Коровьев и его эпиграммы
Бесподобный и дрянной Коровьев, этот обаятельнейший церемониймейстер воландовской свиты, обогативший сокровищницу мировой иронии совершенно новым архетипом поведения и речи, а именно : метафизикой универсального глумления, причем глумление, означающее этимологически надругательство над святыней, трансформировано им искусно в некую безграничную по масштабу и объектам применения, поднимающуюся над любой моральной – и потому ограниченной – оценкой, искрящуюся всеми оттенками юмора, феерию космической улыбки и смеха, –
поистине, в стихии коровьевской иронии нет ни добра, ни зла, ни правых, ни виновных, ни обидчиков, ни обижаемых... итак, этот едва ли не самый амбивалентный персонаж в мировой литературе : ну как же? с одной стороны, «прозрачный гражданин престранного вида, на маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджочок... гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая», а с другой стороны, «темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом», –
да, заканчивая нашу основную мысль : он, этот двуликий Янус – человечек «с усишками, как куриные перья, и маленькими, ироническими и полупьяными», но и благородное, отрешенное существо, наподобие Атоса и даже повыше, все-таки, согласно авторской установке, не глумится ни над великим искусством в лице романа Мастера, ни над большой человеческой любовью, представленной тем же Мастером и Маргаритой, а жителей тогдашней Москвы он «подставляет» ровно в той степени, в какой они сами подставили себя, уронив собственное человеческое достоинство, то есть лучшее, что у них есть.
2.
Иными словами, Коровьев-Фагот, как и его спутники и как его Патрон, представляются нам больше добрыми, чем злыми, и больше светлыми, чем темными и, хотя все они на каждом шагу подчеркивают обратное, мы, читатели, им не верим и имеем на то полное право... кстати, пребывая в исконной своей глумливой стихии, Коровьев умудрился написать каламбур даже на своего Хозяина-Воланда, –
вдуматься только! никогда не улыбающийся «фиолетовый рыцарь» пишет эпиграмму! с какой стати? и зачем? что им движет? но если он сочинял эпиграммы, значит, вполне мог писать и стихи... а кроме того, поскольку каламбур рыцаря пришелся на «закрытую» тему его Покровителя, постольку приходится предположить, что натура его склонна была выходить за любые ограничения, столь характерные как для людей, так и для богов и демонов, –
итак, в сердце своем Коровьев-рыцарь был свободен, свободен на манер Будды или Льва Толстого, свободен как, пожалуй, никто из булгаковского романа, –
и вот, вжившись, вслед за автором в этого поразительного по своей уникальности персонажа, вжившись, конечно, по мере возможностей и на свой страх и риск – другого вживания, впрочем, и не бывает – мы позволяем себе поделиться с читателем также и прочими эпиграммами из творческого репертуара Коровьева : его стихи мы предложим читательскому вниманию как-нибудь в другой раз.
3.
И пусть нас не спрашивают, как те и другие попали нам в руки, –
как никому в голову не пришло спрашивать Пушкина, как он оказался в распоряжении писем Татьяны и Онегина, –
в конце концов, любой писатель, как и любой профессиональный фокусник, имеет право на собственные маленькие секреты, –
как бы то ни было, стиль вещицы выдает ее автора, –
так что всякий любитель литературы, обладающий хорошим художественным чутьем, согласится с нами, что никто кроме Коровьева-Фагота такие эпиграммы написать не мог, –
да, сумасшедшим и немного не от мира сего должно было быть все, что выходило из-под пера великого церемонийместера, –
здесь же и секрет невозможности обижаться на его эпиграммы, –
постскриптум : кстати, первая эпиграмма – как раз та самая, за которую Воланд и превратил Фиолетового Рыцаря в Коровьева-Фагота.
4.
Каламбур о свете и тьме
Уж свет устал, уж свет и пучит,
уж свет не может говорить,
а мой хозяин свет все учит,
как тот без тьмы не мог бы быть.
И. Ньютон
Его ты яблоком ударь по голове –
тебе закон открыть он новый не забудет,
другого ж кирпичом по той же голове
лупи – а ровным счетом ничего не будет.
Ф. Вольтер
Опять в безлюдном закоулке
змею нашли совсем без сил :
Вольтер должно быть на прогулке
ее легонько прикусил...
И.-В. Гете
Мальчишка в горячке метался, но льда
поблизости не было что-то, –
спасла лишь находчивость, как и всегда :
и на ноги сел ему... Гете.
Б. Паскаль
У бога не было с наукой прочной связи,
а он и рад был : «Хорошо без лишней грязи!»
пришел Паскаль – и связь ту вмиг восстановил :
ну чуть его господь на месте не прибил...
Ж.-Ж. Руссо
«Друзья, один наш брат вернуться хочет к нам позором,
он меж людей как пятое в телеге колесо», –
но возразили вожаку все обезьяны хором :
«Да мы теперь и слушать не желаем про Руссо!»
П. Бомарше
Сей Бомарше настолько ловким всем казался,
столь многих в жизни вокруг пальца он обвел, -
что собственный же нос – и тот уж опасался,
чтоб за него его хозяин не провел.
Г. Гейне
Две змейки в тиши вечереющих струй
сплелись под кустами на Рейне :
«Любимая, сладостен твой поцелуй!» –
«Ему научил меня... Гейне».
Т. Гофман
Ночной горшок совсем уже бессовестно хвалился :
«Сказать, откуда мрачный гений в Гофмане явился?
он в темноте меня однажды напугал,
ему со страху я на голову упал...»
Ф. Лист
Танцуют листья под уютный ветра свист,
в концертном зале в это время блещет Лист,
но ветер стих, а с ним и звуки танца, –
вот погоди : не станет также Франца...
На «Мыслителя» Родена
Чем дольше думал он, опершись на кулак,
тем больше мысль из головы не выходила :
«А не могло ли вдруг со мной случиться так,
что мысль та в голову ко мне и не входила»?
На «Цветы Зла» Ш. Бодлера
Цветок бодлеровского зла
попал вчера в стакан –
в нем сразу плесень расцвела
и ожил... таракан.
Ф. Купер
Дотошный Купер так умело
своих героев оживлял,
что скальп с него однажды смело
один из них едва не снял.
М. Лермонтов
Он на земле всегда скучал,
и об одном всю жизнь мечтал :
небес услышать звуки.
Но вот последним сном уснул,
проснулся, горестно вздохнул, –
и умер вновь... от скуки.
Н. Гоголь
Он вдохновлялся так : ложась на дно могилы,
приказывал себя землицей забросать, –
и так лежал всю ночь, пока в нем зрели силы,
а утром, свеженький, он снова мог писать.
Ф. Достоевский
С большим трудом у полчищ ада
его отбил могучий рай,
а он взмолился им : не надо,
хочу назад в родимый край.
А. Чехов
Что до Антона Павлыча, то верь или не верь,
а скромность ему даже в дом родной войти претила :
стоял и ждал, бывало, пока собственная дверь
его в знак приглашенья раскачавшись по лбу била.
Вл. Набоков
Хотели уж выписывать психически больного,
да под подушкой у него нашли набоковский роман :
«Нет, не могу я отпустить шизоида такого», –
подумал врач и приписал ему... пяток холодных ванн.
Вл. Маяковский
Однажды в юности за заводским бараком
Володенька увидел двух собачек... раком, –
забыть ту позу он не мог себя заставить,
и всех читателей в нее он начал ставить.
Остап Бендер
Остап задумчиво с румынской брел границы –
обманутый, без денег и без крова,
но вдруг все понял он – и спрыгнул со страницы :
чтоб... дать по морде Ильфу и Петрову.
А. Гитлер
Никак не мог понять зверек,
что по науке он – хорек,
и говорил : «Я лишь зверек,
а фюрер – тот уже хорек».
Вл. Максимов
Ничтожен век наш – в этом вся и соль,
повсюду мыши – хоть дави машиной,
и есть один законный лишь король –
Максимов... да и тот король мышиный.
Рон. Рейган
Играл ковбоев он, его не понимали,
все говорили : «Может так играть любой», –
стал президентом, все твердить вдруг разом стали :
«Какой бы славный вышел из него ковбой...»
Свидетельство о публикации №223020100967