Сказки. Сведения античных авторов

 

                Григорий  Рыжов


                Сведения античных авторов

     В то время значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники древнегреческие и римские авторы упоминают венедов, которые живут севернее Карпат, по Висле и соседствуют феннами (финно-уграми) на севере, сарматами на юге. Обширные сведения содержатся в произведениях византийских писателях, которые сообщают более подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова.
       В первые века н.э. граница расселения славян, видимо проходила по Висле. На юге славяне расселялись до рубежей Римской империи.
       Тацит в I веке н.э. еще не различает разные группы славян-венедов, а писатели VI века (Прокопий, Иордан) называют уже два военно-политических объединения славянских племен антов, живущих к востоку от Днестра, и склавенов – западных и южных антов.
В VI веке византийский автор Прокопий из Кесари в книге «Война с готами» писал:
      «Эти племена, славяне и анты, не управляемы одним человеком, но издревле живут в народовластии (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим. Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… У тех и других один и тот же язык… И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».
      Когда римляне в ходе своих завоеваний Среднего Дуная и Паннонии (нынешняя Австрия и Венгрия) столкнулись со славянами, о них появилось упоминание в работах Пилиния Старшего и Тацита. Первый называет славян венедами, соседствующими с германцами и занимавшими территорию восточнее реки Висла, которая, кроме них, была заселена сарматами, скифами, гиррами (их этническая принадлежность не ясна). Второй помещает венедов на территории от Балтийского побережья до Карпат. Венеды находились у Тацита между пивкинами (германское племя в нижнем Подунавье) и феннами (финно-угорскими племенами Восточной Прибалтики). Тацит, сомневаясь, относить ли венедов к сарматам или к германцам, склоняется все же к тому, что венеды ближе к германцам.
      Древнегреческий ученый Птолемей помещает венедов вдоль Венедского залива (Балтийское море). На основании данных античных авторов можно приблизительно представить территорию, занимавшую венедами. Эта территория современной Польши, юго-западной Белоруссии, северо-западной Украины (Волынь, Полесье), а также Северное Прикарпатье и часть Балтийского побережья.
     Затем сведения о славянах в письменных источниках исчезают вплоть до VI века. В произведениях византийских авторов: историка VI века Прокопия Кессарийского, юриста, историка, поэта Агафия Миринейского (ок.536-582г.), императора Маврикия (582-602) – даны характеристики жизни славян их быта, культуры, политического строя. «Племена славян и антов, — отмечается в «Стратегиконе» Маврикия, — сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоем образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране…» «Стратегикон» отмечает, что славяне селились в лесах, у неудобно проходимых рек, болот, озер. Из произведений авторов мы видим, что славяне жили родоплеменным строем. Византийцы писали также о наличии у славян вождей, которые «не согласны друг с другом», а поэтому «нелишне некоторые из них прибрать к рукам с помощью речей и даров, в особенности тех, которые ближе к границам империи, а на других нападать». Упоминание вождей у славян позволяет предположить, что это были предводители дружин, а значит, славяне находились на стадии военной демократии.
      Славяне активно совершали походы на Византию, получая большое количество пленных и забирая огромную добычу. Они надвигались на Византию с Балкан и низовьев Дуная. Стремясь защитить свои границы от этих набегов и походов других народов, византийские императоры, начиная с Юстиниана (518-527гг.) приглашали на службу славянских князей с дружинами, которые несли службу на Дунае, создавая там многочисленные временные поселения.
      Следует отметить, что под славянами (склавинами, склавиями) византийские авторы понимали собственно славян, двигавшихся на Византию с севера (с территории современной Австрии и Венгрии), а под антами – восточных славян (жили в низовьях Днепра, Буга и Прикарпатье). Но существует точка зрения, что термин «ант» не имеет этнического значения и славяне, видимо, не употребляли его для самоназвания. Историки и археологи считают, что в VI в. н.э. в лесостепной части современной Украины существовало политическое объединение Антский союз (30-е годы VI в.–начало VII в.), где доминировали славяне, но куда входило ирано-язычное население. Лингвисты считают, что слово «ант» в иранских языках обозначает «край», т.е. какую-то окраинную территорию, но вовсе не Украину, как это хотят видеть украинские историки начиная с М. Грушевского.

                03.02.2023  год


Рецензии