О каллиграфии словцо

               
         Эволюционный процесс со временем коснулся предмета как орудия написания… от глиняных плиток до папируса и бумаги. От клинописных знаков до палочек, гусиных перьев, а потом и металлических, которых было изобретено множество – выбирай на свой вкус и придирчиво следи за ними, чтобы клякс не оставляли.
         На моей памяти картинка экзамена по сочинению в восьмилетней тогда школе. На партах чернильницы. Поскрипывают перья: учащиеся пишут на выбранную одну из трёх предложенных тем: две, связаны с литературными произведениями, одна на свободную тему. Излагают свои мысли, не спеша, обдумывая, пишут вначале на черновиках.
        Экзаменационная комиссия из трёх представителей этой же школы. Мой первый выпуск. Ребята старательно выводят каждую буковку, сказываются навыки уроков чистописания с начальных классов. Нажимы пера, элементы соединения букв, интервалы между словами выдерживаются автоматически. У старшего поколения на памяти подобные навыки написания слов сохранились.
        В тетрадях были и пористые белые, розовые, голубые листочки - вкладыши, именуемые школьниками промокашками и обязательно по одной. При промокании чернил на использованной странице, они впитывали излишки и тетрадный лист можно было без опасения   переворачивать.
        У каждого своя, как бы сейчас сказали, индивидуальная, чернильница, в которую макалось перо, излишки фиолетовых чернил убирались о верхний край её ободка.    А уж о пальцах    указательных, средних и больших что в фиолетовых, плохо отмываемых, пятнышках были постоянно, уже нынешнее поколение бабушек и дедушек, вспоминают с улыбкой.
        Писать перьями  было бы довольно удобно, если бы тетради были, как сейчас. Тогда же бумага, увы, не такая гладкая, ворсинки попадали в разрез пера или перья за них цеплялись, и   на странице тут же появлялась клякса.
        Чернильницы, хотя и называлась непроливайками - непроливашками, при резких движениях могли и расплескать чернила. Поэтому, мамины добрые руки, шили специальные мешочки - чехольчики, чтобы носить  их привязанной  к ручке портфеля.
        Да разве школьники обходились без резких движений? Порой потасовки и даже драки, в которых те же портфели были как боевым, так и защитным предметом, чернильницам доставалось, особенно стеклянным, фарфоровые и пластмассовые были гораздо прочнее.
       А ведь многим профессиям, с того времени, помогло умение не только красиво и грамотно писать, работая рукой, к примеру, хирургам, скульпторам, ювелирам.  Можно список продолжить. Нужно было в те давние времена заниматься чистописанием и для того, чтобы тренировать моторику руки. Оно развивало зрение, память, тренировало усидчивость и силу воли.  Учило даже преодолевать стресс.
      Уроки рисования и черчения, на которые смотрели и относились порой снисходительно, считая второстепенными, тоже учили глазомеру и твёрдости, уверенности руки. И, почему-то только правой. Такими праворукими старались сделать всех: мол, наше дело правое – заставим. И заставляли. Леворуким, были случаи, даже надевали варежку на руку, а то и руку привязывали к телу. Сейчас это смешно и дико выглядит, а вот тогда считалось обычным делом.
        Леворуких притесняли: ругали, упрекали, требовали, и учителя добивались своего, Такие были времена.
        Конечно же, существовали потом кроме перьевых, поршневые авторучки, заправляемые тушью или чернилами, но в школе они были запрещены, а вот шариковые разрешили. Есть у них, несомненно, своё преимущество – запас пасты в стерженьке, заменяющая и чернильницу, и промокашку – незачем промокать за отсутствием клякс. Писать, не отрываясь на соединения букв в слоги и слова, отсутствие нажима, позволило увеличить скорость письма, а вместе с тем    утратить и красоту прежней каллиграфии. Ушли в прошлое выставки образцовых тетрадей учащихся по чистописанию.
        Шариковыми ручками разрешили писать школьникам официально, считай с полвека, в 1971 году.  Уроки чистописания вскоре были отменены. Скоропись письма, конечно же, значительно повысилась: не надо было макать ручку в чернильницу, избытки чернил убирать о её край, промокать, когда было нужно.  Рука теперь не отрывалась от бумаги, изображая верёвочным почерком буквы, без нажимов.  Прежней каллиграфии - красоте и старанию помахала на прощание шариковая ручка: такие настали времена. Смирились. Привыкли. Забыли…

       
               


Рецензии
Как всегда, интересная у Вас тема, Николай Львович!
Спасибо, с уважением.
Марта)

Марта Седьмова   04.02.2023 21:22     Заявить о нарушении
Приятно ваш отзыв прочесть и принять, Марта. Что-то давненько вас не видно ни здесь, ни в нашем "Луче". Жаль, ведь хорошо получалось.
С теплом. Буду выглядывать.)))

Николай Толстов   04.02.2023 21:31   Заявить о нарушении

Спасибо! А у нас ещё на 2 курсе в педучилище (1971-1972уч год) были уроки чистописания. Разрешали писать поршневой авторучкой, но, конечно, так красиво как перьевой уже не получалось.
Елена Помазная(Медведева)

Николай Толстов   05.02.2023 03:18   Заявить о нарушении
Да, сестрёнка, помню твои образцовые тетрадки. Правильный и изумительный почерк.

Николай Толстов   06.02.2023 03:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.