Эссе об обязательности следования святоотеческому

ЭССЕ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАНИЯ СВЯТООТЕЧЕСКОМУ УЧЕНИЮ

(В тексте, приведены мысли православного мирянина о причащении Иуды, о хилиазме и о тайне Святой Троицы.)



СЛЕПЫЕ ВОЖДИ СЛЕПЦОВ И СВЯТЫЕ ВОЖДИ ДОГАДЛИВЫХ


Святой мудрейший первоверховный Апостол Павел пишет:

…мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится…
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ; но любовь из них больше.
(1Кор.гл.13)


Кого мы изберем своими духовными вождями?

Святых отцов Церкви, признающих несовершенство их богословских теорий, но жизнью доказавших свои веру в Бога, надежду на Бога и любовь к Богу?
Или – невежд и еретиков, выискивающих разномыслия в святоотеческих трудах или несоответствия  мирскому мудрованию и, именно, такие свои находки провозглашающие свидетельством большей, в сравнении со святыми отцами, ясности их духовного зрения?


Из слов Павла, однозначно, следует, что духовно зрячий – тот, кто:
- всецело доверяет Богу
- всецело надеется на Бога
- и, всем сердцем и всем разумением, любит Бога и – ближнего, как самого себя.

Итак – кого же мы – духовные слепцы, разгадыватели истины в тусклых образах богословия (и  богословствования)  – изберем себе в вожди?

Просто духовные слепцы, конечно, изберут тех, кого хорошо понимают – таких же слепцов, как сами.
Догадливые духовные слепцы, доверят своё водительство вождям духовно зрячим. Которые проведут их узким, непостижимым для слепцов, путем, мимо всех дорожных ям.



ДОГАДЛИВОСТЬ – СРЕДСТВО СПАСЕНИЯ СЫНОВ ВЕКА СЕГО


Заповедуя, пока есть возможность, делать добрые дела - даже богатством неправедным - Господь отмечает, что
«сыны века сего догадливее сынов света в своём роде». (Лк.16,8)
А ранее –  израильтянам, через пророка Исаию, Господь говорит:
«Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои… но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». (Ис.55, 8-9)

Разница в мыслях – подвижников (стремящихся стать сынами света) и сынов века сего – столь велика, сколько ближе к небу первые и приземленнее вторые.

То есть – это очень сушественная разница.

В ней кроется причина случаев взаимного непонимания людей духовно зрячих и людей духовно слепых.

То, что разница есть – ни хорошо, ни плохо.
Ведь, люди спасаются не степенью своей одухотворенности или мирской догадливости, а – исключительно – милосердием Божьим.
Бог спасает тех, кто искренне к спасению стремится.

И, при этом, последние войдут в Божие Царство первыми, а первые – последними.
То есть: догадливые - раньше зрячих.

Но, пока, все находятся в пути: зрячие – вожди, догадливые – ведомые.

Потому, нам – догадливым, жизненно, важно использовать всю свою догадливость для понимания мыслей и мотиваций, святых отцов Церкви.

…А их мысли и мотивации отстоят от наших - как земля отстоит от высот, близких к небу.



ВЕРА


По учению Апостола Павла:
Вера – есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. (Евр.11,1)

Итак:
Вера - есть доверие Богу (осуществление ожидаемого).
Вера - есть знание (уверенность в невидимом).

Вера духовно зрячих – в первую очередь – основывается на доверии Богу.
Вера догадливых –  на знании о Боге.

Мы – догадливые воцерковленные православные христиане - точно знаем, что есть Бог, что Его учение изложено в Библии и разъяснено в православной догматике.
Этому нас учит жизненный и духовный опыт.
Когда мы говорим об истинности своей религии - мы свидетельствуем о том, что видели и слышали, что осязали, что подтверждено событиями нашей жизни (подобно: 1Ин. 1-3).

Но вера - это еще и доверие Богу.
И от степени нашего доверия собственному знанию – что Бог нам благоволит – зависит степень нашего духовного зрения (или слепоты).

Если у нас доверия Богу мало, нам должно спасаться соборно со святыми отцами – их доверием Богу.
То есть – приземленность наших знаний мы обязаны поверять возвышенностью их доверия.

Вот, пример:

Огромным соблазном для духовно незрячих христиан является история предательства Христа Иудой Искариотом.

Толкования святых отцов не отвечают на вопросы, которые диктуются логикой сынов века сего.

Причина – в том, что сыны века сего ищут в этой истории промысел Бога, а святые отцы пытаются понять действия Иуды.

Святым отцам и в голову бы не пришло задаться вопросом – почему Бог поступает тем или иным образом?
Они доверяют Ему младенческим доверием любящему Отцу.
И единственно, что их волнует – не причинить Богу огорчения и боли.
От того – они и моделируют, применительно к себе, возможные мотивации предателя, чтобы уберечься от повторения его падения.

Не так – с сынами века сего.
Моделируя, применительно к себе, действия Иуды, мы ищем Иуде оправдание (даже, если не признаемся в этом).
Нас, в первую очередь, волнует – что оправдает нас, если мы предадим Христа?

И – оставаясь без святоотеческих ответов на свои вопросы – мы, волей или неволей, ищем их сами.
С помощью своей – сыновьей века сего – железной логики.

И, вот, к чему она нас приводит:

Бог всемогущ и всеведущ.
Если произошли те события, которые произошли – значит, Бог их так и промыслил (есть же пророчества о предательстве!).
Или – как минимум – не воспрепятствовал действиям Иуды. Обратил, сделанное им, зло – в добро, а точнее – воспользовался этим злом. А злодеем – как инструментом.
Расходным инструментом!!!

Что поделать? Такова логика тех, кто не доверяет Богу.
То есть – судит о Боге, по себе.
Нравится нам это или нет – но наша логика нас обличает.

Как нам быть?   
Что делать, чтобы не пойти за такими же, как мы, духовными слепцами и не упасть в какую-нибудь - из многочисленных, оправдывающих Иуду, еретических ям?

Применить догадливость, конечно же!
Поверить свою слепую логику наставлениями духовно зрячих учителей Церкви.


Святые Апостолы Иоанн и Иаков обладали всей полнотой веры-доверяем Богу и веры–знанием о Боге.
Иоанн – любимый ученик Христа, Иаков – сводный брат, знавший Христа с Рожденья.

Для тех из нас, кто, реально, полагается на логику, авторитет их свидетельств непреложен.
Они пишут:

Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1Ин.1,5).
Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (Иак.1,13).

А это значит, что мы должны принять, как аксиому, что Бог призвал Иуду Искариота не для того, чтобы погубить, но для того, чтобы спасти.

Лишь только мы вводим эту аксиому в свои логические умозаключения – в секунду(!), все наши вопросы разрешаются.

Становится, даже, странно – как можно было не понимать таких очевидных вещей?!

Иуда был одержим.
И одержим – не бесом, не легионов бесов и даже не всем адом, но самим бесовским князем.
И, вероятно, только рядом с Христом, мог быть свободен от дьявольского воздействия.
Хотя бы – и до той поры, пока сам не соглашался с внушаемыми дьяволом мыслями.

Безусловно, если Христос приблизил к Себе такого человека, зная, даже, что, именно, он Его предаст на мученическую смерть, на это были очень весомые основания.
Вряд ли бы, у вора, одержимого дьяволом, была другая возможность спастись, кроме, как прямым участием Спасителя.


И предложение предать, и само предательство были осуществлены Иудой в состоянии одержимости (Лк.22,3; Ин.13,27).

Практически – эти поступки совершал не Иуда.
И, если бы, не отчаяние и – не отказ дождаться Воскресения Христа, это могло бы стать его оправданием.

Особенно показательны обстоятельства предательства.
Иуда уже решил предать Спасителя (сам, не в одержимости), однако, Христос его причастил.
Почему?
В суд и осуждение?
Никогда!
Согласно аксиоме о спасении – только – во исцеление и в жизнь вечную.

Значит, у Христа была причина так поступить.

Если допустить, что Его слова к Иуде – «что делаешь, делай быстрее» (Ин.13,26) – явились следствием того, что предатель замедлил осуществление своих планов (так часто бывает со злодеями – в последний момент они, вдруг, медлят) и за этот проблеск совести получил Причастие и шанс быть спасенным, то, решительно, всё становится на свои места!
Произошедшие далее, события перестают быть смутительными и непостижимыми для нашей логики.

По причащении, в Иуду входит дьявол.
И, именно, дьявол совершает предательство.
А Иуда, через Причастие, остается со Христом.

Это – спасение.

Так Христос спасает Иуду на краю гибели.
Всего лишь – за малюсенький проблеск совести.

Всё логично!
В тысячи крат, логичней любых еретических выдумок!

Если бы, находясь в отчаянии, Иуда не согласился с совершенным предательством и – убив себя – не убил бы в себе Плоть и Кровь Христа (уже сознательно), воскресший Христос его бы спас.
Вне всяких сомнений!

Даже в момент предательства, Христос назвал его другом (Мф.26,50).
Но слепец – Иуда не доверился Богу, а поступил по своему разумению.

Когда впервые Спаситель засвидетельствовал, что один из Апостолов предаст Его (Мф.26,21-25), все в ужасе стали спрашивать – не я ли, Господи?
И только слепец Иуда, руководствующийся не доверием Христу, а какой-то своей логикой, зная, что речь идет о нём, с вызовом спросил – не я ли, Учитель?

То есть – да, это я, но не по Твоему ли учению я так поступаю?

Ничего не напоминает?
Не так ли и мы – сыны века сего – себя дерзостно перед Христом оправдываем, когда ставим свою слепую логику выше доверия святоотеческой догматике?
И не к нам ли обращен ответ – ты сказал (не Я тебя этому учил).

Ох, ох… Не я ли, Господи?



НАДЕЖДА


Отличие надежды на Бога у святых отцов и у сынов века сего – в следующем:

– Святые отцы, при жизни, руководствовались упованием на Бога, прежде всего, в деле покаяния.
Надежда на Божие милосердие позволяла им видеть свои грехи и не отчаиваться.
Но – сокрушением и плачем максимально возможного для них раскаяния –  стяжать благодатные плоды очищения.
В частности – духовное зрение (Мф.5, 8).

– Религиозная надежда сынов века сего – это, главным образом, надежда на помощь Бога в разных жизненных обстоятельствах, на заступничество святых, на молитвы ближних, на стяжание Царства Небесного усилиями по исполнению Заповедей и т.д…

Наше покаяние – так же, искренне. Мы это знаем из того, что, если не повторяем исповеданных грехов, получаем духовные свидетельства освобождения от их груза.

Но мы остаемся духовными слепцами в той мере, в какой слепо наше раскаяние.
(В большей или меньшей степени,  но всегда – мы, лишь частично, раскрываем перед самими собой ужас своих грехопадений.)
Таков результат нашей неглубокой надежды на Бога.

Слепое покаяние, тоже, требует мужества.
Но чтобы решиться посмотреть на себя в своем истинном виде – мужества необходимо гораздо больше.
Возможно – без крепкой надежды на Бога – это выше человеческих сил. 

Значит – сынам века сего не следует – и пытаться – оценивать библейское учение, вне, стяжавших духовное зрение, святых отцов.
Это – выше наших сил.

Но как быть, если со святоотеческим мнением согласиться трудно?

Применить догадливость!
Помня, что идти-то, всё равно, надо за сынами света. Они – зрячие.
 

Пример такого трудного согласия сынов века сего со святыми отцами – наше отношение  к толкованию большинством из учителей Церкви 19-й и 20-й глав Апокалипсиса.
 
А именно – к неприятию ими мнения, что, после победы Христа над антихристом, мир просуществует еще тысячу лет.
Хотя, об этом, вроде бы, прямо сказано в тексте.

О данном вопросе рассуждать допустимо, т.к. рассматриваемое святоотеческое толкование не закреплено соборным установлением.
Иначе – его следовало бы, просто, принять на веру.

Впрочем, если духовный слепец, и без соборного установления, примет на веру данное толкование – не ошибется.
Оно поддержано церковной полнотой.
И принятие его не повредит делу спасения.
Никак!

Ведь, даже, если большинство богословов ошибается и постантихристовое тысячелетие, всё-таки, будет – к делу спасения людей нашей – предантихристовой эпохи это отношения не имеет.
Никакого!


Отношение к спасению имеет лишь то – останется духовный слепец с полнотой Церкви – или отпадет. 
К тому же – из-за такой ерунды: несогласия по второстепенному, (незатрагивающему каноны) богословскому вопросу.

Чтобы данной нелепости избежать – будем разбираться.

Итак:

– Почему вопрос, не имеющий отношения к текущей эпохе, очень остро волнует сынов века сего?
Безусловно – потому, что он лишает нас беспечного состояния от пребывания в духовной слепоте.
Мы, вдруг, живо осознаем страшный итог, который ждет всех, кто не спасётся.   
И, примеряя участь неспасаемых к себе, понимаем, что можем оказаться в их числе.

Поэтому последний рубеж, отделяющий нас от вечного ужаса – тысячелетие (пусть, нахождения душой в аду, но еще – не телом в огненном озере)  представляет для нас  огромную ценность.

Не только на рассудочном уровне, но даже – на рефлекторном.   

Тысяча лет!
Да еще, пусть, со слабой, но надеждой быть отмоленными…
Нет, наша слепота (берегущая функции мозга от потрясений) не отдаст их.
Ни за что!!!

Но, отложим рефлексию и вооружимся догадливостью:

Да – ни один, из наиболее часто упоминаемых, общих для разных святых отцов, аргументов против хилиазма не является убедительным.
Однако – могут ли сыны света быть правы?

БЕЗУСЛОВНО.

Отложив эмоции, с ужасом для себя, мы видим, что если читать окончание главы 19-й и начало главы 20-й – не как последовательность событий (сначала зверь и лжепророк будут ввержены в озеро огненное, а через тысячу лет - сатана), но как разные обстоятельства одного события (просто, отдельно описана участь зверя и лжепророка, отдельно - сатаны) – тогда тысячелетия не будет.
И святые отцы правы на 100%. 

– Однако от чего же сыны света столь категоричны в выборе своего контекста прочтения 19-й и 20-й глав?!

Помимо общеизвестных святоотеческих обоснований отрицания хилиазма, есть и такое:
Подвижник, хорошо знающий свои пороки, посвятивший жизнь их преодолению, не может себе представить, чтобы для него (даже, по воскресению) было реальным блаженное и святое состояние, пока рядом существует мир соблазнов.

Данное подвижническое самообличение нам может показаться наименее убедительным антихилиастическим аргументом, из всех.
Мы, ведь, знаем о духовных достижениях таких антихилиастов.

Но для самих будущих святых, данный аргумент, безусловно, являлся сверхзначимым.
И он приводил их к неразрешимому противоречию:

С одной стороны – сыны света, реально, считали себя первыми из грешников, достойными гибели, вместе с миром соблазнов.
С другой стороны – имели твердую надежду на милосердие Бога и жизнь в Его Царстве.

Отсюда - естественный вывод: 
Для них, воскресение в соцарствование со Христом, если и возможно, то только при условии, что мира соблазнов уже не будет.

Логика простеца!
___________________________

Причины разномыслия ведомых и вождей определены.
Разбираемся дальше.

Итак:

Панический страх хилиастов и детский максимализм антихилиастов – возможно ли согласие?

КОНЕЧНО!

Согласие неминуемо, если духовные слепцы не уклонятся от следования за своими духовно зрячими вождями и не предпочтут им, понятных для себя, но – таких же – духовных слепцов.

Догадливым сынам века сего, несмотря ни на что, следует вникнуть в святоотеческое учение.
В нём – правда!

Аргументация святых отцов, по данному вопросу, имеет такую особенность – она справедлива для обоих вариантов прочтения спорных стихов Откровения.

Отрицая тысячелетие, сыны света разъясняют нам – его ревнителям, каким оно (если, все-таки, состоится), точно, не будет.

И мы с их доводами полностью соглашаемся.

Более того – без этих разъяснений, мы, обязательно, бы уклонились в ересь представлений о политической власти воскресших Божьих избранников над существующим миром.
(Эта духовная яма поглотила многих духовных слепцов.)


Рассмотрим одно из обобщений святоотеческой аргументации против хилиазма:


Хилиазм не может быть принят в следствие:


1. Невозможности признания некоего особого тысячелетнего царства Христа уже в этом мире, отличного от Царства Небесного.
Под тысячелетним царством следует понимать неопределенный, но продолжительный период времени - от начала благодатного царства Церкви Христовой и до кончины мира.

Мы согласны – особого царства Христа в этом мире не будет,  Его Царство – не от мира сего.
Постантихристово тысячелетие, если и состоится, явится финальной эпохой единой исторической эры – от начала царства Церкви Христовой, до кончины мира.


2. Невозможности признания двух воскресений  (Господь учил лишь об одном воскресении).
При этом, под «первым воскресением» в Откровении имеется в виду духовное возрождение людей в жизнь вечную во Христе в Таинстве Крещения.

И это соответствует нашим представлениям.
Надо различать – смерть и воскресение всех людей и – успение и оживление великих праведников – Ин.11,24-26.

Хоть термины «смерть» и «воскресение», обычно, употребляемы и к первым, и ко вторым – все-таки, есть разница в отлучении души от тела у всех и у наиболее совершенных. 

Видимо, о таких – наиболее совершенных – в Откровении сказано:
Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим (Откр.14,4-5).

Первое воскресенье – это святое Крещение.
И кто, из крещеных, непорочен пред престолом Божьим и искуплен из людей – уже не умрет в общепринятом смысле этого слова, но – уснёт.

Тому свидетельства – примеры из жизни:
Изношенная обувь св. Спиридона Тримифунтского или ответ пятидневного усопшего св. послушника Акакия, что он не умер (Леств.4,110)…

Если тысячелетию должно быть, праведники, которые реально воскресли в Таинстве Крещения – оживут (в значении – проснутся).

Воскресение мертвых – действительно – только одно. 
Хилиазм это мнение святых отцов не опровергает.

Кто воскрес сразу по Крещению – не умрет.
Кто воскреснет, после смерти – началом своего спасения имеет, всё равно, Крещение.

Одно Крещение, одно воскресение.

У всех!


3. Хилиазм не может быть принят, вследствие невозможности признания двух Страшных судов (Господь учил лишь об одном суде).

Данный антихилиастический аргумент необходим для направления мыслей хилиастов в правильном направлении.

Но само его появление и широкое распространение у, ставших впоследствии святыми, богословов, трудно объяснить чем-то иным, кроме как разницей в мыслях сынов света и сынов века сего (отстоящих друг от друга, как небо отстоит от земли).

Если духовное зрение сынов света свидетельствует о невозможности двух Страшных Судов, то догадливость сынов века сего об этом вопиет!

Сыны света, в благоговейном ужасе созерцания святынь, не смеют даже обратить мысль в направлении, которое духовным слепцам доступно для подробных размышлений.
Здесь в полной мере реализуются слова Христа о, в своем роде, большей догадливости сынов века, по сравнению с сынами света.

Вот эти размышления:
Мы знаем, что, в настоящее время, с Христом соцарствуют, находясь воплоти, четыре человека.
Двое воскресших – Пресвятая Богородица и св. Апостол Иоанн.
И двое еще не умерших – св. пророки Енох и Илия.

Какой суд – нал Пресвятой Богородицей?!!!

Над усыновленным Христом Ей –  Апостолом Иоанном?

Над Енохом и Илией (укреплявшим Христа перед Страданиями) – которые утвердили свою свободную волю в путях Божиих – так, что их будущий подвиг проречен?

Нашим духовным вождям не надо нас убеждать, что двух Страшных Судов не будет!

Двух – не будет.
Будет один.
Но - не для всех.
Вне зависимости от того, состоится тысячелетие или не состоится.

Соцарствование этих четверых со Христом – не есть политическая власть над миром, но – соцарствование не от мира сего.

Не удивительно, что будущие святые отцы, осознавая себя первыми из грешников, не смели думать о чести соцарствования вместе с Богоматерью, Иоанном, Енохом и Илией.
Более того, аскетический опыт Церкви указывал им на опасность признания себя достойными спасения – как на причину падения величайших из подвижников.
А мы – в отношении наших вождей, вполне, можем это допустить.


И 4-й аргумент – самый важный:
Хилиазм не может быть принят вследствие невозможности признания пришествия Христа, за какой-либо период времени, прежде Страшного Суда.

Это абсолютно исключено!
 
Писание свидетельствует однозначно:
Придет Христос, победит, пришедшего перед Ним, антихриста и будет Суд (2.Фес.2,8-12).

Без отсрочек!
 
Отсрочка означала бы только одно – политическое правление миром, пришедшего во Славе Христа.
Но это – есть, то самое, ожидание, которое отвернуло народ Божий от христианства.

Несогласие со святыми отцами, в данном вопросе – есть отречение от Христа.
Да – не будет этого с их догадливыми последователями!

В этом мире назовет себя Богом и возглавит мировую политическую власть антихрист (2.Фес.2,4).
Христово же Царство – не от мира сего.
И его наступление явится концом мира существующего.

 
Но, что же – тысячелетие?
Возможно ли, чтобы даже этот, безусловный, аргумент был принят хилиастами?

ДА!

Парадоксы времени объяснены даже для условий существующей вселенной.
И то – что для одной системы пространственных координат будет продолжаться день, относительно другой системы координат займет тысячелетие – не является лишенным смысла.

Страшный же Суд, вероятно, произойдет на стыке времени и вечности.
И, тем более, не лишено смысла предположение, что продолжившие жить на земле, еще тысячу лет, люди, по смерти, будут воскресать в тот же один день Страшного Суда.
Так же, скованный и освобожденный через тысячелетие сатана, может быть побежден и ввержен в озеро огненное со зверем – в один этот день «координат» вечности.


Что же – соцарствующие со Христом в мире (по подобию происходящего теперь соцарствования Богоматери, Иоанна, Еноха и Илии)?

Учение св. Апостола Петра, что у Бога тысяча лет – как один день, можно рассмотреть не только в категориях времени, но и в духовных категориях.
Счастье пребывания с Богом не уменьшается или увеличивается от его длительности.
Молитвенники это хорошо знают.
Один день счастья – как тысяча лет и тысяча лет – как один день… (2Пет.3,8)

Четверо соцарствующих сейчас со Христом – уже соцарствуют с Ним в вечности.
Иначе и быть не может.
Так же – и воскресшие праведники (которые на Суд не пойдут) не увеличат и не уменьшат своего благоговейного радостного состояния от еще одного тысячелетия существования мира.


К каким выводам это всё нас приводит?

Учение святых отцов справедливо – абсолютно, точно.
Мнение, ведомых ими, сынов века сего, справедливо – возможно.


Точность учения сынов света – в том, что у неспасшихся не будет тысячелетнего периода, перед ввержением в озеро огненное.

Остальное – для нас – несущественно.

Поэтому, возьмем за руку святого отца и пойдем за ним, не мудрствуя и не рассуждая.
Помимо того, что он наш – путеводитель, он еще и молитвенник за нас – если не его вразумлением, так его заступничеством, перед Богом, спасемся.


Но напрасно ли мы рассуждали о возможности хилиазма.
Конечно – не напрасно.
Допущение, что тысячелетие (в период одного дня Страшного Суда) состоится, может избавить нас от смущений из-за неосновных богословских вопросов святоотеческого толкования 19-й и 20-й глав Откровения.

Например, в случае, если кому-то трудно согласиться с тем, что бесовский князь уже скован цепью.
Изгнан-то он – однозначно (Ин.12,31), его действия ограничены.
Но исторические события, многих из нас, подвигают к сомнениям в том, что это и есть – скованность.
Вот, чтобы сомнения, по второстепенным богословским вопросам, не вылились в сомнения относительно правоты святых отцов, по вопросам главным – допущение «тысячелетия – в продолжении одного дня» может быть полезным.

И – ВСЁ!


Будем бояться Страшного Суда.
По словам св. Иоанна Златоусотого, страх Божий – корень всего благого.
А чтобы не унывать и не отчаиваться, попытаемся научиться у сынов света надежде на Бога.
Через – совершенствование нашего покаяния.
Дорогу осилит идущий.



ЛЮБОВЬ


Главная причина отстояния мыслей сынов света от мыслей сынов века сего (как неба – от земли) – есть следующая:
Сыны света, приоритетно, стремятся исполнить первую заповедь любви:
– возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим (Мф.22,37).
Сына века сего – вторую:
– возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф.22,39).

Наши духовно зрячие вожди учат нас многим таким вещам, которые сами, когда их определяли (при жизни), еще не были способны вместить.

Вещам – видимым ими у Бога, как бы, сквозь тусклое стекло, гадательно.
И – передаваемым нам в, доступных нашему пониманию, абстрактных образах.

Но, вот, ведь, что выходит – мы  способны эти их образы разгадывать.
Мы же – более догадливы!

Поэтому, главная задача, которую мы должны перед собой ставить, изучая святоотеческое наследие – избегать уравнивания нашей слепой догадливости с духовным зрением святых отцов.
А тем более – её превозношения над их наставлениями.

Например:

Догадливому духовному слепцу не составит труда, объяснить, кому угодно, тайну Святой Троицы.
В Библии же всё написано! А святыми отцами – разъяснено...
В святоотеческом учении есть много образных объяснений Божественного Триединства:

УМ,  МЫСЛЬ,  НАПРАВЛЕННОСТЬ МЫСЛИ.
Ум всегда рождает мысль в, исходящем от ума, направлении (ДУХЕ).

ПОДЗЕМНОЕ СКОПЛЕНИЕ ВОД,  РОДНИК,  РЕКА.
Разные природные феномены, но суть - одно.

КИРПИЧ – в нём соединены:  ГЛИНА,  ВОДА  и  ОГОНЬ.
Глина дает материю, вода делает её доступной для придания формы, энергия огня превращает в камень.
Несливающиеся (непереходящие друг в друга) составляющие единого.


БЛАГОЧЕСТИВАЯ СЕМЬЯ – РОДИТЕЛИ и ДЕТИ.
Личности разные, а вместе – одно целое.

А, вот, это уже – не абстракция!
Это – подобие:

Второй, по значимости, заповедью Закона (Мф.22,39), заповедана любовь ближних, друг к другу.
А новозаветной заповедью совершенства (Мф.5,46-48), человеческая любовь определена, как свойство подобия человека Богу,

Значит, рассматривая этот святоотеческий образ, можно применить строгую логику:


Св. Апостол Иоанн открывает нам истину – Бог есть любовь (1Ин.4,16)
Св. Апостол Павел, перечисляя свойства любви, говорит и о таком – любовь не ищет своего (1Кор.13,5).

Эти два библейских текста – подобием благочестивой семьи – обосновывают учение о единстве Трех Лиц Бога.

Любовь не ищет своего – значит, она может существовать, только, будучи на кого-то обращенной.
Лишь в среде разных личностей (в семье) возможна любовь. Друг к другу.   

Из этого подобия следует:
Если бы Бог был одним Лицом – Он не был бы любовью.
Но Бог – есть любовь.

Триединство доказано!

Но еще раз себе напомним  – да не обольстится духовный слепец своей догадливостью! Не будем забывать, что в рассмотренном примере, мы:
– не ставили целью – определить, что такое любовь, это сверх человеческих возможностей.
– не противопоставляли нашу догадливость – духовным прозрениям святых отцов.

Мы, лишь, доказывали (и доказали!) самим себе правоту церковного святоотеческого учения.
 
С целью преодоления своих возможных в нём сомнений. 


Остается рассмотреть последний вопрос – от чего святые отцы не видят, такого ясного нам обоснования догмата о Триединстве Лиц Бога?

Здесь уместно пояснение с использованием еще одного святоотеческого образа Святой Троицы:

СОЛНЕЧНЫЙ ДИСК (или – ЗВЕЗДА, НАЗЫВАЕМАЯ СОЛНЦЕМ),  СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ и  СОЛНЕЧНОЕ ТЕПЛО.

Мы знаем об их природном единстве, однако же – всегда, говорим и думаем о Солнце, солнечных лучах и солнечном тепле по-отдельности.

У одной современной писательницы есть рассказ о знакомстве с незрячим, от рождения, мальчиком.
Во время путешествия по одной жаркой стране юго-восточной Азии, её внимание привлекли действия этого шестилетнего ребенка. Он своими ладошками ощупывал участки стены дома, незакрытые тенью.
На вопрос к его бабушке – что он делает? – получила ответ – трогает Солнце. Пытается изучить его наощуп.
Видя, что эти слова собеседница не совсем поняла, бабушка пояснила – мы рассказали мальчику о том, что на небе всходит Солнце и посылает световые лучи на землю, приносящие тепло. И, поскольку, он не может увидеть ни солнечного диска, ни лучей света, а ребенком является очень любознательным, единственное, что ему остается, для опытного исследования – ощупывание нагреваемых Солнцем поверхностей. 

Разъяснения были понятны, однако писательнице потребовались не день, не месяц, и не год – чтобы вместить всё это в сознание.

Солнечный диск – такой разный в разное время дня, в разных географических широтах, при разной погоде…
Солнечные лучи – проходящие сквозь тучи, проявляющиеся радугой, блистающие дорожкой в море…
Солнечное тепло – согревающее и иссушающее, растапливающее льды и по-разному нагревающее разные материалы…
Как всё это уместить в едином целостном представлении зрячему человеку?

А для догадливого слепого малыша – это просто и естественно.

Мы знаем, что приближение к Солнцу, например, на космическом корабле, для его экипажа станет гибелью, а он ощупывает этот далекий громадный термоядерый реактор.
Мы не сомневаемся в том, что радуга – оптический эффект, возникающий, только, от нас - на расстоянии, а он, без труда, к ней прикасается.
И это – не метафора!
В буквальном смысле!!!
Непостижимо…


А что же – святые отцы?
То, что они, в отличие от нас, прозревали в Горнем Мире – безмерно превосходит разницу между слепотой и зрением в мире этом.
У них и слов-то не было, чтобы пересказать открытые им истины.
Ибо, слова, звучащие на Небесах – есть глаголы неизреченные (неповторимые людским языком).
(2Кор.12,4)

Превосходство мира устремлений духовных подвижников, над миром, привычным сынам века сего, столь велико – что сыны света даже не пробуют досканально отразить его земным наречием.
А над всем – Бог.
На Которого и высшие Ангелы не смеют поднять глаз.

Как о таком расскажешь?
Только – в абстрактных притчах.
Только – чтобы обозначить, для нас, общие ориентиры Пути Спасения.

 
Задумавшись об этом, приходится признать, что семья – как святоотеческий абстрактный образ Божьего Триединства – имеет большее значение в деле нашего спасения, нежели наша, формально безупречная, логика подобия.
Хотя бы, потому – что, именно, святоотеческий образ дал направление нашим логическим построениям.

Как догадливый, но незрячий, ребенок не может быть кому-то вождем, но сам ищет помощи у зрячих провожатых, так – и грош цена догадливости сынов века сего, если они решат доверить своё водительство таким, как сами, духовным слепцам,

Пусть, даже, те способны «достать до Солнца» и «прикоснуться к радуге».
 
Слепому ребенку нужна любящая бабушка, школьные учителя…
Сынам века сего – святые отцы.
Мы усердствуем в исполнении заповеди любви к ближним. 
Если включим святых отцов Церкви в число своих  ближних (у Бога все живы),  то – по любви к ним – начнем прилагать старания и к исполнению самой главной заповеди – заповеди любви к Богу.



P.s. Святые отцы Церкви, в главном, всегда были едины.
А сейчас они предстоят пред Престолом Божьим и зрят Божьи истины ясно.
Их прежние разномыслия (по втростепенным богословским вопросам) не имеют значения в практике православия.
Теперь святые отцы едины во всём.
Реальное путиводительство святых отцов абсолютно надежно и строго догматично.


Рецензии
Владимир, хорошая работа. Объемная. Учила Библию на немецком языке на курсах в Германии заочно. В университете сдала хорошо атеизм. Прочитала до конца Энциклопедию Религии всего мира. Поняла, что Бог меня любит, дав возможность дожить до 84 лет в полном здравии. Ангелы Хранители спасали не раз.

Жму зелёную (зелёное понравилось). Это поднимает рейтинг и привлекает читателей.

Алефтина Павловна Попова   22.06.2025 17:52     Заявить о нарушении
Из религий всего мира надо выбрать одну.
И - не ошибиться.
Это - самое важное дело жизни.
Вам еще есть над чем работать.

Владимир Афанасьев 2   22.06.2025 20:22   Заявить о нарушении
Мои предки по линии отца мамы были Родо́веры. Христианство не принимали. Я нашла 320 потомков нашего Родоначальника. Составила Древо Рода, написала книгу по воспоминаниям мамы, издала и отправила по присланным адресам. 620 страниц, формат А5.

Алефтина Павловна Попова   23.06.2025 00:48   Заявить о нарушении
Но Вы-то христианством, почему-то, интересуетесь.
Вам решать.

Владимир Афанасьев 2   23.06.2025 17:43   Заявить о нарушении
Я приняла Таинство крещения после того, как по ночам начали появляться плазмоноиды в моей комнате. Я написала о них. Даже появлялся Контактер из Вселенной. Это уже после Крещения.

Алефтина Павловна Попова   23.06.2025 18:03   Заявить о нарушении
В какую веру Вы крещены?

Владимир Афанасьев 2   23.06.2025 18:38   Заявить о нарушении
Православная христианка

Алефтина Павловна Попова   24.06.2025 08:31   Заявить о нарушении
Во время Крещения, Вы плюнули на сатану.
Этого он Вам не простит, даже, если Вы совершите, ради него, самые гнусные преступления.
Назад пути нет.
Единственно, что Вас избавит от встречи с сатаной (а заодно - от всех его плазмоидов) - воцерковление и ведение ортодоксально христианской жизни, в меру сил.
________________

Крещение - это право на спасение.
Которым надо суметь воспользоваться.

Цель церковной жизни - достойное участие в Евхаристии.
Все молитвы, посты, добрые дела... направлены на то, чтобы причаститься Тела и Крови Христа и стать с Ним - одной Крови и Плоти.

Для этого, Вы крестились.

Для этого же надо каяться в грехах и в Таинстве покаяния получать их прощение.

Забытые грехи отпускаются в Таинстве елеоосвящения.

Есть Таинство миропомазания - дающее благодатную помощь.

Само Таинство Причастия - тоже сжигает грехи.
Но если в нем участвовать не искренне - может сжечь и причащающегося (болезни, смерть...).
_________________

Крестившись в ортодоксально апостольской Церкви - Вы сделали очень ответственный шаг.

Надо делать следующие шаги.

Именно - шаги.
Маленькие, но - к спасению.

Шаги - от оплеванного Вами сатаны.
Который люто Вас ненавидит.
Ненавидит он всех людей, но крещенных - особенно.
____________

Попросите Христа о помощи и пробуйте начать посещение богослужений.
Шажок - за шажком.
Упали - встали. И снова: шажок - за шажком.

Дойти нельзя.
Важно - идти.

Идущему - Христос идет навстречу.
И, в итоге, спасает - за стремление, а не за достижение (того, что ни один человек сам достичь не в состоянии - ни пьяного он зачатия, ни - трезвого...).

Владимир Афанасьев 2   24.06.2025 21:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.