Александр Яковлев и его портрет балерины Анны Павл

Александр Яковлев писал портрет Анны Павловой в своей маленькой мастерской на Монмартре. Тогда, во время гастролей в Париже в 1921 году, легендарная балерина позировала сразу двум художникам — Яковлеву и его другу Василию Шухаеву. Последний завершил работу в тот же год и даже показал её на выставках в Париже и Брюсселе. А вот Яковлев работал над портретом ещё три года и закончил его только в 1924-м.

На полотне Яковлева балерина представлена в более торжественной обстановке, чем у Шухаева. Хотя в этих портретах много общего… Надо сказать, балерина вдохновила не только этих мастеров кисти. Практически в это же время портрет Анны Павловой написал художник Савелий Сорин. Французское правительство приобрело его для Люксембургского музея в Париже. Балерину рисовали также Валентин Серов, Лев Бакст… Но только на портрете Яковлева она такая пластичная и утончённая.

Великая Павлова
Яковлев изобразил Анну Павлову в полный рост при полном параде на фоне кулис и впечатляющего беломраморного театрального фойе. Наклон головы, корпуса, позиция рук и ног свидетельствуют о том, что она готовится выпорхнуть на сцену. Кажется, сейчас она сделает шаг и вот он — счастливый миг! На сцене – великая Павлова, которой зритель будет аплодировать стоя…

Каждый фрагмент портрета детально прорисован и композиционно выверен. Пышная полупрозрачная юбка в несколько слоёв, которая кажется может зашелестеть от лёгкого движения. Розовые пуанты и прекрасный венок из роз, украшающий собранные на затылке волосы. Нежный тон пастельного наряда перекликаются с архитектурными элементами. Величественная лестница с классическими балясинами и мраморные колонны, тяжёлый бархат кулис и  диагональ ковров.

Некоторое время произведение хранилось у артистки антрепризы Сергея Дягилева Татьяны Пьянковой. В 1983 году её ученица Эвелин Курнан передала этот портрет в дар Третьяковской галерее. Увидеть его можно в зале № 12 Новой Третьяковки.

Рассматривая портрет, невольно спрашиваешь себя, что Павлова танцевала в этом костюме? Известно, что репертуар классического балета ограничивает число партий этуалей, для которых используется воздушное белое платье с юбкой до икр.

В репертуаре Павловой таких партий было две: виллиса в балете «Жизель» Адольфа Адана и лесная нимфа Сильфида в «Шопениане» — спектакле, созданном Михаилом Фокиным в 1907 году на музыку Фредерика Шопена.

Оба эти балета были знаковыми в творчестве Анны Павловой. Современники утверждают, что созданный балериной образ Жизели приводил зрителей в невероятный восторг. Вот как об этом вспоминает танцовщица труппы Павловой Сильвия Кэркуайт:

«Многие члены её труппы могут рассказать, как она трогала всех до слез – даже во время репетиций – в сцене безумия в первом акте «Жизели». Все верили, что это была молодая девушка, потерявшая рассудок. А когда во втором действии она вставала из гроба, нам становилось страшно. Это испытывали не один-два человека с особо чувствительными нервами, а все без исключения, причём неизменно на каждом представлении».

Но искусствоведам удалось установить, что для портрета Яковлева Павлова позировала именно в костюме из балета «Шопениана». К сожалению, само платье в коллекциях музеев найти не удалось, однако сохранилось много фотографий балерины в этом наряде.

Семья Яковлевых
Александр Евгеньевич Яковлев – замечательный русский художник, родился в талантливой семье. Его отец Евгений Александрович был инженером, он изобрёл отечественный двигатель внутреннего сгорания. Кроме того, основал, а потом стал владельцем первого российского завода газовых и керосиновых двигателей (ныне завод «Вулкан» с г. Санкт-Петербурге, — ред). Мать Софья Петровна Кузьмина стала первой в России женщиной, получившей звание доктора математических наук. Сестра Александра — знаменитая российская и французская оперная певица, признанный педагог по вокалу. Старший брат Алексей, более известный под именем Алексис Джексон, после Октябрьской революции эмигрировал в США. Он был архитектором и инженером, одним из первых авиаторов.

Племянница Татьяна Яковлева — французский и американский модельер, художник-дизайнер, возлюбленная поэта Владимира Маяковского, которой он посвятил два стихотворения. Вторая племянница Людмила известна как французская балерина, актриса, модель…

Талант художника
В Яковлеве рано проявился талант художника. После окончания гимназии он поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств. С 1907 года занимается в мастерской Дмитрия Кардовского, где знакомится с Борисом Григорьевым и Василием Шухаевым. Дружба и сотрудничество с последним продолжались всю жизнь.

С 1909 года Яковлев участвует в выставках Союза русских художников, членом которого стал в 1911, и в выставках объединения «Мир искусства», куда вступает в 1913 году. Обращается он и к графике. Довольно активно сотрудничает с журналами «Аполлон», «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Нива».

В 1913 году за конкурсные картины «В бане» и «Купание» получает звание и право на четырёхлетнее заграничное пенсионерство. Вместе с Шухаевым они едут в Италию и изучают живопись Возрождения. Созданные в тот период работы он покажет в 1915 году на выставке «Мира искусства» в Петрограде.

Вернувшись в Россию, Яковлев живёт в Петрограде. Он преподаёт на высших архитектурных курсах Елены Багаевой и в Новой художественной мастерской на Васильевском острове, куда его пригласили сестры Бенуа.

Параллельно увлекается станковой и монументальной живописью, участвует в оформлении литературно-артистического кабаре «Привал комедиантов»… Вместе с другом Шухаевым расписывает плафон на тему «Девяти муз» для московского особняка Фирсановых на Пречистенке.

Кроме того, создаёт эскизы росписей для православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия), для зала ожидания Казанского вокзала в Москве.

В 1917 году, благодаря стипендии Академии художеств, Яковлев отправляется в новую командировку. В этот раз пункт назначения Дальний Восток. Художник посещает Монголию, Китай, Японию, где живёт с рыбаками на острове Осима и учится у них подводному плаванию. Изучает китайский и японский театр, пишет портреты, делает зарисовки этнографического характера и удивительные фотографии, в том числе подводные снимки.

Находясь в Пекине, Александр Яковлев узнаёт об Октябрьской революции и принимает решение остаться за границей. Он уже никогда больше не вернётся на родину, не увидит сына, который умер в 1918 году, и жену, актрису эстрады Беллу Георгиевну Шеншеву, покончившую с собой в 1929 году.

Париж
В 1919 году Яковлев приезжает в Париж, снимает крошечную комнату на Монмартре. И уже в апреле 1920 в парижской галерее «Барбазанж» проходит выставка из 169 его работ на темы Востока. Парижское общество встречает его благосклонно. Более того, в 1922 году знаменитый издатель Люсьен Вогель выпускает роскошную книгу с пятьюдесятью работами художника — «Рисунки и картины Дальнего Востока». Франция высокого оценила русского художника. В 1926 году Александр  Яковлев становится кавалером ордена Почётного легиона.

Его выставки проходят во многих городах мира: Нью-Йорк, Амстердам, Брюссель, Копенгаген, Белград… К слову, не забыли его и на родине. В 1928 году работы Яковлева демонстрировались в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве и в залах Академии художеств в Ленинграде.

В качестве официального художника Александр Яковлев принимает участие в двух экспедициях, организованных фирмой «Ситроен», в Африку и Азию… В 1934 году Яковлева приглашают в США возглавить живописное отделение школы Музея изящных искусств в Бостоне. Он много путешествует по США и Мексике, организует выставки. Словом, фортуна явно ему улыбается. Все неожиданно обрывается в 1937 году. По состоянию здоровья художник возвращается в Париж, где умирает во время операции.

Художник Александр Бенуа сказал о творчестве Яковлева следующее: «В средние века Яковлева заподозрили бы в колдовстве и пользовании услугами нечистой силы, каждому такому «документу» веришь, как самой безошибочной фотографии. Но разумеется, здесь нечто большее, нежели фотография»… На мой взгляд, это высшая степень признания мастерства.

О Павловой
Анна Павловна Павлова (настоящее отчество Матвеевна) — русская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 годах. Блистала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже. С начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой, выступив более чем в 40 странах, во многих впервые представляя искусство балета.

Гастроли одной из величайших балерин XX века Анны Павловой способствовали утверждению мировой славы русского балета. Хореографическая миниатюра-монолог «Лебедь» в исполнении балерины стала одним из высоких эталонов русской балетной школы.

Павлова хотела, чтобы её кремировали согласно древнеиндейскому обряду, и её друг и импресарио Виктор Дандре выполнил это завещание. Сейчас урна с её прахом находится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин в Лондоне.

Интересные факты
Если верить художнику Константинову Сомову, когда Павлову сожгли, пепла было так много, что он не уместился в урну, и присутствующие унесли его, завернув в газетную бумагу.

Музыкальный эпизод «Умирающий лебедь» фигурировал в моноспектакле Андрея Денникова «Исповедь хулигана», символизируя как образ самой Анны Павловой, так и судьбу послереволюционной русской эмиграции.

В лондонском «Пэлас-театре» до сих пор есть два места, на которые не продаются билеты: они предназначены для призраков Анны Павловой и актёра Айвора Новелло.



 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рецензии
В суровое время жил художник. За желание заниматься живописью ему пришлось поплатиться семьёй.
Но, несомненно, человек очень талантлив.
Главное ему удавались лица.
А в картине Анны Павловой попытка передать на полотне идеал женщины.
И лицо и характер балерины ему удались больше, чем у скульпторов Венеры Милосской и Венеры Медичи.
Так?

Владимир Иноземцев   19.09.2023 21:57     Заявить о нарушении
На мой взгляд, сравнивать эти произведения просто неуместно.

Наталья Швец   20.09.2023 13:29   Заявить о нарушении
Ой, не знаю. Всё время идёт спор о том, в каком произведении в наибольшей мере воплощен идеал женской красоты. Скульптура Венеры древнегреческого скульптора или бюст Нефертити?
Ну а этот портрет можно считать заявкой. Лучшая балерина с одухотворённым лицом.
Как говорил классик - и душа и тело, и мысли...
А вот о Венере Милосской, я бы этого не сказал. В греческой статуе - тело, а что с мыслями - непонятно.
Кстати, Венера Милосская в Париже, Винера Медичи - во Флоренции, в Берлине Нефертити и египтяне требуют бюст вернуть.
Гитлер его присвоил и говорил - это моя царица.
Но его нет, а на главную супругу фараона Эхнатона ходят смотреть миллионы.

А на какой картине из российских собраний, изображен женский идеал? Или скульптура?
Не знаю?
Может быть портрет актрисы Ф. Гойя или Пушкинского, или портрет другой актрисы Ренуара?
Возле подаренной Хаммером картины Ф. Гойя я минут двадцать простоял.

Владимир Иноземцев   20.09.2023 16:50   Заявить о нарушении
смешались в кучу кони, люди...

Наталья Швец   21.09.2023 10:49   Заявить о нарушении
Уважаемая, музей - это и есть кони люди. Идёшь мимо картин, и каждое полотно - это другой мир.

Владимир Иноземцев   21.09.2023 15:44   Заявить о нарушении