Новогодняя сказка-быль
От минус 30* до минус 40*. Теплоход «Порхов». Порт Кеми, Ботнический залив, Финляндия, читай: Лапландия.
Нас принесло сюда в декабре1975, а вынесло в январе 1976. Из-за сильных морозов погрузка пиломатериалов шла так медленно, с перерывами, что мы уже и не чаяли выбраться из этой родины Санта Клауса. На улицу выходить себе дороже, в протаянном по центру окне мостика я наблюдал, как снежные человечки, по-фински неспешно, вкривь и вкось укладывали на палубу пакеты с лесом, а над ними горькой судьбой висел громоздкий, в овчинном до пят тулупе, второй помощник капитана. Два народа, лед и пламень… Судя по жестам и артикуляции губ, второй рассказывал грузчикам все, что о них думает, без всяких там «мир-дружба-матрешка». Наскоками, без всякого эффекта, он собачился с финнами каждый час и летел ко мне на мостик отогреваться.
– Долбишь-долбишь, никакой эрекции! - Возмущался Серега. - Отмороженные, как они детей-то делают?!
– Риторический вопрос, там уже арабы вовсю подтягиваются…
– Две недели, как собака на морозе и этому спектаклю нет конца.
– Второй помощник должен страдать. Грузовые операции, укладка, крепление груза, жизнь наша, в конце концов, – все на вас, батенька. – успокаивал я, втайне радуясь, что ему задержали отпуск и мое выдвижение на эту должность переносится до «после рейса».
– Пойду остановлю погрузку! – подхватился Сергей. – Пока не наведут порядок!
– А иди! – Я прошел в штурманскую и прилег на капитанский диванчик. – А я тут пока… кости погрею на лежанке, думочку вот только подложу под голову...
С началом рождественских каникул суровые финские парни вообще разбежались по тайге, и нам стало отчетливо ясно: Новому году, в этой заснеженной, богом забытой дыре – быть. Вместо Испании, судно попало сюда по чьему-то недоразумению, а расхлебывать нам. Капитанский винный ящик был пуст, и в среде товарищей возникло тревожное волнение. Всем казалось, что мы обречены на новогодний чай, но всезнающий начальник радиостанции дал направление и вместе с ним надежду: в 12-и километрах, в такой же заднице стоял т\х «Красная горка», где по его информации имелись неплохие запасы спиртного и коллеги, были не прочь поделиться, в разумных пределах конечно. Оставалось только договориться о гарантиях и выслать миссию… «А, почему бы и нет?!..» – к делу подключился помполит, неутомимый организатор футбольных матчей и походов в зарубежные зоопарки. Этот горы свернет! Капитан тоже поддержал идею, но остро стал вопрос добровольцев – в приказном порядке нельзя, а дураков нет. То есть, был один, но, при моей субтильности сдохнуть на морозе в заполярной тайге, пока не входило в мои планы. А колесо событий уже набирало обороты, прибежал радист: – Все, договорился! Завтра ждут оказию…
Главное в таких делах – инициатива и смелые, нестандартные решения. На морской карте прикинули пути по побережью – извилисто, но вроде рядом. И добровольцы нашлись из самых охочих, с жировой прослойкой. За отсутствием лыж, «челюскинцы» решили ехать на велосипедах, один из которых был гоночным, на узком ободе без покрышек, и мне, глядя со стороны, эта идея дико нравилась!
Так как царила полярная ночь, условным утром 31-го стартовали. Трое отважных, экипированные, как заблудившиеся во времени партизаны, в полушубки и валенки, увешанные рюкзаками, веревками, фонариками, выбрались на дорогу, и утопая по колено в снегу, поволокли велосипеды в чащу…
– Ты им карту нарисовал? – Капитан переходил в режим ожидания.
– А как же! Два варианта: идти по берегу пока упрешься, километров 20 будет, или напрямик, через тайгу – этот путь короче, но тернист… – С моей стороны все было сделано, не придерешься.
– Компас они взяли?
– Шлюпочный, тяжелый, кила на три потянет…
– Рацию?
– А как же!
– А пожрать?
– Это не ко мне…
Как в воду канули, хотелось думать о хорошем, но напряжение нарастало… В 11, 12, 13 часов радист связывался с «Красной горкой» - герои еще не прибыли. Наконец, в 14 часов, без потерь, миссия добралась до пункта назначения. Я сразу определил: дистанция 12 километров, 6 часов в пути, скорость 2 км\час + 6 часов обратно, значит, прибытие на борт, включая задержки, произойдет в 23 часа. Поднялся наверх, включил два прожектора, направив лучи в предполагаемую точку возврата, и стал ждать. Опережая график на час, они вдруг появились на опушке. Измученные, заиндевевшие, с отмороженными носами и велосипедами на плечах… Я кинулся к трансляции, включил циркуляр: – Идууут!!!
Радости людской не было предела – их несли по сугробам уже на руках… Накрывая столы, толстые повариха с буфетчицей порхали, как бабочки, а щебетали как птички. Раньше было нельзя – плохая примета! И вот, около полуночи, все тридцать четыре человека собрались в кают-кампании встречать Новый 1976 год и чествовать своих героев. И дело было не в симметрично расставленных десяти бутылках коньяка и пяти шампанского, а, наверное, в традициях, столь присущих русским людям. Странно, да? Спустя неделю, с заснеженным караваном леса на палубе, «Порхов», едва оторвавшись от причала вместе с примерзшим к борту ледяным полем, еще добрый час крушил его разворотами и переменой ходов на месте. Тронулись во льдах, и впереди была долгая дорога в Александрию с ее 40-градусной египетской жарой.
Свидетельство о публикации №223020202110
Никита Панов Андреевич 24.02.2023 04:13 Заявить о нарушении