У тётки Феодосии

      Алёнке и Иринке было уже по четыре годочка, когда Семён первый раз отправил их с Машей отдохнуть на Каспий к своей сестре в Азербайджан. К Феодосии приехали поздно ночью. В кромешной тьме двое мужчин с фонариками «Жучками» встретили Машу с детьми и помогли им сойти с поезда, который через минуту свистнул и снова тронулся в путь.
      Алёнку и Иринку принесли на руках в небольшой тёплый домик, и сразу уложили в кровать с большими подушками и одеялом из пёстрых лоскутков. Утомлённые тряской поезда в дальней дороге, они выпили лишь по кружке молока и крепко уснули под тихий говор матери и тётушки. В открытую форточку домика с окраины леса долетало уханье сов и хлопки их крыльев. Из ночной тиши на спящую округу лилось убаюкивающее сверчание сверчков. В комнате было очень светло от мягкого света, который проливала в окошко луна.
      Потом среди ночи до слуха Алёнки и Иринки доносился собачий лай, и чудилось кукареканье петуха. А рано утром их разбудил и звонкий крик петуха, и свинский визг. Всё это добавляло квохтание кур, многоголосое пение птиц и других сказочно необыкновенных новых звуков.
- Мамка, мама! Там петусок кукарекукает! – всплеснула руками Алёнка и скорее полезла с кровати.
- И правда петусок! – подхватилась Иринка и полезла за нею следом, припоминая: - Я дазе слысала, как он кукарекукал ночью! А ещё там курочки кокакокают!
- Петушок кукарекает, а курочки кудахчут! – успела поймать их мать за рубашонки и сначала одела, умыла под рукомойником, причесала и накормила тёплой манной кашей с пирогами и домашним варенцом.
      Варенец был такой тягучий и густой, что Иринка вгляделась в кружку и спросила:
- А это клей?
- Нет, сквашенное молочко, - ответила мать.
- Молочко?! – хором изумились дочки.
- Молочко, - подтвердила мамка и объяснила: - Его тётя Федося сделала.
- Как клей, а такое вкусное! - подивилась Алёнка, вспоминая тягучесть клея, которым они дома склеивают с Людой поделки.
      Варенец съелся с удовольствием и даже выскребся со стенок кружек ложками. Завтрак был замечательный! После него девчушкам разрешено было выйти во двор. А там было столько удивительного, что Алёнка и Иринка не знали на чём остановить глаз и слух! Они словно попали в царство настоящих сказок!
      Домик стоял в окружении высоченных тёмных елей и деревьев, переходящих в густой лес прямо на его задах. Оттуда лилось бесконечное пение таинственных птиц, которых непременно захотелось увидеть, но они никак не показывались. Зато во дворе везде разгуливали большие петухи и куры невероятно сказочной расцветки. Возле их длинной кормушки весело копошились воробьи и необыкновенные воркующие голуби. На высоком заборе дремала огромная, толстая кошка. Она явно всю ночь лопала мышей, а с утра нализалась парного молока. Из-под навеса с сеном в открытую сарайку тянулась притрушенная оброненным сеном дорожка и оттуда сильно пахло коровой и тем парным молоком. К сожалению сестрёнок корова уже была выгнана в поле. Зато рядом, в закутке за дверкой короткой загородки тёплой похлёбкой в лоханке булькали носами две огромные свиньи. Шумно высасывая жижу и похрюкивая, они чавкали на весь двор. Из-за громадных размеров четырёхлетним Алёнке и Иринке они показались настоящими бегемотами!
- Ойё-ёой! – вцепившись друг в дружку и привстав на цыпочки, испуганно заглядывали на них малыши.
- Не подходите к хрюшкам! – поспешно подошла к ним тётка Феодосия, подняла обеих на руки и показала свиней сверху: - Смотрите, какие они огромные! У них зубы, как у крокодилов! Съедят вместе с сандаликами и платьями!
      Да, сверху свиньи оказались ещё больше и страшнее. И племяшки прижались к тётке и твёрдо заверили:
- Не-не-не! Не будем лезть! С киской будем играть.
- Вот и правильно, – спустила их тётка на землю. – Играйте с Муркой, а я обед готовить пойду, да свежего маслица вам взобью.
      Она стащила им с забора кошку и со спокойной душой ушла хлопотать в домик. И тут, когда на кухне в печи готовился обед, взбивалось масло и точились лясы, а Алёнка и Иринка мирно нянчились с терпеливой Муркой, одна свинья так стукнула рылом в загородку, что её засов соскочил с петель. Обе свиньи сначала замерли, а затем, почуяв свободу, выбежали из свинарника во двор.
- Иииххх!!! – обомлели Алёнка и Иринка и дружно попятились к забору, так как до дома нужно было бежать через весь двор навстречу свиньям. С такими проблемами чувство сказочного царства вмиг сменилось жутким ужасом! Полутораметровый забор был единственным спасением, но своей высотой нисколько не обрадовал. Но когда от счастья свободы свиньи хрюкнули и понеслись по всему двору, девчонки в считанные секунды с перепугу взлетели на забор резвыми обезьянами, завопив не своим голосом во всю глотку!
      На вопли ужаса тут же беспокойным лаем откликнулась на задах собака, а из дома в панике выскочили тётка и мать. Маша сама до смерти боялась всякую скотину и столбом застряла в дверях. А Феодосия схватила дворовую метлу и бросилась загонять свиней в закуток. Но хрюшки ошалело носились по двору, высоко взбрыкивали ногами и весело взвизгивали от счастья. Алёнка же с Иринкой ревели на всю округу, намертво вцепившись в штакетины забора и руками, и ногами. На их счастье во двор забежали дядька Корней с сыном Сашей. Они как раз подъехали к дому верхом на лошадях и буквально слетели с них, бросившись на выручку. И в два счёта свиньи на пинках были выгнаны на улицу до самых дубов, что росли через дорогу. Там им сразу же расхотелось носиться. Они затормозили под дубами и принялись рыться в траве и листьях, с хрустом чавкая желудями. Теперь под раскидистыми дубами они казались всего лишь небольшими милыми хрюшками с вертящимися от удовольствия хвостиками. Особенно нравилось за ними наблюдать, сидя на руках у дядьки Корнея и у Саши.
      Этот совсем большой двоюродный брат Саша ещё и дал попробовать сладкие жёлуди, ловко извлекая их из прочной кожуры с красивой шляпкой. А Алёнке и Иринке только и надо было попробовать на свой зуб, если им что-то предлагали. Так что они и не собирались завидовать свиньям, а присоединились к ним в употреблении желудей. Крупные и сочные они были такие вкусные! Не зря нравились хрюшкам. Когда же сестрицы услышали о пользе желудей, они вообще заблагоговели перед этим необыкновенным плодом!
- Я тебе потом мешочек самых отборных наберу, чтоб с собой увезла, - пообещал Саша Маше и рассказал: - Ведь жёлуди весьма полезная штука. Напиток из них лечит желудочные болезни, сердечнососудистые. По вкусу он похож на кофе, какао или шоколад, смотря, как его приготовишь, - и он научил: - Добела очистишь ядра, измельчишь их на кусочки и высушишь в духовке до коричневого цвета. Потом храни в банке под капронкой и одну столовую ложку за одну минуту кипяти в двух литрах кипятка. Минут пять дай настояться и пейте, как чай с сахаром и молоком.
- Как интересно! Никогда не знала, что жёлуди такие полезные! Обязательно всё запишу в свой блокнотик для лучших рецептов, - в удивлении смотрела Маша на дуб.
- Жёлуди желательно собирать крупные и длинные. Вот такие, - поднял Саша жёлудь и пояснил: - Они намного лучше и полезнее мелких. Но если брать обыкновенные жёлуди, то их надо вымочить за пять-шесть часов, меняя два-три раза воду, и можно потом зажарить даже на угольях костра.
      И он не только угостил сестрёнок желудями, но и подвёл их к высоченному дереву, верхушка которого была усыпана грецкими орехами в почерневших усыхающих шкурках. Много их лежало и под деревом. Здесь были орехи, освободившиеся от шкурок, совсем чистенькие.
- Гляди-ка - правдусное ореховое дерево! – ахнули сестрицы и кинулись подбирать орехи: - А это правдусные орески валяются и никому не нузны! Никто их не собирает!..
- Девочки, надо говорить не «правдушные», а «настоящие», - поправила их мамка и тоже стала собирать орехи.
      А Саша ничего не подбирал под деревом. Он отыскал палку, хорошенько ею размахнулся, и она улетела в гущу ветвей, сшибая орехи и перепугав ворон, которые тоже выбирали себе по ореху. Вороны с возмущённым карканьем кинулись в небо, а Саша собрал орехи, передавил их руками, и Алёнка с Иринкой получили по горстке нежных беленьких ядрышек. Так он скормил малышам пару горстей, а потом предостерёг Машу:
- Больше пока пусть не едят, а то будет расстройство животиков, - и обратился к Иринке, подхватывая её на руки: - А ну-ка посмотри - много там ещё орехов? – и с весёлым смехом внезапно стал высоко подбрасывать её перед орешиной и спрашивать: - Вороны хоть что-то оставили? Или всё оборвали?
      Мамка даже не охнула, а засмеялась. Иринка же сначала задохнулась со страху! Так их подкидывал под потолок папа, но не настолько высоко. Этот же брат закинул в самое небо! Но он был такой добрый и сильный, что её рот вместо вопля сам собой восторженно захохотал. Услышав смех сестры, Алёнка не успела толком за неё перепугаться, но кинулась прятаться за мать. Да Саша в этот момент поставил Иринку на землю, а её быстро схватил за подол. 
- Не хочу туда, где вороны! Не хочу!.. - отбиваясь от его крепких рук, всполошилась она.
- Ну конечно «не хочу»! Теперь, давай, ты смотри, где орехи! – подкинул её Саша вверх, и перед его протянутыми навстречу руками Алёнка захохотала, как от щекотки.
      Эта феерия была не меньше, чем впервые увиденное настоящее ореховое дерево! Потом карапузы попробовали раздавить себе по ореху, как делал Саша, но два ореха даже не поместились в ладошку, а от давления их обоими руками, у сестёр только повылезали из орбит глаза! От удара же топнутой ноги по ореху через сандаль больно заныла пятка.
- Да-аа, мы не такие сильные… - оставив орех в покое, с завистью посмотрела Алёнка на беседующего с матерью брата.
- Пусть они едят. Вон как хрустят зелудями, - с досадой пнула свой орех Иринка в сторону хрюшек. Свиньи хрустели желудями, как мельничными жерновами по зерну!
      Немного погуляв под тенью деревьев, мать собралась идти в домик. От азербайджанской жары она мгновенно обгорала на палящем солнце и лишний раз на улицу высунуться боялась. Непоседливых же дочерей тянуло на воздух, какая бы погода ни была. Тогда Саша уговорил Машу придти к нему в гости, когда будут силы, а пока предложил отдохнуть от дочерей:
- Познакомлю их со своей женой. Больно она хочет их увидеть. А вечером доставлю в целости-сохранности.
      И он на весь день забрал Алёнку и Иринку к себе в гости.

продолжение следует......................


Рецензии