Пушкин Антропология. Друзья и дружба, иху м 2

Часть 2.  Друзья и Дружба в стихотворениях

(А) ДРУЖБА
Мечтанье обнимая,
Любовь его ведет,
И дружба молодая
Венки ему плетет.
Скажи, о сердцу друг бесценный,
Мечта ль и дружба и любовь?
Доселе в резвости беспечной
Брели по розам дни мои;
В невинной ясности сердечной
Не знал мучений я любви,

Тогда на голос мой унылый
Мне Дружба руку подала,
Она Любви подобна милой
В одной лишь нежности была

Имянины
Умножайте шум и радость;
Пойте песни в добрый час:
Дружба, Грация и Младость
Имянинницы у нас.
Между тем дитя крылато,
Вас приветствуя, друзья,
Втайне думает: когда-то
Имянинник буду я!

Пускай Судьба определила
Гоненья грозные мне вновь,
Пускай мне дружба изменила,
Как изменяла мне любовь,
В моем изгнаньи позабуду
Несправедливость их обид:
Они ничтожны – если буду
Тобой оправдан, Аристид.


Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.
1821 г.
              это написано в одно время с Демоном, Гавриилиадой и Хандрой = в период смены мировоззрения = в период, когда поэт-человек Пушкин покончил с «либеральным бредом» (по его признанию в письме кн. П.А. Вяземскому)


Горчакову о «счастливой семье молодых повес»:

Где ум кипит, где в мыслях волен я,
Где спорю вслух, где чувствую живее,
И где мы все – прекрасного друзья...
И ты на миг оставь своих вельмож
И тесный круг друзей моих умножь...

 В стихотворении «19 октября» (1825 года) о Лицее:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен.

В черновиках:

Среди великого народа.
Не слышат. Шествие безмолвно. Ждет палач.
Но дружба смертный путь поэта очарует.
Вот плаха. Он взошел. Он славу именует…

***

И это, фра всё…  Не густо.

Зато в сети гуляет еще один титул Нашего Всего =

«ПЕВЕЦ ДРУЖБЫ"!

***
Во всяком обожении и титуловании есть что-то рабское, безнравственное...


Рецензии