, в которых дремал налим летом, так же обмелели, налим стал душиться и плыть по рекам вверх пузом. И опять никому не было дела.
29.01 2023г.


Рецензии