Осколки мадонна

«Осколки» 
Мадонна


О боги, сколько есть на свете вещей, которые  мне совсем не нужны! – воскликнул Сократ, зайдя на рынок.

Я всегда вспоминаю эту горестную фразу открывая дверцу посудного шкафа.. Там, на полках выстроились в стройные ряды изящные рюмки и рюмочки, фужеры и бокалы из прозрачного хрусталя, модные когда-то, залихватски закрученные и очень тяжёлые вазочки, пепельницы и конфетницы из разноцветного чешского стекла и сияющая, не переплюнутая в советское время ничем вершина домашнего достатка - фарфоровый чайный сервиз «Мадонна» Там было всё: изящные изгибы ручек и носиков у чайника и чашечек, благородная позолота и перламутр, милые виньеточки и цветочечки, рассыпанные по поверхности, и, главное – пасторальные картинки целующихся девушек. Одним словом –барокко.

Я помню как с горделивой радостью мама принесла коробку с сервизом домой. Она поставила её на диван, а я села рассматривать приобретение. В основном меня поразило несоответствие этой якобы дворцовой роскоши с полуаскетичным советским минимализмом конца шестидесятых годов. Мне казалось, что она ещё как-то будет смотреться на ковре, но мама властной рукой расставила весь дворцовый шик на центральную полку нашего полированного остроугольного серванта, подвинув в стороны слегка потускневшую остальную красоту.

Так началась долгая жизнь немецкой посуды в нашем доме. Раз в месяц или полтора мне вменялось в обязанность перемывать весь этот фарфор-хрусталь. Я брала тазик, складывала в него посуду и шла на кухню мыть-вытирать. И не дай бог разбить что-нибудь из маминой гордости. Единственное, что мне нравилось в этой процедуре, это каждый раз по-разному расставлять посуду на полках. Во мне и теперь раз в год просыпается перфекционист и игрушки на ёлке я прекращаю перевешивать как раз к старому новому году.

Сначала мне нравилось рассматривать фигурки на чашках. Время тогда было куда как целомудреннее и меня ни капли не смущали обнимающиеся девушки. Подумаешь, мы тоже с подружками всегда обнимались при встрече. Скорее бы меня смутила целующаяся разнополая парочка.

Я же не знала тогда, что это сюжет из древнегреческой мифологии и художница эпохи барокко изобразила момент соблазнения Зевсом несчастной нимфы Каллисто, а так бы… Я с пятого класса, со времени прочтения книги Куна о древнегреческой мифологии, к Зевсу относилась неважно. Это ж скольким прекрасным девушкам он испортил жизнь! Европа, Даная, Ио… И несчастная Каллисто, нимфа из компании богини-девственницы, строгой и непреклонной Артемиды. А Зевс, видите ли, воспылал страстью к очаровательной нимфе, оборотился Артемидой и обманул её самым гнусным образом. Представляете? Удивительно, что все девушки, с которыми резвился этот беспутный и вероломный бог, обязательно сразу беременели. О боги!

Но из мифа слов не выкинешь, Каллисто забеременела и была разоблачена, и с позором изгнана из окружения Артемиды. Потом она родила сына и была отправлена вместе с ним на небо, превратившись в Большую Медведицу.

Так что, не надо разглядывать этот мещанский старый сервиз. Посмотрите на небо: там горестными фарфоровыми слезами  плачет Большая Медведица, которую зовут Каллисто. 


Рецензии