В который раз о любви и дружбе

   В статье речь пойдет о субъективных психических отношениях (взаимоотношениях).

   Дружба – взаимоотношение людей, личностей (межличностное отношение), сознательно основанное на их определенной внутренней идентичности. Хотя полная одинаковость невозможна (как невозможно абсолютное тождество), для простоты я использую слова-синонимы: идентичность, одинаковость, тождество, равенство, – подразумевая неполное относительное равенство, тождество, одинаковость, идентичность. Я исхожу из устойчивости свойств личности, постоянства (относительного) ее психологического склада. Но, разумеется, никогда не будут друзьями (утрирую) два человека эгоистичных, агрессивных, с лидерскими наклонностями («два медведя в берлоге»). Есть много других примеров отталкивающего (несовместимого) сходства, подобия, тождества. Поэтому на дружбу способны в полной мере лишь гуманные люди (под гуманностью я прежде всего подразумеваю душевность, которая способствует совместимости друзей/любящих [см.]). Дружба, безусловно (как это отмечалось психологами при определении общепринятого понятия «дружба» [см. дружба 1]), – взаимоотношение нравственное. Ее основные признаки также общеизвестны: индивидуальная избирательность, самоценность, взаимная дружеская любовь и привязанность, интимность, взаимная эмоциональная поддержка, бескорыстная взаимопомощь, (добавлю) взаимное уважение.

   Друзья идентичны в мировоззрении, в основных ценностях, в основных отношениях и установках, желательна идентичность и в основных интересах, но возможна и близость; далее идентичность или близость темперамента (включая абсолютную чувствительность [и далее]), даже (желательно) психомоторики (при отсутствии, разумеется, патологии); плюс идентичность эмпатии.

   При дружбе мужчины и женщины (возможна и без влюбленности [см.], если их «сердца» «заняты» другими людьми [и далее]) – идентичность мировоззрения, основных ценностей, основных отношений и установок; близость основных интересов; далее близость темперамента; плюс идентичность эмпатии.

   При дружбе 1 (соответствует общепринятому понятию «дружбы» [я не лингвист и поэтому вынужден использовать старые слова, термины для обозначения вводимых понятий]) – идентичность или близость мировоззрения, основных ценностей, основных интересов; далее близость основных отношений и установок; плюс близость эмпатии.

   При дружбе 1 мужчины и женщины – то же.

   Влюбленность – чувство (страсть) плюс производные переживания, в которых выражены субъективно жизненно важные потребности (сексуальные и духовные) в конкретном человеке другого пола. Испытывать влюбленность в полной мере способны лишь гуманные люди (их отличают и глубина чувств, и такие «тонкие» черты, как чувствительность, нежность…); им противоположны эгоисты, «сухие» люди и легкомысленные (поверхностные).

   Любовь – взаимоотношение мужчины и женщины, основанное на их дружбе и влюбленности, при котором в сознании обоих происходит и «взаимопроникновение» друг в друга, и «взаимослияние» в единое «однородное» целое. Любовь – вершина человеческих взаимоотношений (межличностных отношений).

   Любовь 1 – взаимоотношение мужчины и женщины, основанное на дружбе 1 и влюбленности (плюс определенной гармонии, которая является составной частью и дружбы 1, так как без этого «цемента» устойчивого взаимоотношения у непохожих друг на друга людей не будет).

   Любовь 2 – взаимоотношение мужчины и женщины, основанное на их влюбленности и гармонии. У Гомера слово «гармония» употребляется и в значении «скрепы». Любящие 1 и 2 также могут воспринимать друг друга «единым целым» (и тому подобное), но их восприятие будет более и, соответственно, значительно более субъективным, чем при любви (плюс см. дополнение).

   Влюбленность 1 – взаимоотношение мужчины и женщины, основанные на их влюбленности. Но это взаимоотношение не будет устойчивым из-за отсутствия гармонии.

   Влюбленность 2 – отношение (личностное) к лицу другого пола, основанное на влюбленности.

   Друг – такой, как я, похожий (внутренне) на меня «со мной» (субъективное определение) ([или] друг – «такой, как я, похожий на меня, соединенный со мной невидимыми чувствительными узами, позволяющими ощущать его присутствие и поддержку и на расстоянии» [субъективное определение]).

   Любимый – другого пола, (но) похожий на меня «во мне» (субъективное определение).

   Любящие – «мы» (я и любимый) – единое «однородное целое» (субъективное определение).

   Примеры проявления (у любящих) 1) наиболее сильного и глубокого взаимного чувства «слияния в единое существо» (познавательный компонент – отсутствие [взаимное] ощущения отдельности): а) при достижении единой цели, исполнении взаимной мечты; б) в любовном экстазе, а также при взаимной нежности (особенно после разлуки) – и 2) наиболее сильного и глубокого взаимного чувства «любимого в себе»: x) в разлуке.

   Дополнение. После взаимного изучения, взаимного познания любящие 1 и 2 смогут понимать друг друга, но… Человек с помощью своей памяти, воображения способен воспроизвести, например, эмоциональное состояние (или иное психическое явление), в той тли иной степени подобное эмоциональному состоянию другого человека, наблюдая его выразительные движения. То есть человек способен постичь, например, эмоциональное состояние (или иное психическое явление) другого человека, уподобив свое эмоциональное состояние его состоянию. Человек может воспроизвести только то (плюс в воображении – из того), что у него было в прошлом опыте, сохранилось в памяти. Яркий пример. Мужчина не сможет воспроизвести образы половых ощущений, подобные половым ощущениям женщины. Причина в том, что у мужчины нет таких ощущений в чувственном опыте, а их образов – в памяти (так как половой физиологический механизм мужчины и женщины различен). В то же время людей, кроме прочего, отличают их психофизиологические особенности. Это прежде всего особенности типа высшей нервной деятельности и темперамента (см. предыдущую работу «Еще раз о типах нервной системы и темпераментах»), которые так или иначе проявляются у них в психических явлениях, в деятельности, в общении.

   Поэтому разные люди по-разному постигают психические явления друг друга (неясно, неточно, неполно, неправильно наконец), так как могут воспроизводить только свои психические явления. То есть непохожие друг на друга люди (в том числе любящие 1 и 2 [друзья 1]) не смогут ясно, точно, полно (а иногда и правильно) постигать психические явления друг друга. Невозможно понять другого человека и сопереживать ему иначе как «изнутри», «живя» «его» внутренним (субъективным) миром, в то же время признавая этот внутренний мир реальностью, выводя из него отношения, действия и поступки этого человека. Именно поэтому и необходимо воспроизводить психические явления, подобные психическим явлениям другого человека; тогда как опосредованное понимание без ясного, точного, полного постижения психических явлений другого человека, будет неконкретным, общим, абстрактным. Поэтому можно сделать вывод, что любящие 1 и 2 (друзья 1) будут и понимать друг друга недостаточно полно или неполно; они будут способны на такие сопереживания, при которых (воспроизводимые) переживания одного будут лишь более или менее приближаться по степени сходства к переживаниям другого (и наоборот), так как они чувствуют, переживают по-разному. Это говорит о возможности недопонимания (в разной степени) между любящими 1 и 2 (друзьями 1), при котором, кроме прочего, эмоциональная поддержка со стороны одного может быть оказана и не совсем своевременно (или несвоевременно), и может не вполне соответствовать (или не соответствовать) потребностям в ней другого (и наоборот), что, в свою очередь, может привести к постепенному ослаблению эмоционального контакта между ними.

   В отличие от любящих 1 и 2 (друзей 1), похожие друг на друга любящие (друзья) будут способны на наиболее полное взаимное понимание, будут воспроизводить психические явления практически друг друга, между собой будут способны на подлинные сопереживания (способны чувствовать, переживать практически то же самое и точно также [у любящих, будут, разумеется, некоторые отличия, связанные со спецификой пола]); они смогут оказывать друг другу наиболее эффективную эмоциональную поддержку (самую своевременную и полностью соответствующую потребности в ней), будут способны на самый тесный эмоциональный контакт между собой. Более того, только у любящих (в отличие от любящих 1 и 2), способных практически одинаково чувствовать и переживать, будет одинаково развита и влюбленность. Все это создаст благоприятные условия и позволит (в их сознании) предельно сблизиться друзьям, наиболее глубоко «проникнуть» друг в друга и взаимно слиться в единое «однородное» целое любящим…

   Филиппов Владимир Васильевич, Москва, 02.02.2023


Рецензии