Gazi-State of Danishmendides in Diyar-i Rum

Иллюстрация: Чекан ударного отряда борцов за веру (газиев) Данышмендидов в Анатолии. Амасья (Визант. военно-администр. округ Armenikon) и Сивас. Конный всадник с мечом, вероятно, легендарный данышмендидский воитель  Seyyid Battal. На сивасской монете мы видим легенду греческими буквами.

FROM GAZI-WORLD OF KHORASANIAN DEHESTAN (DAHAESTAN OF PARTHIANS)


Encyclopaedia Iranica

DEHESTANI , A'AZZ-AL-MOLKNEZAM-AL-DIN ABU’L-MAHASEN ;ABD-AL-JALIL b. 'AlI, twice vizier to the Saljuq sultan Barkiaroq (487-98/1094-1105).

In Rabi' I 493/January-February 1100, after Barkiaroq succeeded in taking control of Baghdad, he appointed Dehestani vizier with the honorific Nezam-al-Din. Slightly later, however, Barkiaroq was defeated at Esp;;r;; near Hamad;n by his brother Mohammad b. Malek;;h, and Dehestani was captured; he was well treated by Mohammad’s vizier, Mo'ayyad-al-Molk b. Ne;;m al-Molk, and was appointed civil governor of Baghdad. In the second battle between Barkiaroq and Mo;ammad, in 494/1101, Barkiaroq was victorious, and Dehest;n; again became vizier (;afar 494/December 1101). Bark;;roq’s extreme indigence and inability to pay his troops led Dehestani to impose stringent financial mulcts and demands for taxation. Early in 495/1101, as he accompanied Barkiaroq at the siege of Isfahan, where Mo;ammad was installed, he was murdered, either as an act of private vengeance or by an assassin of the Isma;ilis, whose adherents in the region had recently been slaughtered by Bark;;roq’s troops. Dehest;n; was succeeded as vizier by ;a;;r-al-Molk Ab; Man;;r Mohammad b. ;osayn Maybod;.

The hostile picture of Dehestani provided by Anushervan b. ;;led (Bond;r;, p. 89) is that of a rapacious tyrant, but in Ebn al-A;;r’s more balanced view (ed. Beirut, X, p. 336) he was generous and noble-minded, driven to his exactions only by the parlous state of his master’s finances; he especially enjoyed the confidence of the merchant community, and the contemporary poet Ab; Bakr A;mad Arraj;n; included in his d;v;n two Arabic qasidas (odes) dedicated to Dehestani.

Т.н. "дагестанская элита мусульманского корня" (у него ещё фигурирует "советско-партийная элита")  историка ДНЦ РАН Т.Айтберова вообще никакой элитой никакого мусульманского корня никогда не являлась и вообще представляла "опорный столп царизма"- в первую очередь Хунзах. А вот реальная мусульманская элита из числа борцов за веру- анатолийских Данышмендидов. А с ними и хорасанский термин "Dehestan" (в парфянском варианте Dahaestan/Dahistan). В чём заключалось "газийство" вообще дагестанской "элиты мусульманского корня"? Все они являлись лишь алчными феодалами безо всяких проблесков мусульманской элиты. Обыкновенные самозванцы, набивавшие себе брюхо бараньим салом и запивавшие его бузой. Почему у этой барановодческой "элиты" даже своего чекана не было как, например, у тех же данышмендидов, джандаридов, сельджукидов?

Чем занималась вся эта дагестанская феодальная верхушка - где она конкретно распространяла ислам, участвовала в газийских походах и пр.? У сельджукских правителей вы видим сплошь и рядом "Дэхэстани",а почему у дагестанских вообще ничего нет? Чьё, собственно говоря, газийство они представляли? Бенкендорфа или Паскевича с Аргутинским и Ермоловым? Чтобы считаться мусульманской элитой следует доказать их подвижничество, их даъват. Ничего этого у них не имелось, а были лишь бараны и холопы, которые друг от друга не отличались. И ещё у них были бессмысленные набеги в Грузию. И никого они там в ислам не обратили и нигде мусульманам не помогли, а просто гадили по-мелкому соседям- "лекианоба".

Кафыркумухский шамхал, присвоивший себе титул "гази" распространял в горах всякие бредни: "мне это должны, мне то должны" и пр. Никто и ничего ему не был должен, он всё сам придумал от имени какого-то псевдогазийства. Играл в "мафию идеалистов'. Никто ни ему,ни нуцалханам не поручал собирать в Дагhестане с кого-то подати ('харадж"). Какие они к чёрту "гази"? А если не "гази",то значит,- никакая не мусульманская элита.


Рецензии