Глава 19. Миссия выполнима

          Человечеству  свойственно  задумываться   над своим предназначением.  Зачем  я  живу?  Для  чего  родился  на  этой  земле?  Множество  людей  вокруг.  У  каждого  своя  дорога.  Порою  эти  дороги  и  тропинки  пересекаются, на  время,  надолго,  навсегда...  Кто-то  живёт  как  придётся,  особо  не  задумываясь  о  смысле  человеческого  существования,  не  ставя  перед  собой  значимых  целей  и  задач.  Но  всегда  были  и  есть  люди,  чётко  осознающие  для  чего  живут,  к  чему  стремятся.  Иногда  это  осознание  приходит  не  сразу,  а  со  временем.  Но  даже  бессознательно,  не  понимая  что  происходит  и  почему  всё  именно  так,  а  не  иначе,  человек  следует  именно  по  своему  индивидуальному  пути ,  для  него  одного  предназначенному.   Значительное  и  несколько  высокопарное  слово  МИССИЯ  незримо  присутствует  в  нашей  жизни. 

          Уже  в  годы  своей  учёбы  в  педагогическом  институте  Марина  чётко  осознала,  что  для  неё  важно  не  преподавание  какого-то  определённого  предмета,  а  процесс  воспитания,  становления  человеческой  личности.  Она  с  удовольствием  проходила  педагогическую  практику  в  школах,  в  пионерских  лагерях,  общаясь  с  подростками,  помогая  им  в  жизненных  трудностях  и  решении  психологических  проблем  этого  возраста.  Свой  первый  педагогический  опыт  она  описывала  в  дневниках  по  педпрактике.  Видимо,  у  неё  это  получалось  неплохо,  поскольку  на семинарах  преподаватель  зачитывала  отрывки  из  её  дневника .   Интуитивно  Марина  всегда  чувствовала,  что  именно  в  процессе  воспитания  детей и  подростков  она  может  "сказать  своё  слово".  Кто-то  там,  высоко  на  небесах,  это  тоже  знал.  Поэтому в  год  окончания  института   обстоятельства  сложились  так,  что  среди  распределений  по  школам  области  появились  места  в  инспекциях  по  делам  несовершеннолетних.  И  судьба  Марины  была  решена.   

          Надев  милицейские  погоны,  она  с  головой  окунулась  в  эту  нелёгкую  жизнь.  О,  это  было  поистине  "поле  непаханое"...   Огромное  количество  неблагополучных  семей  и,  как  следствие,  трудных  подростков.  Родители,  напивающиеся  до  бессознательного  состояния  и  совершенно  не  контролирующие  своих  детей...  В  небольшом  посёлке  Шахтёрском,  являющимся  одним  из  микрорайонов  провинциального  городка,  таких  семей  было  множество.  Предоставленные  сами  себе  подростки  хулиганили,  воровали,  употребляли  спиртное,  устраивали  массовые  драки,  разборки.  Рост  преступности  среди  несовершеннолетних,  формирование  подростковых  криминальных  группировок  -  вот  та  обстановка,  в  которую  попала  тихоня  и  отличница  Марина.  Плюсом  ко  всему  шло  недоверие  к  работникам  милиции и  лютая  ненависть  к  милицейской  форме.  Это  была  жестокая  школа  жизни!  Худенькая  и  хрупкая  23-летняя  "инспекторша"  должна  была  вмешаться  в  эту  тяжёлую  атмосферу,  найти  пути  воздействия  на  жителей  посёлка    и  переломить  представление  людей  о  человеке  в  форме.  К  счастью,  она  была  не  одинока  в  своём  стремлении  изменить  ситуацию.  Педагоги  местной  школы, среди которых было много настоящих подвижников,  ребята  из  комсомольского  оперативного  отряда   -  стали  союзниками.  Начались  выступления  в  школах,  на  родительских  собраниях,  рейды  по  подвалам  и  подворотням,  индивидуальная  работа  с  трудными  детьми  и  их  родителями.  Много  лет  прошло  с  тех  пор... Но  даже  десятилетия  спустя  в  памяти  всплывали   яркие  картинки  далёкого  прошлого.

          Во  время  рейда  по  посёлку  Марина  с  группой  комсомольского  оперативного  отряда  зашли  в  дом  к  одному  из  трудных  подростков.  Хотелось  пообщаться  с  родителями  и  обратить  их  внимание  на  необходимость  контролировать  его,  интересоваться  его  жизнью  и  поведением.  Навстречу  поднялся  отец  семейства,  весьма  агрессивно  настроенный.  Конечно,  он  был  пьян.  Но  не  настолько,  чтобы  не  понимать,  кто  перед  ним.  Сжав  кулаки-кувалды,  он  двигался  на  Марину,  брызгая  слюной  и  извергая  проклятия.  Комсомольцы  от  такого  приёма  быстро  ретировались,  предоставив  Марине  возможность  самостоятельно  разрешать  ситуацию.  "Вы  со  своим  Быстровым  (фамилия  зонального  оперативника) -  краснопёрые!  Ненавижу!  Убью  на ...."  -  кричал  мужчина.  Марина  поняла,  что  если  она  сейчас  испугается  и  выскочит  за  порог,  как  её  молодые  помощники,  то  проиграет  этот  бой.  А  Папаша  ещё  укрепится  в  своей  уверенности  и  правоте,  в  своей  силе.  Слегка  побледневшая  Марина  улыбнулась  и  начала  разговаривать  с  ним.  Первые  минуты  их  "диалог"  едва  ли  можно  было  назвать  диалогом.  Мужчина  бесился,  кричал,  размахивал  кулаками.  Но  Марина  не  сдавалась,  не  отступила  ни  на  шаг,  вела  разговор  спокойно,  но  настойчиво.  Постепенно  "агрессор"  успокаивался,  стал  прислушиваться,  отвечать  более  адекватно.  Говорили  долго  и  обо  всём,  в  том  числе  и  о  том,  что  волновало  мужчину.  Но  в  этом  нелёгком  разговоре  Марина  помнила  цель  своего  визита  и  постепенно  обрисовала  перспективы  для  сыновей  при  таком  отце.  После  сорокаминутного  "состязания"  папаша,  наконец, сдался,  окончательно  успокоился  и  миролюбиво  заявил:  "Ну  ладно,  страшный  лейтенант,  ты  того,  не  обижайся!  Заходи,  если  что.  Мы  с  тобой  в  следующий  раз  чайку  попьём!"   Марина  улыбнулась  и  подумала:  "Спасибо,  что  выпить  не  предложил!"  После  этого  яркого  случая  она  поняла  всю  глубину  пропасти  в  решении  стоящих  перед  ней  задач.  Ей  было  некогда  думать,  что  сначала,  что  потом,  заниматься  планированием.  Она  видела,  что  приходится  элементарно  "разгребать  ситуацию".  Ведь  в  стадии  педагогической  запущенности  находились  не  только  дети,  но  и  их  родители.  Приходилось  попросту  учить  их  разговаривать  по-человечески.   Выйдя  за  порог,  она  увидела  своих  замёрзших  комсомольцев,  и  зашагала  с  ними  к  следующему  дому. 

          Возле  старого  разваливающегося  барака,  на  месте,  где  по  смыслу  должно  быть  крыльцо,  одиноко  стоял  худенький  13-летний  мальчишка.  Он  переминался  с  ноги  на  ногу  и  всем  видом  показывал,  что  туда  лучше  не  входить.  Милое  лицо  с  веснушками,  вздёрнутый  нос,  чуть  косящие  глаза  и  этот  взгляд,  полный  невыразимой  тоски  и  безнадёжности.  Марина  хотела  мягко  отстранить  его,  но  он  отскочил  в  сторону,  словно  испуганный  зверёк.  В  комнате  было  тихо.  Тусклый  свет  от  одинокой   лампочки  освещал  убогую  обстановку.  Повсюду  валялись  пустые  бутылки  от  спиртного,  грязь,  беспорядок.  За  столом  напротив  друг  друга  сидели  двое:  мужчина,  едва  подававший  признаки  жизни,  и  женщина,  которая  уснула  прямо  за  столом.  Впрочем,  можно  ли  её  назвать  женщиной?  Чёрное  от  грязи  лицо  с  почти  белыми  губами...  Раздвинутые  в  разные  стороны  колени  открывали  неприглядное  зрелище  засаленных,  давно  нестиранных  панталон,   сползшие  чулки...   Марина  поняла,  что  здесь  разговаривать  попросту  не  с  кем.  А  мальчишке,  вынужденному  жить  в  этой  семье,  было  стыдно   за  родителей,  обидно  и  горько.  Ему  не  хотелось,  чтобы  ещё  кто-то  видел  такую  картину.   Во  дворе  мальчика  уже  не  было.  А  Марина  ещё  долго  не  могла  прийти  в  себя  от  увиденного.  И  таких  семей  в  посёлке  было  много.  Всей  душой  сочувствуя  этим  обездоленным  детям,  она  понимала,  что  всегда  будет  любить  их,  кто  бы  что  ни говорил,  кто  бы  как  их  ни  называл:   отОрвы,  хулиганьё,  "ёжики",   малолетние  преступники,  правонарушители.   А  для  неё  они  всегда  будут  её  мальчишками...

          Очень  часто  не  удавалось  отдохнуть  даже  в  выходные.  А  порой  их  и  вообще  не  было.   Майские  праздники  в  том  далёком  году  выдались  удивительно  тёплыми.  У  Марины  и  Сергея,  правда,  эти  праздники  прошли,  как  обычно,  на  дежурствах.  И  вот,  наконец,  выдался  свободный  денёк,  который  они  решили  посвятить  отдыху.  Вместе  с  маленькой  Катюшей  молодые  родители  отправились  на  пикник  в  лесную  зону,  находившуюся  за  посёлком  Шахтёрским,  мечтали  побродить  по  весеннему  лесу,  увидеть  ландыши,  послушать  пение  птиц.  Но  вместо  этого,  выйдя  на  последней  остановке  автобуса  и  углубившись  в  лес,  они  увидели  и  услышали  совершенно  иное:  шум,  ругань,  нецензурную  брань.  Большая  группа  нетрезвой  молодёжи,  среди  которых  было  немало  уже  знакомых  Марине  подростков,  выясняли  отношения.  Началась  драка.  Марина  с  Сергеем  инстинктивно  бросились  по  тропинке  в  направлении  дерущихся  (  до  них  оставалось  всего  несколько  десятков  метров).  Но  более  всего  удивила  четырёхлетняя  Катя,  которая  мчалась  в  эпицентр  событий  чуть  ли  не  впереди  родителей,  храбро  размахивая  маленькими  ручонками...  Неожиданно  их  заметили.  Раздался  клич:  "Атас!  Тут  "Серая"!"  (Так  Марина  впервые  услышала  кличку,  которую  ей  по  фамилии  дали  подростки).  И  вся  эта  шумная  компания  мгновенно  растворилась  в  лесу.  Присев  на  поваленное  дерево  и  с  аппетитом  уплетая  бутерброды,  "отдыхающие"  обсуждали  случившееся,  Катя  недоумевала,  почему  мама  серая?  Ведь  у  неё  зелёное  платье.  А  Марина  строила  планы,  как  будет  разбираться  с  подопечными,  ведь  нескольких  подростков  из  толпы  она  всё  же  узнала.

          Должны  были  пройти  годы,  чтобы  постепенно  улетучился  весь  юношеский  идеализм  и  пришло  осознание  существующей  реальности  и  условности  понятий  из  служебных  отчётов.  Чего  стоит,  например,  такая   строка:  "снято  с  учёта  как  исправившихся".  Ведь  исправились  они  или  нет  может  показать  только  вся  последующая  жизнь...  "Проведено  профилактических  бесед  с  подростками  и  их  родителями".  Да  их  и  сосчитать  невозможно!  "Выявлено  мест  сбора  подростковых  групп".  Но  ведь  это  практически  каждая  улица  и  каждый  двор,  любая  подворотня,  подвал,  чердак!  Однако  печальнее  всего  был  тот  самый  "человеческий  фактор".  Порою  вышестоящие  органы  не  считали  нужным  досконально  разобраться  в  той  или  иной  ситуации,  а  спешили  "наказать  виновного"  и  доложить  о  принятых  мерах  руководящим  инстанциям.  Обидно  бывало  до  слёз,  когда  добросовестного  работника  делали  крайним  и  наказывали  за  то,  в  чём  он  не  виноват.  Вот  один  из  примеров.  Марина  вышла  из  декретного  отпуска  на  свой  участок  работы.  На  следующий  день  её  назначили  ответственной  и  за  другой  участок  (в  противоположном  конце  города),  где  заболел  инспектор. А  ещё  через  день  вынесли  выговор  за  то,  что  подросток  из  данного  чужого  микрорайона  совершил  преступление  и  попал  в  места  лишения  свободы.  Обиднее  в  стократ,  что  и  преступление  он  совершил,  и  осужден  был  в  тот  период,  когда  Марина  была  ещё  в  декретном  отпуске,  а  следовательно,  никак  повлиять  на  ситуацию  она  не  могла.  Но  инспектор  из  областного  управления  не  считал  нужным  разобраться  в  случившемся  и  нашёл  крайнего.  А  непосредственные  начальники  трусливо  промолчали,  опасаясь,  что  найдут  настоящих  виновников.  Такие  вот  реалии  жизни.  Может  быть  и  не  стоило  уделять  внимание  данному  неприятному  факту.  Но  ведь  это  очень  сильно  отбивало  желание  работать  и  веру  в  справедливость.

          Многие  в  отделе  предполагали,  что  она  не  выдержит  и  уйдёт.  Просто  не  выйдет,  например,  после  декретного  отпуска.  Марина,  со  своей  интеллигентностью,  порядочностью  и  жизненными  принципами,  производила  впечатление  кисейной  барышни,  не  способной  бороться  с  трудностями.  Но  она  вернулась.  Что  держало  её?  В  то  время  она  и  сама  не  могла  чётко  ответить  на  этот  вопрос.  Когда  одна  из  знакомых  женщин  напрямую  спросила  её:  "Марин,  как  ты  можешь  там  работать,  возиться  с  этой  грязью?!"  Ответ  был  таков:  "Но  ведь  кто-то  же  должен  это  делать..."

          По  прошествии  многих  лет,  она  понимала,  что  таковым  было  её  предназначение  в  этой  жизни,  та  самая  миссия,  хотя  в  данном  конкретном  случае  уже  не  до  высокопарности...  Марина  видела,  как  постепенно  взрослели  её  мальчишки.  Большинство  из  них  просто  перерастали  свои  подростковые  трудности,  женились,  заводили  семьи  и  забывали  своё  непутёвое  прошлое.  Но  часть,  пусть  и  меньшая,  так  и  шла  по  этой  жизни,  нарушая  все  устои  и  правила.  Переписать чужую  жизнь,  внеся  в  неё  свои  поправки,  невозможно.  Но  влиять  на  неё,  заставить  думать,  анализировать  и  делать  выводы  можно!  Удивительно,  но  порой  одно  неожиданное  появление  человека  в  форме  в  том  или  ином  месте  способно  заставить  кого-то  отказаться  от  очередной  глупости.  Марина  и  её  коллеги  так  и  делали:  неожиданно  появлялись  там,  где  их  совершенно  не  ждали,  и  тем  ставили  точку  в  преступных  замыслах.  И  это  было  всего  лишь  одно  в  огромном  разнообразии  средств  воздействия.  Они  чётко  обозначили  своё  присутствие  на  своих  участках,  дали  понять,  что  бесконтрольности  больше  не  будет.  Они  есть,  эти  вездесущие  девчонки  и  парни  в  милицейской  форме!  И  с  этим  придётся  считаться!


Рецензии