Про Яну

Предисловие. Написано сие 3 года назад. В те времена я ещё в должность ходила...

Очень долгое время я не принималась за свои заметки. Все сильно запущено у меня... а материала много...  и театрального, и литературного, и туристического, и ЯНА.  Но сейчас - в последний день больничного - я не то, чтобы сильно вдохновилась... и не то, чтоб руки чесались заняться мемуарами... хотя - со значением - приняла некоторую дозу Вдохновения... в виде конфет бабаевской фабрики с одноименным названием...  Да, Яночка... Нынче ей уже 2 годика. С каждым днем издает все больше новых звуков, слов, целых предложений. Букву "р" произносит уже чуть не с полуторагодовалого возраста. Только мягко выговаривает: "риба" (рыба). Других слов пока не припомню с "р". Вера бы с Вовой уточнили.  Очень забавно произносит слово "крем". "Криеееем" давно в ее лексиконе. Каждое утро и вечер, а зимой и перед прогулкой у них ритуал: смазывание тельца Яны двумя видами кремов.
Я придумываю каждый раз для Яны программу "Театр на домУ". Девочку с раннего возраста необходимо развлекать. Чтобы она позже сама научилась себя развлекать. И нас, взрослых, - заодно. Результаты уже налицо. Иногда Яна сама себя занимает. Я же представляю ей импровизированный театр. Приходится придумывать на ходу. Ставим походные пенки - это у нас ширма. Пуфик напротив - зрительские места. Яна с годика произносит слово театр - на ее языке это звучит так: "тиать". У меня в театре  и полеты Янкиных зверушек в космических капсулах к звездам, и поездки на паровозиках, и разыгрывание новых версий старых сказок - "Колобков", "Репок", "Маши с медведями", "Трех поросят". Сейчас у нее любимейшая сказка "Три поросенка". Видимо, из-за интересных рисунков в книге. Она чуть проснулась: сразу гуга, чикать пося!. Перевод и пояснение: гуга - это книга, и далее - "читать про поросят". Самая первая ее книга - "Угадай, кто жужжит". Яне было меньше года - отец ей принес эту маленькую книжицу с плотными страницами. Недавно мать изъяла эту потрепанную, сильно зачитанную книгу. Она уже отслаиваться начала. Так вот - "угадай" Яна произносила "гуга". И, таким образом, первая ее книга обрела ассоциативное название - гуга. И у нее теперь все книги - гуги... Три месяца назад она разучила новый глагол: "чикать" -  читать, значит. А чаще с утра - это когда я приезжаю, - она мне - "тиать" и тащит пенки. Я ее спрашиваю - кто сегодня артист? Яна говорит: атисьть". Сначала - месяцев 5-6 назад - Яна артистов выбирала только из игрушечного материала. А она была зритель. С парочкой других игрушек - Аи (ослик, именно - Аи!), котик, к примеру. Но пару месяцев назад она изъявила желание самолично выйти "атистем". А в зрителях неизменно оставляла Аи... Яне также захотелось погрузиться в космическую капсулу и полететь к звездам. Космической капсулой нам служил тапочек-сланец взрослого размера. Я туда помещала маленьких куколок и поднимала к потолку, так мы летали. Яне также захотелось полетать. Она ставила свою ножку в этот сланец и говорит: Няня лети. Свое имя она произносит с года и 5 мес - Няня. Я приподнимала Няню в этом космическом тапочке над полом, но невысоко. Понятно, что 13 килограмм не подбросишь так легко одной рукой... А Няне хотелось также высоко, как и ее коллегам - игрушечным артистам... До недавнего времени у нас в театре фигурировал деревянный динозаврик - на нем я катала артистов в сказочную страну. Яна тогда была зрителем. Она вдруг вскочила и тоже стала подсаживаться на динозаврика. Чуть было не свалилась. Я ее вовремя подхватила. Потому что маленький динозаврик накренился. В общем, Яне непременно хотелось дублировать все действия, она легко включалась в игру. Как, впрочем, свойственно всем детям. Это ведь самый непосредственный зритель! Потом Яна у меня ходила по канату. У нас вдоль пола протягивался шнурок - я его привязывала к дверной ручке, скажем, - с одного края, а другой конец Яночка держала натянутым. И по этому "канату" у нас передвигались воздушные гимнасты. Яна потом непременно захотела также передвигаться. Пришлось пару раз ее поводить на весу. А потом я ей предложила походить по шнурку,  проложенному прямо на полу - и представить, что это канат, который протянут высоко над полом. У девочки оказалось очень богатое воображение. Я не знаю, Что именно она поняла из моего предложения, но-- она с удовольствием приняла "предлагаемые обстоятельства" и очень драматично шагала по протянутому шнурочку... Вообще - она всегда сильно впечатлялась от этих театральных представлений. Видно было, что ей очень нравится. От избытка чувств она часто вскакивала, выбегала из комнаты в коридор на несколько секунд, выкрикивала громкие междометия, с горящими глазами    возвращалась на своё зрительское место, снова включалась в действо с широко раскрытыми глазами, и иногда присаживаясь - промахивалась и садилась мимо пуфика, заваливалась набок - настолько она была поглощена моим сюжетом... Сюжет-то - совсем незатейливый... Наверно, больше Яна "велась" на разноголосье, которое я применяла - надо за всех молвить реплики и разнообразно хлопотать лицом...  И непонятно, кому было больше  интересно - мне или Яне. Яна - понятно - наблюдала за сюжетом. А я - за Яной. Зрителя Яну надо было снимать на видео. ..

Яна активная помощница. с большим удовольствием моет посуду. Пододвигает стул к раковине и с губкой, непременно с гелем - принимается за процесс. На отдыхе в Красной Поляне в этом году в феврале я привлекала Яну два раза стирать ее же носки и платье. Пока ее родители рассекали в горах на досках, я пару раз занялась трудотерапией. Яна с удовольствием намыливала носочки и повторяла мои движения стирки.

В два года Яна полюбила синюю лошадь... Чуть раньше двух лет. И случилось это в той же Красной Поляне. Слово синий она полюбила раньше, чем синюю лошадь. Синий - она начала произносить очень часто ( месяца два назад) и с любовью. Наверно, это случилось на фоне синего моря... Хотя впервые море она увидела полгода назад. А, может, сам синий цвет ее очаровал... И плюс - она отчетливо произносит : "ссссииииний", особенно акцентирует первый слог : "СИний". Ну вот, а с синей лошадью  такая история. На главном "Бродвее" курорта Красная Поляна единственная детская каруселька. С самыми разнокалиберными разноцветными лошадями. Яну катали почти каждый день на этих каруселях. И каждый раз - на одной и той же. Она для себя выбрала раз и навсегда  - в данном случае - на весь период отдыха в Красной Поляне - эту единственную синюю лошадь. У Яниной лошади попонка была синего цвета. Этой лошадке Яна была верна. Всегда к ней направлялась. Происнося слово "СИняя".  Тогда она говорила не лошадь, а "игого". Янин термин. Сейчас - не могу припомнить, произносит ли Яна "лошадь". Вера только уточнит, я не помню.
На двухлетие Вера с Вовой подарили Яне синюю лошадь. На палочке. Голова - синего цвета. По словам Веры, Яна была счастлива. Спать укладывалась с лошадью...

Сейчас пока не про Яну. Тексты Ренаты Литвиновой очень глубокие... Фильмы по ее произведениям не передают авторской идеи. Это, конечно, моё чисто субъективное мнение.  "Страна глухих" (оригинальное название литвиновской вещи - "Обладать и принадлежать") - блеклый "причесанный" фильм... При превосходной игре Хаматовой и Корзун, а также - Максима Суханова... Нет, после текстов Литвиновой я не могу смотреть ни "Страну глухих", ни "Богиню". Разве что - слегка, чуть-чуть приближенный фильм к авторской повести Литвиновой "Принципиальный и жалостливый взгляд Али К" - фильм Александра Сухочева - "Принципиальный и жалостливый взгляд". Но это, конечно, опять же, мои мысли. Многие в восторге от Страны глухих... и от Богини...

Яна и буква "р". Уточку она давно, еще до годика обозначает "кря-кря". А "р" в этом обозначении выговаривает уже как месяца три. Уточняю, на данный момент Яночке 2 годика и 1 неделя. Недели три назад она изучила танец "Танцующих утят". Она просто очарована этой песенкой. С удовольствием вытанцовывает - главным образом ее танец заключается в кружении и коротких пробежек в другую комнату или в коридор - в зависимости от того, где звучит музыка. Песенка предусмотрительно закачена в телефоны всех ближайших родственников. По команде Яны: "кря-кря" моментально должна включаться музыка. А до некоторого времени у Яны излюбленная композиция была - "Буратино" Алексея Рыбникова. Янка также по-режиссерски  командовала: "Мотор, начали" . И начинались отвязные танцы! Смех смехом - но надо бы Яночку тихонечко направлять и отучать от командных окриков и приказаний. Мама говорит, что у нее, когда они вдвоём дома, получаются с Яной успешные воспитательные беседы. Так что - задача бабки - не внести дисбаланс в "душещипательные" беседы "дочки-матери"...  Чувствую, давно - мне необходимо усмирять "бабушкины" порывы сюсюканий... Удается, правда -  с некоторыми усилиями - преодолеть в себе вот это восторженное отношение к внучечке... Я, когда меня захлёстывают любвеобильные порывы - скорее включаю посыл к игре, либо к труду, - что угодно - только перевести  быстро "стрелки" в себе и в Яне... - ну я пока вижу именно такой выход... Кто может, пусть сделает лучше... Итак - "бути" - буратино, "шапа" - красная шапочка. Также - любимейшая песенка А.Рыбникова. "Пася" - поросята. Та песенка, где "нам не страшен серый волк..."
Нечаянно я "подсадила" Яну на мультики. На красивые советские мультики. "Грибок-теремок", "Кораблик", "Чунга-чанга". В "Чунге" Яна глубоко прониклась к дельфинам, которые классно и живописно вытанцовывали песенный припев. Они выскакивают из морской пучины, красиво приплясывают, при этом крутят своими хвостиками. А особенно Яна там полюбила дельфина-саксофониста. Он исполняет соло на саксофоне, а вокруг него - крутится дельфиний хоровод... Янка прямо в восторге и настаивает на повторе именно этих заставок. Приходится "отматывать" мультяшные секунды, врубать именно "дельфинячьи игрища". Яна быстро просекла про мультики, призывает : "муууу". Но - я- , чувствуя свои грехи , - малодушничала, - включала на телефоне мультфильмы, отрывочки - минут по 15-20. Чтоб Яна была это время захвачена. Но - как быстро она "подсаживалась" на "мууууу" - также быстро и отвыкала. Я просто в следующий свой приезд брала себя в руки и - не напоминала ни про какие "муууу". И все текло спокойно - про "муууу" Яна не вспоминала. Это ещё раз доказывает - мы, взрослые, из-за своей лени - сами "подсаживаем" деток на ненужные привычки. Мультики-то неплохо - но как-то надо понимать и приучать деток к чувству меры. Это сложно. И даже может казаться - невозможно... но надо стремиться... путем проб, экспериментов, ошибок... вечный поиск...

Когда я грудную Яну укачивала, помню, певуче вела рассказ про гоголевскую Агафью Тихоновну, конкретно - пересказывала её красноречивый диалог с Подколёсиным... Яна замолкала, прислушивалась, а потом вырубалась в сон... Дедушка Саша говорил, что будет знакомить Яну с произведениями Стругацких... Возможно, уже приступил.

У Яны были глобальные впечатления от моря. В Крыму. Яне было полтора года, когда мы впервые вывезли ее на море. Яна произносила: "ммооооо". С чувством произносила... А на набережной , где море было в гранитных берегах, Яну просто сразили (в переносном смысле, конечно) огромные волны. Море волновалось, бурлило, и мелкие брызги летели на набережную. Неожиданно Яна  ощутила морские капли на своем лице... И Яночка бросилась бежать, бежать с дрожащими своими щечками... Яна очень сильно была потрясена этим безбрежным морским пространством! Она бегала вдоль  набережной с распахнутыми глазами, а на лице у нее был отпечаток колоссального потрясения... мне даже показалось, что у нее в глазах пробегал оттенок ужаса... Она не плакала, нет, только бегала, пробежит несколько метров,  остановится и застыв смотрит в морскую даль, где море соединяется с небом. А потом , с новой морской волной - Яна срывается с места и опять бежит. Яночка - она была наедине со своим открытием... это огромный стресс для нее. Ночью она просыпалась и плакала. Что-то ей снилось тревожное. Мы ее успокаивали, убаюкивали. А до прогулки по набережной мы несколько дней ходили на пляж. Яночка боялась подходить к воде и маму не пускала. Как только Вера направлялась к воде, Яна в плач. Приходилось применять отвлекающие моменты, я отводила Яну в сторону, обращала внимание девочки на прибрежные камушки, омываемые морем. Яна их трогала, рассматривала, приговариваяя: "кани". Постепенно Яна примирялась , соглашалась с материнскими заплывами, спокойно провожала мать в море. И встречала. Мы засняли на видео Яну у моря, в кадре - набегающие волны, шуршащие и перекатывающиеся в воде камни.... Периодически Яне показываем, подкрепляем ее память об отдыхе у моря этим видео. Яна смотрит эту съемку и действительно - по выражению лица видно, что она все припоминает. Перед пляжем был расположен Парк Анны Ахматовой. Тут везде насажены цветы, преимущественно розы. Яне доставляло большое удовольствие наклоняться к розочкам и вдыхать цветочный аромат.

Посещение аквариума также входило в наши планы. Яна приникала лбом к большим прозрачным стеклам и наблюдала за разноцветными рыбками. Крокодильчиков с интересом рассматривала. Это целое событие! - До этого момента крокодилы в Яниной жизни фигурировали только в книжных изданиях. В Янины полтора года мы достаточно много перемещались по Севастополю. Съездили в детский городок с аттракционами, детскими павильонами, площадками, и зверюшками. Петухи и курочки бродили по дорожкам. Яночка стремилась догнать птичек и прикоснуться к перышкам. 

Да, мне с течением времени некоторые вещи приходится вызывать в своей памяти, но отдельные моменты и сюжеты очень отчетливо впечатались в сознание. Мечущуюся по центральной  набережной  Севастополя Яночку я вижу, как сейчас... Она, потрясенная до глубины души волнующимся морем, бегала с широко раскрытыми глазами, щечки на бегу подрагивали... Яночка не искала спасения или какого-то разъяснения у нас,  - ближайших родственников - матери и бабки... не обращала вопрошающий взгляд к нам, ни словом, ни возгласом, ни междометием... она была наедине со своим открытием мира, с этим глобальным для нее в тот момент потрясением.... Яна почти , как у Макаревича:  "...в такой момент я сам с собой в разлуке и никого помочь мне не просил..."  Яна была потрясена огромным морским пространством, а мы были потрясены Яночкиным потрясением, ее сильно-эмоциональной реакцией...  Яна просто была сражена...

Нынешней зимой "морские Янины понятия" были подкреплены вторично. Живьем. (Яна была старше на год). Один день - 27 февраля 2020 года родители решили отдохнуть от гор и катания и отпрправится в Адлер на побережье. Тут Яночка уже не боялась, не металась, а надежно восседала у папы на руках. И радовалась, глядя как папа мечет плоские камушки и как эти камушки "делают шаги" поверх морского пространства. Потом самостоятельно сидела на прибрежной гальке и лопаткой поддевала мелкие камушки , перемешанные с ракушками.

Яночкины танцы. Музыку любит с грудного возраста. Приплясывать под музыкальный аккомпанемент стала чуть раньше годика. Сидя. Как заслышит музыку - это могло быть радио рокс - начинает ерзать, плечиками двигать... Потом, когда уверенно забегала на ножках, танцевальные движения у нее развились дальше и глубже. Ее увлекали разнообразные композиции. В годик примерно я ей неожиданно пропела  из "Обыкновенного чуда" первые строки про бабочку: "а бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк-бяк... " .  Пропела и осеклась... продолжение было не для годовалой Яны... Возрастная ориентация  16+...  Яна притихла, в глазах - колоссальный интерес, на лице восторг. А я зависла на несколько секунд, лихорадочно напрягая мозг. Я понимала, долгая "мхатовская пауза" тут не допустима. Яна слишком мала для понимания системы Станиславского. Шутка. Яна тем временем ждала. Она явно заинтересовалась началом бабочкиной истории. Главным образом, она была захвачена моей энергичной манерой исполнения. Я старалась воспроизводить именно мироновскую манеру. Он очень классно это делал. И еще Яне понравилось вот это "бяк-бяк-бяк-бяк-бяк... " - я визуально махала руками - показывала, как бабочка крылышками. Дааа, спела строчку бабушка не подумав. Надо было придумывать на ходу... Все же я успешно вышла из положения, кардинально изменив продолжение: я исключила из композиции упорную погоню воробушка за бабочкой, окончившуюся печально... Я просто продолжала: "а потом воробушек прыг-прыг-прыг..." - как будто он абстрагированно , сам с собой оптимистично прыгает и радуется жизни... и далее моя трактовка для Яночкиного восприятия: "в лужицу воробушек шмяк-шмяк-шмяк-шмяк, хлебные крошечки ам-ням-ням-ням, да и шмыг-шмыг-шмыг..." Про лужу - это получилось очень в тему. Яна обожает лужи. У нее специальные высокопроходимые резиновые сапожки. С акулами.  Она говорила: "в акува". Мать великодушно позволяет Яне шлепать. Яна от души это делает. В общем, песенка (припев) про бабочку и воробушка полюбилась и прижилась в нашем семейном репертуаре. Яна повторяет первые слоги слов не все полностью ей пока поддаются : "ба" - "бабочка", "воо" - "воробушек", "кыы" - "крылышками" - вот как-то так поет... Но все движения воспроизводит- ручками машет, ножками топает - ей ли не знать, как грамотно шлёпнуть по лужице!..
Себя она стала называть "Няня" - не выговаривала Яна. В 2 года и 2 месяца возникла ее первая рифма: "мишка-крышка". Это мы так перевели. А на ее языке это звучало так: "миська-криська". Звук "р" выговаривает.
В два года Яна замечталась о руле. Рулить девочка уже захотела... Два раза родители ее брали в гараж. Яна усаживалась на водительское место, дотягивалась до руля - и ждала. что машина сию же минуту тронется с места... Яна ждала, что вот-вот поедет... и очень возмущалась, что машина оставалась без движения. Вернувшись из гаража, Яна, захлебываясь от непонятно для меня произносимых звуков, поведала мне о своем первом опыте "водителя"... Девочка была очень взволнована, - я поняла только тогда, когда мне Вова рассказал, что было в гараже. Я призадумалась - вот это да! Вот это Яна! - и ей сейчас  2 года... и она уже замечталась о машинке... настоящей... Она мне минут 10 показывала, как она бралась за руль - "уль", как она ноги ставила, - вернее - тянулась к тормозным педалям. Уж кто ей поведал про педали... сама ли разглядела внизу, родители ли показали. Она так возбужденно ручками размахивала - показывала, как рулила в гараже. Видно было, что процесс руления ее очень занимал. Самое интересное - она помнит, как прошлым летом на даче  деда Саша  ее усаживал за руль . А было ей тогда год и 5 месяцев... А вообще - еще раньше - с годика  на детской площадке на кораблике Яна у меня уже была "рулевая". Кораблик там такой с крутящимся штурвалом. Мы всегда подсаживались с Яной - Яна рулевая, как в одноимённом рассказе Кафки...


Рецензии