Кривое зеркало Православия

Эфиопия как зеркало Русской Православной Церкви... Или -
почему последний Православный Император был изгнан в Англию после антифашистского воззвания в 1936 году и затем мученически погиб? А в 1930 году будущая английская королева уже приветствовала фашизм с одобрения рядом стоящих королевских особ, а затем её внук щеголял в фашисткой  форме с одобрения старшего брата, и при этом открыто  эта страна разжигает геноцид православных славян...

Теперь по порядку:
Эфиопия – это страна, в которой берет начало райская река Гихон; здесь некогда поселился благочестивый правнук Ноя, а сын царя Соломона перенес сюда Ковчег Завета. Но вся Эфиопия живет по календарю, который совпадает с русским православным, а традиции и ценности эфиопского народа во многом напоминают дореволюционную Россию. Эфиопский церковный календарь практически полностью совпадает с церковным календарем, принятым в Русской Православной Церкви (Юлианским) – Рождество Христово и другие православные праздники мы празднуем одновременно.
Эфиопская Церковь одна из самых первых христианских Церквей и занимает в жизни эфиопов исключительное место, - она возводит свое начало к апостольским временам, когда евнух эфиопской царицы Кандакии был крещен апостолом Филиппом (Деян. 8. 26–30). Аксумских правителей в христианство обратил святой Фрументий (примерно IV век)

Попытка итальянцев в 1896 году колонизировать Эфиопию обернулась грандиозным поражением в битве при Адуа. Свой вклад в эфиопскую независимость внесла Россия. Началом ее отношений с Эфиопией (Абиссинией) стал 1897 год: Россия оказывала Эфиопии финансовую и моральную поддержку против колонизаторских устремлений Европы. Отношение эфиопов к русским, - делавшим акцент на духовном родстве двух христианских народов, - на фоне колонизаторских претензий Англии, Италии и других европейских стран, было очень положительным. Эфиопы видели в русских, что «им не нужно было [эфиопских]  земель, им не нужно было наград или почестей... Их не интересовало ни обилие золота в Каффе, ни плодородие Абиссинии и ее тучные стада — бескорыстно служили они своему делу и слава их стала далеко разноситься за пределы Аддис-Абебы, и так  интриговала императора Менелика, что он ходил сам в скромные русские палатки, он смотрел как рукой русского хирурга вынимались пули, осколки снарядов… И с именем русского Царя в Абиссинии составилось понятие бескорыстия, дружбы и христианской добродетели».

Французы и итальянцы – «это белые, которые могут повредить, это не христиане, по понятию абиссинца. Христиане — одни русские... "Вы, как ангелы…, вы христиане и мы христиане... братья... ангелы"». Эта оценка россиян находит свое подтверждение в словах императора Эфиопии Менелика II, который в письме к императору Николаю II так благодарил его за русскую миссию и оказание медицинской помощи раненым: «Говорим чистосердечно, что для Эфиопии нет других помощников, кроме Бога и России: мы братья по вере и истинные, неизменные друзья».

Известный поэт Николай Гумилев также посетил Эфиопию в 1908-1911 гг.: «Я побывал в Абиссинии три раза и в общей сложности провел в этой стране почти два года. Я жил четыре месяца в столице Абиссинии, Аддис-Абебе, где познакомился со многими министрами и вождями и был представлен ко двору императора российским поверенным в делах в Абиссинии». Гумилев написал массу поэтических произведений под впечатлением от своего пребывания в Африке, в том числе знаменитого «Жирафа» с озера Чад.

Но когда столицей империи стал город Гондэр, его древние культурные памятники разрушились во время Второй Мировой войны итальянскими фашистами с английской авиацией. Сейчас удалось восстановить многое – большой дворец Фасилидэса (десять храмов и замков за оградой, столько же – на окрестных холмах), прекрасная церковь Дэбрэ Бырхан Сылассе с одним из лучших собраний эфиопской живописи XVI века, и замок раса Микаэля-Сыуля (с золотой ванной последнего императора).

Почему Эфиопия не требует с Италии и Англии репарации —  компенсацию за ущерб, причинённый этими странами при нападении на Эфиопию в нарушение международного права?
 
Коронация последнего в мире христианского императора, члена Восточной православной общины, свершилась 2 ноября 1930 года в соборе Святого Георгия в Аддис-Абебе. Тогда архиепископ эфиопской православной церкви Теваэдо Абун Керрилос короновал императора Хайле Селассие I, Православным царем Эфиопии. Иностранные государства послали высокопоставленных представителей, чтобы засвидетельствовать восхождение на престол наследника древнейшей в мире династии, восходящей к Соломону и Македе, царице Савской. Король Великобритании Георг V послал сына, принца Генриха, герцога Глостера, король Италии Витторио Эмануэль послал своего двоюродного брата, принца Удинского, а Франция послала маршала Франше д'Эспере.

Царь Эфиопии получил традиционное образование мальчика из императорской династии под наблюдением православных священников, к шести годам он мог читать на геэз (древний эфиопский язык, который теперь используется только в литургии). К девяти годам он был рукоположен в сан дьякона коптским архиепископом Эфиопии Абуном Маттевосом (Матфеем).

В качестве императора Хайле Селассие стал знаковой фигурой. Его позиция против Муссолини и фашистского вторжения в его владения сделала его своего рода международной звездой, особенно после выступления в Лиге Наций 30 июня 1936 года. Его пророческое высказывание о войне Западной Европы с Православием свежо «Сегодня это мы, а завтра будете вы» предвещало грядущую мировую войну. Потерпев поражение в 1936 году, он провел пять лет в тяжелом изгнании в Англии.

Эфиопская церковь пережила гонения, сравнимые с теми, что имели место в России после 1917. Но были всё же налажены связи с русским православием: в 1974 году Эфиопскую Церковь по приглашению Абуны Феофила - патриарха Эфиопии, посетила делегация Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом. Однако, после его визита, в том же 1974 году был свергнут император Хайле Селассие, имя которого означало «Сила Троицы», и он был тем самым императором, с которым встречался Гумилев, не подозревавший, что этот Император станет последним православным императором в мире.

До сих пор остается спорным вопрос об останках последней царской семьи России. Дух богоборческого безумия везде одинаков, – тело убитого в 1975 году православного императора Эфиопии было захоронено под полом его отхожего места. С 1974 года император содержался под арестом в Аддис-Абебе до его смерти в августе 1975 года при весьма подозрительных обстоятельствах. Хайле Селассие I был похоронен в безымянной могиле в 1992 году, ибо правительство запретило проведение любых похорон или панихид по Императору. Лишь в ноябре 2000 года эфиопская православная церковь провела церемониальные императорские похороны, чтобы перезахоронить останки Православного императора Хайле Селассие рядом с его женой императрицей Менен, в часовне собора Пресвятой Троицы в Аддис-Абебе.
 
А в 1978 г. патриарх Эфиопии Феофил принял участие в праздновании 60-летия восстановления русского патриаршества. В своей речи на приеме в честь Феофила - патриарха Эфиопии, патриарх Пимен отметил, что Эфиопия мученически пронесла через века православную христианскую культуру и учение древней, неразделенной Церкви.

После прекращения императорской власти в 1974 году в Эфиопии к власти пришла военная хунта, получившая поддержку Советского Союза. Возглавивший в 1977 г. правительство майор Менгисту Хайле Мариам начал гонения против Церкви: храмы и монастыри закрывались, имущество национализировалось, епископы, священники и монахи бросались в тюрьмы, некоторые были казнены. В 1979 году был убит патриарх Феофил после возвращения из СССР.

Однако, в 1991 г. режим Менгисту пал, практически одновременно с развалом Советского Союза. В 1992 г. синод Эфиопской Церкви избрал новым патриархом Павла, который возглавляет Православную Церковь до сих пор, - она продолжает занимать ведущее место в жизни страны. В 1996 г. патриарх Эфиопской Церкви находился с официальным визитом в России.

Параллелей с дореволюционной (даже допетровской!) Россией здесь очень много, - попадая в Эфиопию вы погружаетесь в живую историю, видите очень схожую по духу страну, где на первом месте в общественной иерархии долгое время были не банкир и не политик, а служители церкви и воины. Но православный народ по-прежнему больше уважает последних. Сейчас Эфиопия – федеративная республика, у власти в которой стоит правительство со взглядами лево-либерального типа. Правда, это не помешало стране установить в соседнем южном Сомали (Белоруссия?) лояльное себе правительство. Имеются у Эфиопии планы и в отношении временно-отпущенной Эритреи (аналог Украины?).

Ни мусульмане, ни духовная, ни военная экспансия Запада не сломили эфиопов – их страна была и остается единственной в Африке, которая никогда не была ни чьей колонией, и где православные верующие превышают остальные религии…

 А Россия что же..?


На иллюстрации к статье: единственное фото, где английская королева склонилась в поклоне пред Православной Императрицей Эфиопии


Рецензии