Оттенки безразличия

Безразличие может быть разным? Так точно, да, может, и бывает.

Чаще встречается безразличие показное, наигранное, демонстративное.

Реже бывает безразличие умышленное.

Иногда бывает кажущееся безразличие, когда человек замкнулся от боли.

Но я бы хотел обратить внимание читателя на безразличие иного вида. Когда есть чем жить.

Тогда, вдруг, оказывается, -  жизнь настолько увлекательна, что не остаётся лишних ресурсов для иного, в том числе и для деланного, наигранного безразличия.

Когда подлинно интересуешься своей жизнью, то не станешь пытаться быть костылём или дорожным знаком для иных. Не от равнодушия. От интереса и увлечённости своей жизнью.

Сострадание остаётся. Но приходит и понимание того, что костылём быть смысла нет - и ближнему не поможешь, и себя растеряешь.

Эти несколько аспектов должны сложиться в одно.

Понимание невозможности помочь ближнему за счёт своего ресурса без желания ближнего расти. Отпадает желание доказывать и наседать. Как максимум - дискуссия в пределах без перебора.


Разотождествление с матрицей социума, диктующей "единственно верные" суждения.

Подлинный интерес к своей жизни.


Реструктуризация себя, дающая возможность увидеть и вместить новую карту мира.


Тогда возможно испытать то безразличие, о котором я говорю, некую отрешённость.

Твердое понимание, что значение имеет лишь то, что добыл сам, а не настойчиво внушили другие.

Увы, даже самая светлая истина, будучи не добытой самостоятельно, но внушенной, растворяется.

Знание специфично. Сам способ его получения отражается на его качестве. Привычка получать готовые знания атрофирует иную привычку: добывать эти знания самостоятельно. Понимая это отчётливо, волей-неволей приходишь к отрешённости.

Каждому своё, всему своё время.

*

Есть и ещё один оттенок, не вполне оттенок, скорее, нечто отдельное.

Безжалостность в контексте Кастанеды. Суть не в ней самой по себе.

Суть в том, что в определённых обстоятельствах человек, полагавший себя полным сострадания, способен на идеальную безжалостность. Это был один из самых впечатляющих уроков, преподанных Доном Хуаном Кастанеде.

А что из этого следует - тут каждый медитирует самостоятельно. Из этого много чего следует. Смотря как медитировать.


Рецензии
Говорят, в равнодушии — к мудрости дверь.
Мол, для мудрого нет ни побед, ни потерь.
В равновесном покое находится мудрый...
Ну и на фиг он нужен, скажи мне теперь.
===

Безразличие, равнодушие - это по определению плохо.
Мудрость - это по определению хорошо.
Но если вдуматься, то окажется, что все эти "определения", как минимум, сомнительны.

Павел Лобатовкин   18.03.2023 05:44     Заявить о нарушении
Всё так, Павел. Вот думаешь выразить словами одно, а смотришь на реакцию другого - и понимаешь, что услышалось что-то своё в этом другом. Да что там, уже во время только проговаривания мысли вдруг осеняет, что она может быть услышана вовсе не так, как того хотел я. Хуже всего то, что не находится ни одного способа полноценно выразить себя в словах. Не зря сказано - "определять - значит терять". Самое забавное, что и в буквальном прочтении термина "определять" (наделять пределами) - тоже, по сути, терять, отделяя определённое от Бога-целого. Это ведь только у смотрящего в уме контуры определяемого таковы, а по сути этот объект вписан в Творение неразрывно, и нельзя на него смотреть как на отдельность и притом надеяться познать полноценно в отрыве от Творения. Оттого и Садхгуру говорит - часть лёгких человека висит на деревьях. Так что в каком-то смысле, человек - это и деревья, и всё остальное тоже. Мы соединяем звёзды в созвездия, чтобы разглядеть привычные образы даже там... Иногда, довольно часто, приходит ощущение отсутствия нужного термина в языке. Его там просто нет, или же он мне неизвестен. Взять хотя бы этот текст о безразличии. О чём он по сути. Он о вовлечённости в свою жизнь, когда она подлинно интересна. Но не только. Это лишь один "объект". Ещё один "объект" - сознательное невмешательство. И как раз не по причине равнодушия - душа, бывает, кровью обливается, как говорится, так ей больно за ближнего, или стыдно за ближнего. Но уже точно дух знает - ничем не помочь. Каждый идёт сам. Можно оказать поддержку, если по силам, можно дать отклик, если попросят, но самому вмешиваться бесполезно. Тот, кто не ищет, не услышит. Не вложить своё понимание в иной ум. Так уж это работает, такова данность. И такая реакция, когда не вмешиваешься, может называться уважением к Творению, к Промыслу, к путям, которые неисповедимы. Потом убеждаешься, что и к лучшему, хотя поначалу так и тянет вмешаться, и вмешиваешься, и упираешься в стену непонимания. Можно назвать это смирением. А можно - ещё одним оттенком безразличия - несколько провокационно, если буквально, но суть не в названии, а в истории, которая за этим стоит. Возможно, я выбрал название неудачно. Скорее всего, неудачно. Моя мысль притягивалась к понятию безжалостности по Кастанеде. Возможно, оттого я выбрал термин "безразличие". Но всё это - оттенки чего-то большего, чему я так и не нашёл соответствия в языке. Это можно было бы показать историей, но тогда пришлось бы написать роман, а я - не романист. Вспомнился Арамис с его песней "но я - не дуэлянт". Умолкаю))

Феронин   18.03.2023 19:32   Заявить о нарушении
О том, что пишется (и думается) одно, а прочитывается зачастую совершенно другое (причём разными людьми по-разному), знаю не понаслышке. Иногда буквально потрясающие разночтения случаются. Три способа реагирования знаю и по мере возможности использую:
1) учитывать отклики читателей (благо, сайты типа проза.ру предоставляют авторам возможность обратную связь от читателей получать напрямую) и вносить уточняющие правки;
2) учитывать замечания при работе с редактором (при подготовке книги работа с редактором много пользы принесла, очень интересное и, считаю, эффективное взаимодействие получилось);
3) не обращать внимания - потому что полностью исключить, мягко говоря, своеобразное прочтение автор не в силах.

Мне думается, я неплохо понял сказанное вами в этом тексте. Другое дело, что мой отклик, возможно, создал иное впечатление, т.к. он, скорее, "по мотивам", нежели по существу.

Павел Лобатовкин   19.03.2023 03:34   Заявить о нарушении
Павел, спасибо за обратную связь. Всё так. Как написал один автор у себя на странице проза ру - "у читателя есть только текст".

Феронин   19.03.2023 19:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.