Приближение к повторяемости 1

или Некоторые остатки беспечной жизни

Общество заставило нас, кавычки опущу, к чему же оно принуждало, к молчанию.
Круг. Шли. И будем идти. И вдруг. Верно, никто не ожидал. Перестройка. Заявления на вершине. Для рядовых — с вершины. По части? Оснований нашей общественной жизни. Эти основания были, есть, будут, но они должны быть больше, так и говорилось, больше, больше. И будут больше. Верх. В роли верха. Ему эта роль к лицу. К сему, я о роли, прочие кипения, попутные мельтешения. Конечно. Затеи. Подходы. Отходы. Под отходами всего лишь отказ от некоторых незыблемых положений, вознесенных Партией по мере ее движения к ее необъятной власти. Положения. Постулаты. В частности, о руководящей роли партии. Понятно, обусловленные самой историей. Подтвержденные этой историей. Задающие эту новую историю. Истории нет без руководящей роли, не силы, как говорится обычно, роли? Роль, это сила или бессилие, иное? Фраза, ставшая привычной, не дано. Возможно.
Роль. Вступление. Исполнение. Следствия.
Обнаруживаю, как многие, многие, я очень далек от истории.
Как эти многие я не был историком. Не был. Не являюсь. Не стану. Оговорюсь, далек от истории, но будучи рядовым носителем идеологических картинок, был близок к идеологии, к счастью, картинки эти носил в своей голове, не тиражируя их во внешний мир, и потому в роли этой не преуспел. Быть близким, значит, быть далеким, в пределе, от государства, которое утверждает себя в качестве движущей силы.

Роль Перестройки, положительная? История в моем сознании смешивается, отчасти даже путается, с культурой. Что-то поставить на первое место, вынести на первый план. Из первого второе? Как-то надо было прояснить, что-то: отклонить, принять, продолжить. Быть вдалеке от истории, что здесь нового. Быть на катке, даже без коньков, быть на самом катке. Почему же быть в истории, быть от нее вдалеке. Катать, самому себя, видимо, в свое удовольствие. Самому себя впрягать, как насчет удовольствия? После катка можно сказать, скрыть источник удовольствия?.. был в другом месте. После истории, вот бы поставить себя после истории!.. обнаруживается некоторое затруднение, можно ли быть после истории. Неважно где, лишь бы после истории. Даже будучи в будущем, быть после истории, не получается. Приходится делить, дробить на части, что? Выделить какую-нибудь историю, отдельную, должную, всеобщую, тем самым приблизить себя к истории, не все же к начальству. В плане за-данного, кем? Партией, конечно. Партия без истории, напротив, должна быть в истории, история за нами?.. отсюда та история, на которой стояла и благодаря которой продолжала стоять партия, эта история была передо мной, перед всеми каждый день, почему? Каждый день перед каждым была партия, хотя бы в образе парторга. Образ или роль? Кто-то вживался, не отделял себя от роли. Кто-то прошел до конца, я есть потому что есть моя роль. Вне роли, без роли, в очереди, понятно. И каждый знал. А каждый парторг подтверждал, иногда без слов, просто сжимая кулаки, первые. А первые, обычный оборот, в гуще событий. Это та партия, которая творит историю. Делать историю, наверно, нет другой возможности быть к истории ближе. А тут Перестройка, вернуться, куда? Вопрос звучал, маленькая странность, чуть иначе, кому? Партии, куда? К самой себе. Всем прочим, естественно, к партии, под ее знамя.
Крайний нашелся? Обычная реакция. Или даже так.
Рядовая реакция рядовых.

Когда подобные реакции множатся, вместе с числом рядовых, наверно, и появляется история.
Рядовые реакции множатся, повторение? И снова. Перестройка. Новая жизнь. Остатки прежней. Остатки, нет бы острова, печально и торжественно, но какие острова в одном, отдельно взятом сознании. Так, остатки прежних впечатлений, ощущений, переживаний, предубеждений, а где же достижения?.. там, где должны быть, в отходах, на этот раз об отходах человеческой памяти, неужели есть и такие.
Расстаться со своим временем, рано или поздно.
Но оставить свои предубеждения, при себе, кому-то удается, что тут скажешь, не всем везет, не все могут расстаться с прошлым, обычный оборот, с грузом прошлого. А нужно ли? Расставаться с прошлым, которое есть великое прошлое. История не должна зависеть, от кого? От рядового. От партии. От государства. От правителя. Сколько их было, начиная с Правителей и кончая рядовыми. И сколько еще будет. Этих обычных ситуаций, Правители — Рядовые: единые, вместе, порознь, против.
Кто же не позволяет истории повторяться.
Иначе говоря, рядовая реакция не-рядовых, но возможна ли рядовая реакция не-рядового.

Кто же не позволяет истории, повторяться? Можно глянуть чуть иначе, потеряться. Потому, должно быть, и являются такие вещи, как Тайная история, кавычки опущу.
Если они есть, я об остатках,
почему бы не выбросить, желающий может попробовать, как говорили в той полу-забытой жизни, носить тебе, не переносить. Полу-забытая, или полу-истлевшая, как знать. Не опуститься ли немного, можно, благодаря этой полу-забытой жизни. Желающие по-благодарить, опуститься?.. неужели найдутся? Приподняться, немного, благодаря опять той жизни. Была бы знать, я о сословии, найдется и место, глядишь, состоится эпоха, а значит и место в истории. Почему так? История уже есть, течет, длится, желающим обещает место, ничего более, обрели, возрадуйтесь, что еще? Желающие отвечают, высокая нота, не история дает место кому бы то ни было, это они делают историю. Не они исторически обусловлены. Но история обусловлена ими, обязана им. Такие строители есть, по крайней мере, есть видящие себя таковыми. В порядке продолжения. Достойные делают историю, раз так, история должна быть достойной. Тут обычная кочка, надо споткнуться, где это достоинство. Цепь срывов, тот же Платон, неужели насмешка, чья? Той же истории. Той судьбы, которую называют высшей волей. Той силы, которая ввела, вела, завела ту полу-забытую жизнь. Сила жизни, кого-то она выводит в ведущие.

Желание неповторимости, свойственно людям.
Не взойти ли, куда? Не в пещеру, туда заходят, на вершину, на то и общество, чтобы отдельные делатели могли подниматься, стоя на вершине, озадачивать себя чем-то неповторимым. Это? Самое последнее, оно же конечное. Самое совершенное. Короче. Не завершить ли историю. Почему бы не спросить: не повториться ли. Желание неповторимости нетрудно довести, до чего? До желания быть избранным, до убеждения в своей избранности. Быть больше самого себя, как превзойти самого себя, стать избранным, значит, превзойти всех, стать тем, кого никто не может превзойти, стать таким, больше которого нельзя быть. И значит. Стать больше себя самого уже невозможно. Конечное состояние. Человек завершился, как это понимать? Это не значит, что он не будет одерживать новые победы, будет. Завершился? Теперь он будет идти от победы — к победе. Победитель, это и есть его завершенное состояние, склоните головы все прочие. Что-то знакомое. Партия, высший орган, лидер. Вернее перечислять в обратном порядке. Повторяется история. По крайней мере, история партии, как будто подтверждает, партия была. Ныне, сохранилась только форма. Решила стать самой собой, вернуться к самой себе. Не знает, что это будет совсем другая партия.
Которая не взойдет в тех же частностях, а потонет.
Партия, которая не может повториться?

Необязательное
Попытка, чего? Как всегда, общий взгляд на историческое движение, внушили еще в школе.
Прямой контакт с историей, возможен ли он? На мой взгляд, нет. Приближение к истории. Первый шаг. История, будучи избавлена от прямых контактов с каждым отдельным человеком, не мешает действующим участникам быть самими собой, только собой. История не повторяется. Шаг второй, поскольку участники могут учиться на уроках прошлого, а история предлагает такие уроки, значит, ее можно повторить. Приступаем. При некотором усердии вернемся, куда? К отцам-основателям. Шаг третий. Вернулись. Увязли (в частностях). Запутались (в следствиях). Отцами-основателями не стали, не сравнялись? Пришлось остаться самими собой. Напрашивается простое отрицание. История не повторяется. Далее общий взгляд:
История повторяется в частностях, по крайней мере, в отдельных.
История не повторяется в решающих следствиях, иначе не выйти на новый этап движения.
Частности, конечно, они есть, куда без них. Следствия, действия на историческом поле невозможны без следствий, о чем спор. Где же главное? Что есть главное в той же самой истории, переполненной частностями и следствиями. Банальное, за частностями не видно по-следствий, значит, предпринимаемые действия будут выдавать нежелательные результаты. Придется делать нежелательные действия. Прекрасно. Одно смущает. Напрашивается возражение. Возможно. Не одно.

Придется вздохнуть, вздох первый, далекий от истории, может быть далеким от Перестройки.
А близкий к Перестройке?


Рецензии